Правила жизни Вячеслава Муругова
Мне всегда хотелось, чтобы за меня говорили мои проекты.
Сдерживать свое тщеславие — это искусство. В то же время, это неотъемлемая часть нашей профессии. Иначе мы бы все торговали селедкой.
Я очень консервативно подхожу к деньгам, которые зарабатываю. Считаю совершенным безумием демонстрировать кому-то, что называется, «понты». Когда-то один человек сказал мне: «Главный понт — это отсутствие понта». Мне кажется, так и есть.
Сегодня посредником между аудиторией и контентом являются каналы, и слава богу. Поэтому наш бизнес строится вокруг каналов.
Контент — это король. Дистрибуция — королева. И королева иногда уделывает короля.
Бывает, что трансляция «Яндекса» собирает большую аудиторию, чем, например, «Первый канал». Но «Яндекс» не соберет у экрана всю семью. А «Первый» собирает. Это один из столпов телевидения — способность собирать у экрана семьи.
Я родился в 1969-м, а в 1970-е проходила серия хоккейных матчей СССР — Канада. Мне было года три, но я отчетливо помню, как все родственники собирались перед телевизором и следили за игрой.
Мысль о том, что у телевидения должна быть какая-то миссия — это заблуждение.
Телевидение должно нести ответственность — да. Мы обязаны вспоминать об этом каждый раз, когда собираемся открыть рот по ту сторону экрана. Но все-таки это массовое, площадное искусство. В первую очередь мы должны развлекать.
Мой папа был военным врачом, и мы много переезжали. Жили в военных городках, которые входили в систему баз арсеналов Главного ракетного артиллерийского управления. То есть, это те самые городки, из которых в случае войны полетели бы ракеты.
Я несколько лет служил военным инженером, а после развала СССР решил уйти на телевидение. В военкомате вздыхали: «Все вы уходите из армии в бизнес». «Я не в бизнес», говорю. «А куда?» «На телевидение, в творчество». На меня посмотрели как на безумца.
Когда я говорил своим знакомым в Бресте, что я уезжаю в Москву, на телевидение, они слышали что-то вроде «Я собираюсь полететь на Марс».
Менеджеров много, а творцов — мало.
Кажется, Стив Джобс это сказал: «Много людей, которые создают процессы, но мало тех, кто создает результат». Они ненормальные, но других нет.
Мы профессионалы, мы не можем опираться на одно мнение. Когда кто-то в команде говорит: «Я придумал шутку, рассказал ее, она понравилась», мы перебиваем: «Кому рассказал?» Маме? Мама — не критерий.
Мы учимся на ошибках, а не на успехах.
На заре становления СТС мы с моим другом пришли в «Дягилев». Огромный, битком набитый девушками клуб. Общаемся с ними: «Чем занимаетесь?». «Учимся на актрис во ВГИКе». Мы сразу: «Вау! А мы продюсеры». Девушки смотрят скептически: «Продюсеры чего?». «Канала СТС». «Да тут полклуба продюсеров СТС». Так что это не всегда работало.
Иногда моя жена критикует мои проекты. Поначалу я воспринимал все в штыки, а потом задумался. По крайней мере, она не пытается подстроиться и говорит, что думает. «Кто же тебе еще правду скажет, если не я?». Вот ее позиция.
Хорошо, когда рядом умная жена. Жены, считаю, делают мужей. И за это им нужно говорить спасибо.
В целом мы, русские, патриархальные люди в плане семьи. Но как-то я не очень понимаю, как можно по-другому.
Самый важный проект в моей жизни — это мои дети.
Счастье — это любовь.