12 апостолов Правила жизни 2019: Савва Савельев, 38 лет
12 апостолов Правила жизни 2019: Савва Савельев, 38 лет
Савва Савельев — режиссер, художник, постановщик церемоний и мероприятий, киноактер, медиапродюсер, концептуалист. Каждое из этих определений профессиональной деятельности лучше вычеркивать. Ян Фабр однажды сказал Савельеву: «Важно, не кем ты хочешь быть в итоге, а чем». И он исправно этому следует.
Видео: Герман Белкин
38лет
Кажется, Савельев сам уже и не помнит, что его настоящее имя Андрей. Произносит его и удивляется. Только родственникам и давним товарищам это привычно. Для всех остальных в медийном пространстве он Савва. Из-за фамилии. Так пошло еще с родного Петербурга: в общей компании друзей ко всем цеплялись новые имена – Мура, Бака, Савва (Мурашкинцев, Бакин, Савельев). И потом так стало проще подписывать картины: SAVVA – выглядит как монограмма. Однажды актер Петр Скворцов, сыгравший главную роль в «Ученике» Кирилла Серебренникова, зашел в мастерскую к Савельеву и обомлел: «Ты еще и картины пишешь?» Так Савва создал всю сценографию для сложного спектакля «Человек из Подольска Сережа очень тупой», билет на который почти не достать.
В творческой студии Gogol School, организованной актерами и режиссерами «Гоголь-центра», у Саввы недавно была своя лаборатория под названием «Чайка». Речь шла не только о затертой до дыр чеховской пьесе, но и об одноименном бассейне под открытым небом в центре Москвы. Туда Савва ходит каждый день, чтобы проплыть свои обязательные километры, и считает, что там – уникальная вселенная со своими героями, связями, сюжетами. Каждый пришедший туда в плавательной шапочке, как правило, старается выбрать для себя дорожку. «Самое жуткое, – говорит Савельев, – когда люди расфасованы по отдельным ячейкам». На видео, предваряющем его творческую лабораторию, он выдвигает весьма интересную концепцию: «Вся жизнь – метаморфоза. Гусеница, куколка и бабочка – три разных существа. Но ведь они одно целое? Человек постоянно находит сферы, где может оказаться кем-то, и это значит, что он не остановился в своем развитии на уровне гусеницы. Быть в поиске – самое прекрасное, что есть в жизни после любви. Если ты любишь и ищешь, перед тобой открыто все. И страха нет».
В основе «человека-не-гусеницы», по Савельеву, лежит коммуникация. Сам он считает коммуникацию своим базовым талантом. Он начинал в журналистике, но по касательной: в 19 лет развозил в метро журналы по киоскам – это называлось распространением. Потом стал креативным директором журнала «Собака.ru», потом запускал Time Out в России, а после по приглашению своего земляка Ивана Урганта пришел работать в его вечернее шоу на самом старте – и задержался. Спустя 15 лет работы в офисах и редакциях он вырвался из кокона и ощутил простое: многообразие. Стал организовывать мероприятия и премии, как если бы это были спектакли. Сами спектакли тоже начнутся – в них примут участие не кто-нибудь, а Кира Муратова, Чулпан Хаматова, Ксения Раппопорт. Еще в седьмом классе Савельев поставил «Маленького принца» – сам рисовал декорации, подбирал музыку, распределял роли. На встрече он скажет: «Я этим занимаюсь давно».
– О человеке ничего не говорит его должность, функция, которую он исполняет, – рассуждает Савельев. И сам задает вопрос: – Ты много счастливых людей знаешь?
– Стараюсь обойтись без тех, с кем мне общаться не хочется, – отвечаю я.
– Именно! Сейчас я тоже выбираю себе круг. А раньше я был окружен многими несчастными людьми, которые ходят на нелюбимую работу, постоянно ноют, потом летят «в Барсу» на две недели, там они счастливы, отрываются, выкладывают тысячи фотографий в инстаграм, а после возвращаются снова несчастные и унылые. «Что вы со своей жизнью делаете?» – хочется их спросить.
Инстаграмные сторис Саввы в последнее время – цветные тексты на черном фоне: «Фото у пальмы», «Фото из мишленовского ресторана», «Фото, оскорбляющее чувства верующих», «Фото в бассейне». Савельев похож не на человека даже, не на режиссера, а на концепцию, построенную на переработке привычного. Однажды он создал серию полиэтиленовых пакетов, только из керамики, чтобы их однажды нашли так же, как древнегреческие амфоры. Что еще оставит после себя современный человек?
– Айфон? – предполагаю я.
– Где айфон, там и родина, – выдает Савва очередную концептуальную ремарку. Такую простую и точную. ≠
Рубашка, брюки, футболка и ботинки, все Boss; носки Falke
— Кто вы?
— Человек.
— Какой ваш любимый цвет?
— Черный.
— Что вы хотите найти?
— Нет ответа.
— Какие три слова крутятся у вас в голове сейчас?
— Секс, еда, секс.
— Что вы сделаете, если на вас побежит большая собака?
— Обниму ее.
— В какую эпоху вы бы отправились на машине времени и почему?
— В 2009 год. Сейчас все о нем говорят.
— Если бы вы решили поиздеваться над человеком, как бы вы это сделали?
— Прошел бы мимо и не заметил его.
— Из всех мест, что вы посетили, где бы вы хотели остаться подольше?
— У себя в мастерской.
— В чем суперсила?
— В её отсутствии.
— Если бы вам разрешили есть только одно блюдо целый месяц, что бы это было?
— Творожок.
— При каких обстоятельствах вы целовались в последний раз?
— Я не помню.
— Что способно испортить ваш день?
— Ни-че-го.
— Если вы когда-нибудь писали стихи, вспомните хоть одну строчку.
— Поцеловались в трамвае в парке. Вот что-то такое.
— Как выглядит красивая смерть?
— Это быстрая смерть.
— Любить по-русски – это как?
— Так же, как любить по-французски, по-английски, по-немецки. Любить.
— Чего вы боитесь?
— Остаться без работы.
— На что вам не жалко потратить деньги?
— На семью.
— Первое воспоминание из детства?
— Я бегу через пустырь, который зарос ромашками.
— Чем пахнет ваша профессия?
— Это неприлично.