12 апостолов Правила жизни 2019: Иван Бессонов, 16 лет
12 апостолов Правила жизни 2019: Иван Бессонов, 16 лет
Академическую музыку в России теперь тоже делают молодые: шестнадцатилетний Иван Бессонов, выигравший классическое «Евровидение», не чувствует себя частью поколения, но идеально вписывается в тренд.
Видео: Герман Белкин
16 лет
Пиджак и брюки Dolce & Gabbana; рубашка Marol;
носки Falke; кеды adidas Originals
Еще два года назад зрители телеканала «Россия» умилялись при виде Ивана и его младших братьев: трио Бессоновых, одетых в чудесные оливер-твист-костюмчики, исполняли танго из фильма «Запах женщины» на очередном шоу талантов. Теперь, по словам Ивана, «когда на сцену выходит двухметровый человек с сорок седьмым размером ноги, никто не вздохнет: "Боже, какой ангел".
В жизни каждого вундеркинда наступает опасный и ответственный момент: превращение ребенка в большого артиста. Шестнадцатилетний пианист пережил его в прошлом году, когда выиграл конкурс Eurovision Young Musicians, который, в отличие от своего поп-аналога, действительно отражает положение артиста в музыкальном мире и открывает для победителя серьезные перспективы. За день до нашего разговора Иван вернулся из Сочи, где отыграл сольную программу из сочинений Шопена, Шумана и Баха; через несколько дней ее же он сыграет в Вене. На гастролях он теперь проводит большую часть жизни. Бессонов – петербуржец, но последние несколько лет живет в Москве, в свободные от гастролей дни посещая занятия в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории.
Скромный, обаятельный, Бессонов рассказывает о страстном увлечении "Гарри Поттером", пережитом пять лет назад, или об "Отцах и детях", недавно прочитанных на литературе. И тут же добавляет: "Иногда я чувствую себя семидесятилетним, оторванным от молодежной культуры. Занятия музыкой подталкивают к уединению. Того, что называют тусовкой, у меня нет; мое общение – это обмен опытом или игра в ансамбле". Ежедневный труд за инструментом можно было бы сравнить с режимом спортсмена перед соревнованиями, если бы он не требовал еще и колоссальной душевной отдачи: "Физическая нагрузка выматывает, но еще сложнее найти вдохновение, которого требует каждый концерт". Выбрав такую жизнь, ты не имеешь права на переходный возраст: не можешь уйти из дома, пуститься в эксперименты с внешностью или полночи рассматривать новые мемы, ведь на неделе у тебя три концерта в двух странах. У Ивана кнопочный телефон: "Интернет пугает меня – оттуда трудно выбраться; соцсети – это вообще что-то странное, бесчеловечное. Я не нашел способа дозировать это, моим способом оказалось сломать телефон. Я понимаю, что если бы постоянно в кармане был доступ "туда" – это был бы конец карьере, конец жизни".
Помимо игры на фортепиано Бессонов хочет развиваться как композитор. В цифровую эпоху, когда технически писать музыку не намного сложнее, чем снимать селфи, Иван намерен обучаться искусству композиции серьезно. Самое сложное – "найти учителя, чьи взгляды на музыку полностью совпадали бы с твоими".
Казалось бы, для человека, которого занятия музыкой лишили беспечной юности, было бы естественно желать другой судьбы для своих детей. "Я мечтаю когда-нибудь завести семью. И своих детей я обязательно буду обучать музыке". Сам Иван не представляет себя ни в какой другой профессии: "Все это: непонятость сверстниками, оторванность от своего поколения, физическая и нервная нагрузка – окупается, стоит мне сесть за инструмент. Я не представляю другой жизни. Я даже не помню, каким я был, когда еще не занимался музыкой".
Наиболее важным для себя композитором он, после некоторых раздумий, называет Фридерика Шопена. "В его музыке – улыбка сквозь слезы, это близко мне. Удивительная вера в жизнь и при этом – какой-то надлом. Он долгие годы был болен и ждал смерти; это наложило на его музыку отпечаток, которого нет больше ни у кого".
На вопрос, нравится ли он себе, этот талантливый успешный юноша без колебаний отвечает "нет". ≠
Инстаграмом
не пользуется
— Кто вы?
— Человек. По крайней мере, я надеюсь, что я человек.
— Какой ваш любимый цвет?
— Черный.
— Что вы хотите найти?
— Золотую рыбку (смеется).
— Какие три слова крутятся у вас в голове сейчас?
— Дайте мне позаниматься.
— Что вы сделаете, если на вас побежит большая собака?
— Обниму ее.
— В какую эпоху вы бы отправились на машине времени и почему?
— Думаю, в XIX-й век в России. Музыка того времени мне ближе всего.
— Если бы вы решили поиздеваться над человеком, как бы вы это сделали?
— У меня есть два младших брата. Если им сказать, что они сегодня не смогут позаниматься на скрипке, они будут страдать.
— Из всех мест, что вы посетили, где бы вы хотели остаться подольше?
— Я бы хотел подольше остаться в душе. В той секунде, когда включаешь горячую воду утром и когда она только-только начинает на тебя литься.
— В чем суперсила?
— В голове.
— Если бы вам разрешили есть только одно блюдо целый месяц, что бы это было?
— Одно блюдо в месяц – это само по себе извращение, поэтому я бы выбрал что-то, что не люблю. Например, сырные палочки.
— При каких обстоятельствах вы целовались в последний раз?
— Обстоятельства были не для слабонервных.
— Что способно испортить ваш день?
— Если утром собрался съесть овсяную кашу и не нашел сгущенку, чтобы ее подсластить.
— Если вы когда-нибудь писали стихи, вспомните хоть одну строчку.
— Если буду жить один. Это первое, что в голову пришло. Как просили.
— Как выглядит красивая смерть?
— От старости, наверное.
— Любить по-русски – это как?
— ...
— Чего вы боитесь?
— Жутко боюсь щекотки. Безумно не люблю, когда меня пугают. Даже не сам процесс, а то, что я после этого делаю. Становлюсь невменяемым и плохо себя веду. Еще не люблю оставаться в темной комнате. Начинает казаться, что в углу что-то есть. Очень неприятное ощущение.
— На что вам не жалко потратить деньги?
— Следующий вопрос.
— Первое воспоминание из детства?
— Лежу в своей кроватке и мне снится сон, как будто я обезьянка из мультика, который я только что посмотрел. Эта обезьянка ловкая, жизнерадостная и подвижная. Я, как она, скачу по деревьям, хватаюсь хвостами за ветки, гогочу с другими обезьянками.
— Чем пахнет ваша профессия?
Наверное, потом.