12 апостолов Правила жизни 2019: Евгений Гранильщиков, 33 года

Гранильщиков работает в разных сферах искусства: вчера он снимал фотопроекты, сегодня строит инсталляции, а завтра закончит полнометражный фильм. «Современное кино и современное искусство не пересекаются», – говорит художник, но, похоже, его это не остановит.
T

12 апостолов Правила жизни 2019: Евгений Гранильщиков, 33 года

Гранильщиков работает в разных сферах искусства: вчера он снимал фотопроекты, сегодня строит инсталляции, а завтра закончит полнометражный фильм. «Современное кино и современное искусство не пересекаются», — говорит художник, но, похоже, его это не остановит.

<div data-vnd="57e92259f6c9ceb50250" data-profile="480" data-aspectratio="0.5625" class="viqeo-embed viqeo-horizontal viqeo-embed--57e92259f6c9ceb50250" style="width:100%;height:0;position:relative;padding-bottom:57%;"><iframe src="//cdn.viqeo.tv/embed/?vid=57e92259f6c9ceb50250" width="100%" height="100%" frameborder="0" allowfullscreen="allowfullscreen"></iframe></div>

Видео: Герман Белкин

33 года

{"points»:[{"id»:4,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:6,"properties»:{"x»:-391,"y»:4,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:5,"properties»:{"duration»:0.8,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:1446,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:1446,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Куртка и брюки Dolce & Gabbana; рубашка Dior Men,

галстук Gucci; ремень и броги Paul Smith; носки Falke

{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:1446,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:10,"properties»:{"x»:0,"y»:1446,"z»:0,"opacity»:0,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:1446,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:11,"properties»:{"duration»:200,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:1446,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:1446,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

«Мой талант – это ощущать время. Я выбрал работу с видео и движением, потому что по-особому чувствую это». Первое видео Евгений Гранильщиков снял в 2012 году. Второе стало его студенческим проектом в школе Родченко, где он учился на курсе фотографии у Игоря Мухина. В 2013-м его дипломная работа «Позиции» получила Премию Кандинского в номинации «Молодой художник. Проект года». Безоговорочное признание на российской арт-сцене принесло Гранильщикову еще множество наград и участие в многочисленных выставочных проектах. Своим достижениям Евгений радоваться не умеет, но знает, что он на верном пути.

«Мне кажется, ни один художник не предполагает, что станет художником. Я хотел быть журналистом, изучал литературу и историю кино. Занимался фотографией и иногда писал сценарии. Меня ужасала мысль, что когда-нибудь мне придет в голову снять полнометражный фильм. Хуже только писать стихи. Современное кино и современное искусство – это разные миры, они редко пересекаются».

Только в прошлом году Гранильщиков закончил свой первый полнометражный фильм, который снимал два с половиной года. В фильме дважды повторяется фраза: «Я не знаю, что такое режиссура. Думаю, для фильма нужно нечто большее, чем чувство разочарованной любви к собственной стране». Через слова своих героев Гранильщиков пытается оправдаться перед историей. Сомнение – неотъемлемая сторона художественной практики: кто-то выносит ее в заголовок, а кто-то проживает глубоко в себе.

Евгений не любит надолго уезжать из Москвы. Он был рад вернуться из Парижа, где прожил зиму. Перелеты вызывают у него стресс. Премию кинофестиваля goEast в Висбадене (Германия) за проект Unfinished Film (2015) получал его друг. «Мы встретились в баре сразу после прилета. Друг открыл чемодан: на вещах лежала статуэтка. Красота какая!»

Диалог со зрителем для Гранильщикова принципиально важен, поэтому он старается сам делать описания к работам. Для выставки «Последняя песня вечера» на «Винзаводе» (2017) он представил их в форме писем своим друзьям, очень интимные эссе со множеством деталей. Когда на выставку приходит тысяча человек с разным бэкграундом, он хочет, чтобы каждый из них воспринял эти тексты лично.

Видео и фильмы Евгений снимает сам: выстраивает свет, работает со звуком, монтирует. «Мне нравится, что можно быть в любой роли, разбираться в процессах создания фильма от и до, от "ничего" до финала. Несложно делегировать ответственность кому-то, но я все могу сделать сам. Я смотрел интервью Скриптонита, который по утрам сам удаляет из Instagram дурацкие комментарии. Наверное, все так делают».

– Ты сам писал про себя статью в «Википедии»?

– Нет. Я удивился, когда ее увидел.

Кажется, это единственное, что Гранильщиков не сделал сам.

В марте у тридцатитрехлетнего художника открывается персональная выставка в галерее XL – уже четвертая в его карьере. Центральная работа называется «Слабость» – короткометражный фильм, построенный на диалоге режиссера и актрисы. Сценарий написан из обрывков многочисленных разговоров Гранильщикова с актерами и раскрывает проблемы, о которых редко задумываются люди, сидящие перед экраном: разногласия, уязвимость, режиссерская слабость. Его интересует внутренняя жизнь кино и место в нем режиссера.

Гранильщиков не мечтает – ставит задачи и постоянно ищет. Однажды перед репетицией с актерами у него сломался принтер, и вместо сценария он получил разрозненные части текста, а с ними – и идею для будущего проекта. Его дни проходят в постоянных размышлениях, без перерывов на отдых и выходные. Он уже готовит свой главный проект, в котором хочет переосмыслить картину Дзиги Вертова, основателя кинодокументалистики, «Человек с киноаппаратом» 1929 года. Его ждет большая работа: полгода исследований и полтора года съемок.


{"points»:[{"id»:1,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:3,"properties»:{"x»:0,"y»:1446,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:2,"properties»:{"duration»:1446,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:7,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:9,"properties»:{"x»:0,"y»:1343,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:8,"properties»:{"duration»:1343,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

Инстаграм:

@granilshchikov

{"points»:[{"id»:14,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:16,"properties»:{"x»:0,"y»:156,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:17,"properties»:{"x»:0,"y»:318,"z»:0,"opacity»:0,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:15,"properties»:{"duration»:156,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}},{"id»:18,"properties»:{"duration»:200,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Power0.easeNone»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}

— Кто вы?

— Режиссер.


— Какой ваш любимый цвет?

— Синий.


— Что вы хотите найти?

— Черт его знает. Если бы я знал, я бы уже нашёл.


— Какие три слова крутятся у вас в голове сейчас?

— Набережная, фонтан, аптека (смеется).


— Что вы сделаете, если на вас побежит большая собака?

— Да ничего не сделаю, я просто не боюсь собак. У меня две собаки.


— В какую эпоху вы бы отправились на машине времени и почему?

— Я не думал об этом. Мне неинтересно никуда отправляться. И здесь хорошо.


— О каком историческом событии вы почти ничего не знаете?

— О шумерах.

— Если бы вы решили поиздеваться над человеком, как бы вы это сделали?

— Издеваться над людьми – не мое.


— Из всех мест, что вы посетили, где бы вы хотели остаться подольше?

— В Праге.


— В чем суперсила?

— В интуиции.


— Если бы вам разрешили есть только одно блюдо целый месяц, чтобы это было?

— Салат Цезарь (смеётся).


— При каких обстоятельствах вы целовались в последний раз?

— При большой толпе.


— Что способно испортить ваш день?

— Все, что угодно.


— Если вы когда-нибудь писали стихи, вспомните хоть одну строчку.

— Вряд ли вспомню, это было очень давно. После шестнадцати лет я решил, что писать стихи – это занятие для других.

— Как выглядит красивая смерть?

— Застрелиться.


— Любить по-русски – это как?

— Отчаянно и безнадежно.


— Чего вы боитесь?

— Мне кажется, я постоянно боюсь разных вещей. В последний раз боялся задохнуться от астмы.


— На что вам не жалко потратить деньги?

— На друзей.


— Первое воспоминание из детства?

— Игрушечная железная дорога.


— Чем пахнет ваша профессия?

— Проблемами (смеется).


{"width»:1200,"column_width»:58,"columns_n»:12,"gutter»:45,"line»:20}
true
960
1290
false
false
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}
false