12 апостолов Правила жизни 2019: Иван Сурвилло, 19 лет
12 апостолов Правила жизни 2019: Иван Сурвилло, 19 лет
Меньше чем за год на электронную рассылку девятнадцатилетнего Ивана Сурвилло подписались десятки тысяч человек. За каждым выпуском следят все цифровые медиа, а самому молодому человеку пророчат славу нового Дудя. Иван задает своим героям простые вопросы, но каждый диалог перерастает в исповедь.
Видео: Герман Белкин
19лет
Первый год своей жизни Иван провел под аппаратом искусственной вентиляции легких. «Дважды наступала клиническая смерть. Врачи говорили, я долго не проживу». Когда Ивану исполнилось полтора года, папа поставил его на горные лыжи. «Отца все пытались отговорить: "Ты что, угробишь ребенка!" Не помню, как это было. Но уже в три года я прекрасно катался по склонам. Думаю, так сформировался мой внутренний стержень. Дал уверенность в том, что у меня может что-то получиться в жизни».
В старшей школе Иван Сурвилло писал статьи для интернет-ресурса «Мел» и вел собственный блог – в основном о несовершенстве системы школьного образования. «Я рано понял, чем хочу заниматься: писать о том, что мне интересно».
Сейчас Ивану девятнадцать. В августе 2018-го «Афиша» назвала его «журналистом, который (возможно) потеснит Дудя». Но разговаривать о какой бы то ни было миссии Сурвилло неинтересно.
«У меня нет цели кого-то превзойти или изобрести новое медиа. Мой проект "Интервью о личном" – это мой способ повзрослеть, попытка научиться чему-то у собеседников. Каждый разговор откладывается где-то внутри».
За последний год Иван записал больше пятидесяти интервью с политиками, журналистами, режиссерами и общественными деятелями. «Просто писал им в Facebook, рассказывал о своем проекте. Поначалу отказывались, но чем дальше – тем чаще стали соглашаться». Его собеседники – Михаил Зыгарь, Антон Долин, Алексей Венедиктов, Олег Кашин. Сурвилло задает простые на первый взгляд вопросы: «О чем вы мечтаете?», «За что вам стыдно?», «Какую черту в себе вы больше всего не любите?», а диалог перерастает в исповедь.
«Мне говорили, что мои интервью похожи на сеанс у психоаналитика».
Помимо проекта «Интервью о личном» Иван записывает подкасты, рассказывает в Instagram о том, как занимается зимним бегом – в кадре запотевшие очки и хештег #ваняпробежал, – прочитывает 100–150 книг в год.
«Мне кажется, я ничего не успеваю».
В 2017-м Иван поступил во ВШЭ на журналистику, но быстро бросил: «Я понял, что эту профессию лучше изучать на деле, а не в теории». Устроился корреспондентом в The Village. Написал репортаж: несколько дней ходил по Москве в маске, скрывающей от камер видеонаблюдения. Резиновое «лицо», если бы не заметные прорези для глаз и отсутствие мимики – почти такое же, как у многих прохожих. «Я ходил в ней по улице, сидел за столиком в кафе и в очередях в банках. Меня поразило, что никто не обращал внимания. В маске, с одной стороны, ощущаешь внутреннюю свободу – то, чего нам так не хватает в больших городах. С другой – большую ответственность, потому что ты аноним и можешь творить все что хочешь».
На рассылку Ивана подписано больше 55 тысяч человек.
«Я совру, если скажу, что мне не важно, что обо мне думают. Стараюсь быть очень аккуратным – боюсь скатиться в самолюбование». В эпоху YouTube и Instagram-блогов рассылка – более редкий и потому запоминающийся формат. Но молодой журналист выбрал его не из тонкого расчета: «Мне кажется, рассылка подразумевает более личный подход». Читателю не нужно запускать браузер или приложение, листать ленту – он просто открывает письмо. Раз в две недели Сурвилло шлет подписчикам новое интервью, отчет об утреннем забеге или просто размышления о насущном. На каждое письмо приходит с полсотни ответов.
«К сожалению, я не успеваю всем отвечать», – расстраивается Иван.
Первое «Интервью о личном» вышло чуть больше года назад. Еще полгода спустя Ивана начали узнавать на улицах.
«Если честно, я очень боюсь этого. Я читал истории молодых футболистов, которым успех бил в голову, и годам к тридцати от их способностей не оставалось и следа. Ты когда-нибудь катался на серфе? Когда ты ловишь волну, ты испытываешь страх. Но вместе с этим – восхищение». ≠
Костюм и рубашка Boss; галстук Gucci;
носки Calzedonia; кроссовки Puma
— Кто вы?
— Иван Сурвилло.
— Какой ваш любимый цвет?
— Зелёный.
— Что вы хотите найти?
— Себя.
— Какие три слова крутятся у вас в голове сейчас?
— Напряжение, интерес, легкость.
— Что вы сделаете, если на вас побежит большая собака?
— Отойду в сторону.
— В какую эпоху вы бы отправились на машине времени и почему?
— Богатый выбор. Думаю, в 988 год – год крещения Руси. Интересно понаблюдать за процессом.
— Если бы вы решили поиздеваться над человеком, как бы вы это сделали?
— Не знаю. Не люблю и не умею издеваться.
— Из всех мест, что вы посетили, где бы вы хотели остаться подольше?
— Павилоста – маленькая рыбацкая деревушка в Латвии. Там очень спокойно.
— В чем суперсила?
— В смирении.
— Если бы вам разрешили есть только одно блюдо целый месяц, что бы это было?
— Бабушкины пирожки с картошкой.
— При каких обстоятельствах вы целовались в последний раз?
— Дома на диване.
— Что способно испортить ваш день?
— Будильник не вовремя.
— Если вы когда-нибудь писали стихи, вспомните хоть одну строчку.
— Сказал дракон: «Эге!» – и приготовился к ЕГЭ.
— Как выглядит красивая смерть?
— Авиакатастрофа над горой Килиманджаро. Красный одномоторный самолет медленно теряется в тумане.
— Любить по-русски – это как?
— Нежно, аккуратно и с пониманием.
— Чего вы боитесь?
— Ничего.
— На что вам не жалко потратить деньги?
— Почти на все, если это доставляет радость родным и близким людям.
— Первое воспоминание из детства?
— Я лежу под аппаратом искусственного дыхания.
— Чем пахнет ваша профессия?
— Приключением.