12 апостолов Правила жизни 2019: Евгений Гранильщиков, 33 года
12 апостолов Правила жизни 2019: Евгений Гранильщиков, 33 года
Гранильщиков работает в разных сферах искусства: вчера он снимал фотопроекты, сегодня строит инсталляции, а завтра закончит полнометражный фильм. «Современное кино и современное искусство не пересекаются», — говорит художник, но, похоже, его это не остановит.
Видео: Герман Белкин
33 года
Куртка и брюки Dolce & Gabbana; рубашка Dior Men,
галстук Gucci; ремень и броги Paul Smith; носки Falke
«Мой талант – это ощущать время. Я выбрал работу с видео и движением, потому что по-особому чувствую это». Первое видео Евгений Гранильщиков снял в 2012 году. Второе стало его студенческим проектом в школе Родченко, где он учился на курсе фотографии у Игоря Мухина. В 2013-м его дипломная работа «Позиции» получила Премию Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года». Безоговорочное признание на российской арт-сцене принесло Гранильщикову еще множество наград и участие в многочисленных выставочных проектах. Своим достижениям Евгений радоваться не умеет, но знает, что он на верном пути.
«Мне кажется, ни один художник не предполагает, что станет художником. Я хотел быть журналистом, изучал литературу и историю кино. Занимался фотографией и иногда писал сценарии. Меня ужасала мысль, что когда-нибудь мне придет в голову снять полнометражный фильм. Хуже только писать стихи. Современное кино и современное искусство – это разные миры, они редко пересекаются».
Только в прошлом году Гранильщиков закончил свой первый полнометражный фильм, который снимал два с половиной года. В фильме дважды повторяется фраза: «Я не знаю, что такое режиссура. Думаю, для фильма нужно нечто большее, чем чувство разочарованной любви к собственной стране». Через слова своих героев Гранильщиков пытается оправдаться перед историей. Сомнение – неотъемлемая сторона художественной практики: кто-то выносит ее в заголовок, а кто-то проживает глубоко в себе.
Евгений не любит надолго уезжать из Москвы. Он был рад вернуться из Парижа, где прожил зиму. Перелеты вызывают у него стресс. Премию кинофестиваля goEast в Висбадене (Германия) за проект Unfinished Film (2015) получал его друг. «Мы встретились в баре сразу после прилета. Друг открыл чемодан: на вещах лежала статуэтка. Красота какая!»
Диалог со зрителем для Гранильщикова принципиально важен, поэтому он старается сам делать описания к работам. Для выставки «Последняя песня вечера» на «Винзаводе» (2017) он представил их в форме писем своим друзьям, очень интимные эссе со множеством деталей. Когда на выставку приходит тысяча человек с разным бэкграундом, он хочет, чтобы каждый из них воспринял эти тексты лично.
Видео и фильмы Евгений снимает сам: выстраивает свет, работает со звуком, монтирует. «Мне нравится, что можно быть в любой роли, разбираться в процессах создания фильма от и до, от "ничего" до финала. Несложно делегировать ответственность кому-то, но я все могу сделать сам. Я смотрел интервью Скриптонита, который по утрам сам удаляет из Instagram дурацкие комментарии. Наверное, все так делают».
– Ты сам писал про себя статью в «Википедии»?
– Нет. Я удивился, когда ее увидел.
Кажется, это единственное, что Гранильщиков не сделал сам.
В марте у тридцатитрехлетнего художника открывается персональная выставка в галерее XL – уже четвертая в его карьере. Центральная работа называется «Слабость» – короткометражный фильм, построенный на диалоге режиссера и актрисы. Сценарий написан из обрывков многочисленных разговоров Гранильщикова с актерами и раскрывает проблемы, о которых редко задумываются люди, сидящие перед экраном: разногласия, уязвимость, режиссерская слабость. Его интересует внутренняя жизнь кино и место в нем режиссера.
Гранильщиков не мечтает – ставит задачи и постоянно ищет. Однажды перед репетицией с актерами у него сломался принтер, и вместо сценария он получил разрозненные части текста, а с ними – и идею для будущего проекта. Его дни проходят в постоянных размышлениях, без перерывов на отдых и выходные. Он уже готовит свой главный проект, в котором хочет переосмыслить картину Дзиги Вертова, основателя кинодокументалистики, «Человек с киноаппаратом» 1929 года. Его ждет большая работа: полгода исследований и полтора года съемок. ≠
— Кто вы?
— Режиссер.
— Какой ваш любимый цвет?
— Синий.
— Что вы хотите найти?
— Черт его знает. Если бы я знал, я бы уже нашёл.
— Какие три слова крутятся у вас в голове сейчас?
— Набережная, фонтан, аптека (смеется).
— Что вы сделаете, если на вас побежит большая собака?
— Да ничего не сделаю, я просто не боюсь собак. У меня две собаки.
— В какую эпоху вы бы отправились на машине времени и почему?
— Я не думал об этом. Мне неинтересно никуда отправляться. И здесь хорошо.
— О каком историческом событии вы почти ничего не знаете?
— О шумерах.
— Если бы вы решили поиздеваться над человеком, как бы вы это сделали?
— Издеваться над людьми – не мое.
— Из всех мест, что вы посетили, где бы вы хотели остаться подольше?
— В Праге.
— В чем суперсила?
— В интуиции.
— Если бы вам разрешили есть только одно блюдо целый месяц, чтобы это было?
— Салат Цезарь (смеётся).
— При каких обстоятельствах вы целовались в последний раз?
— При большой толпе.
— Что способно испортить ваш день?
— Все, что угодно.
— Если вы когда-нибудь писали стихи, вспомните хоть одну строчку.
— Вряд ли вспомню, это было очень давно. После шестнадцати лет я решил, что писать стихи – это занятие для других.
— Как выглядит красивая смерть?
— Застрелиться.
— Любить по-русски – это как?
— Отчаянно и безнадежно.
— Чего вы боитесь?
— Мне кажется, я постоянно боюсь разных вещей. В последний раз боялся задохнуться от астмы.
— На что вам не жалко потратить деньги?
— На друзей.
— Первое воспоминание из детства?
— Игрушечная железная дорога.
— Чем пахнет ваша профессия?
— Проблемами (смеется).