«Настоящий детектив»: Махершала Али — о разрыве контракта с Netflix и работе со сложными сценариями
Одним душным октябрьским днем, когда даже самые невосприимчивые к погоде жители Лондона прятались в тени, Махершале Али пришлось выйти из своей машины, чтобы пройтись по Пикадилли.
Актер должен был выступить в штаб-квартире Правила жизни, но в тот полдень во время марша произошла стычка Демократического футбольного клуба (Democratic Football Lads Alliance) с антифашистами, так что каждую минуту раздавались звуки сирен полицейских машин.
«Думаю, это в мою честь», — смеется Али, входя в комнату и показывая в сторону протестующих: «Думаю, люди возмущаются, почему вы не пригласили Райана Гослинга».
Одетый в укороченный костюм цвета слоновой кости, в сочетании с серой рубашкой, трикотажной шапочкой цвета бургундского вина и оранжевыми солнечными очками, Махершала Али буквально привнес красок в нашу однотонную компанию.
Так, недавно он пришел на показ своего нового фильма «Зеленая книга», удостоившегося похвал на Лондонском кинофестивале. Фильм Питера Фаррелли основан на реальной истории, произошедшей в 1960-е годы. В ней рассказывается о путешествии на юг ямайско-американского пианиста Дона Ширли, которого сыграл Али, и его шофера и типичного вышибалы Тони «Болтуна» Валленлога, роль которого исполнил Вигго Мортенсен.
На международном кинофестивале в Торонто «Зеленая книга» получила главный «Приз зрительских симпатий» — награду, которой удостоились такие ленты, как «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Ла-ла-ленд» и «12 лет рабства».
Несмотря на то, что Али спал всего несколько часов после вчерашнего перелета, он остается невозмутимым и безукоризненно вежливым. Актер заказывает для себя чашечку кофе с овсяным молоком и неподвижно сидит, пока гримеры накладывают слои косметики под глазами, чтобы скрыть следы его усталости.
Когда мы сели беседовать, он признался: «Работая над "Зеленой книгой", я старался избежать клише на эту тему, хотя идея сценария была мне довольно близка, особенно в тот момент».
Говоря о клише, он подразумевал нежелание идти проторенной дорогой, когда артист, получивший «Оскар», стремится заполучить дорогостоящий контракт в фильме с другим оскароносным актером.
И правда, Али, награжденный статуэткой премии «Оскар» за роль в фильме «Лунный свет», недавно впервые стал отцом и не спешит принимать приглашение в первом же блестящем проекте. «Думаю, время с семьей поможет мне обдумать дальнейшие планы. Какие бы события ни намечались на моем карьерном пути, всё бледнеет в сравнении с ней», — говорит Али о рождении своей дочери.
Махершалалхашбаз Али Гилмор вырос в Хейварде, штат Калифорния, в городке близ Окланда, в районе залива Сан-Франциско. Для Али это единственное в мире место, которому он в детстве дал ласковое прозвище «Хершель».
Его отец уехал покорять Бродвей, и Али навещал его в Нью-Йорке, где они смотрели фильмы со Спайком Ли и Робертом Таунсендом. «Мы смотрели большие картины [в Хейварде], но так и не добрались до "Лунного света"», — смеется Али, рассказывая о том, как на него повлияли их совместные просмотры фильмов вроде «Охотник на оленей» или «Звезда-80».
И все-таки не эти фильмы побудили его заняться актерской карьерой. Во время обучения в старших классах Али начал сочинять стихотворения, чтобы избавиться от бессонницы. Впоследствии занятия поэзией помогли ему при сочинении вступительной речи в аспирантуре.
После десяти с лишним лет эпизодического участия в таких телепроектах как «CSI: Место преступления» и «Закон и порядок», готовясь наконец-таки совершить грандиозный прорыв, Али стал отказываться от участия в работах, которые не развивали его и не требовали ничего, кроме единичного присутствия на экране.
Затем в 2013 году Али получил роль лоббиста Реми Дантона в перезапущенном студией Netflix сериале «Карточный домик». Как признается Махершала Али, «сегодня при просмотре сериала кажется, что прошло десять лет, потому что киноиндустрия сильно изменилась. Знаете, моя бабушка рассказала своим друзьям, что я буду сниматься в шоу, которое будет идти по компьютеру», — смеется он, намекая на инновационную тактику показа всех эпизодов сериала.
Однако скоро Али понял, что сценарий сериала не предусматривал дальнейшего развития его персонажа, так что через три года он прекратил сотрудничество с Netflix.
«Я понял, что пришло время уходить из "Карточного домика", когда люди начали называть меня Реми», — говорит Али. «Я не хотел, чтобы меня ассоциировали с каким-то одним персонажем, поскольку это сильно ограничивает. Если зрители узнают в тебе лишь супергероя, то сложившийся образ мешает дальнейшей работе».
Позднее Али отшучивается, говоря, что единственной причиной, из-за которой он согласился сыграть Корнелла «Щитомордника» Стоукса в телесериале «Люк Кейдж» (2016) по серии комиксов «Marvel», было то, что его персонаж появляется только в нескольких эпизодах и впоследствии умирает.
Так, в следующем году Али появляется в картине Барри Дженкинса «Лунный свет», рассказывающей захватывающую историю Шайрона, бедного темнокожего гомосексуального парня из Майами, живущего под одной крышей с наркозависимой матерью. В фильме Махершала Али играет наркодилера Хуана, который в некотором смысле является для Шайрона отцовской фигурой. В одной из запоминающихся сцен он успокаивает мальчика и развеивает страхи по поводу его сексуальной ориентации.
В прокате «Лунный свет» побил все мировые рекорды и получил «Оскар» в номинации «Лучший фильм года», став первым ЛГБТ-фильмом, в котором сыграли исключительно темнокожие артисты. Сам Али стал первым мусульманином, получившим «Оскар» за «Лучшую мужскую роль второго плана».
Месяцем ранее во время своей речи на церемонии вручения Премии Гильдии киноактеров Али призывал к терпимости. Он сказал: «Во время съемок в "Лунном свете", я осознал, что может случиться, когда людей подвергают гонению. Они ломаются».
Позднее Али переспросили об этой речи и некоторых паузах, чтобы удостовериться, что его слова были восприняты правильно. «Я мусульманин и я чувствовал, что было бы безответственно с моей стороны получить награду [и не произнести речь] в тот момент, когда люди не могут попасть в другую страну лишь потому, что они молятся другому Богу», — прокомментировал Махершала Али.
Али принял ислам в 1999 году, изучив разные религии во время обучения в университете, и выбрал ту, которая получила наибольший отклик в его душе. «В ней было нечто, что придавало всему смысл», — говорит актер. Решение сильно огорчило его мать, бывшей одной из трех женщин-священнослужителей в его семье, исповедующей христианство. Сегодня Али радуется, что они преодолели это разногласие.
За плечами Али довольно сложный духовный опыт, который сразу ощущаешь при встрече с ним. Он говорит с изяществом своим плавным ритмичным голосом. В его словах звучит поэзия, даже когда он говорит совершенно не о поэтических вещах. Али признался, что на раннем этапе актерской карьеры он ощущал себя несостоявшимся, потому что «столько вокруг оттенков и полутонов, которые ещё хочется передать».
Играя пианиста Дона Ширли в «Зеленой книге», Али определенно нашел возможность передать эти полутона. Работая над ролью, Али изучил редкие документальные кадры Ширли, чтобы «уловить некоторые ритмы, жесты и манеру держаться». Он превосходно перевоплотился в своего героя, чей образ так далек от тех ролей, в которых мы ранее привыкли видеть Али.
В фильмах всех жанров все чаще и чаще, подобно троянскому коню, встречаются послания, затрагивающие тему расовой дискриминации — от фильма ужасов «Прочь» (2017) и комедийной драмы Спайка Ли «Чёрный клановец» до грядущей абсурдистской научной фантастики «Простите за беспокойство».
Из-за трейлера и множества забавных моментов может показаться, что «Зеленая книга» — классическое роуд-муви, однако за ширмой комедии скрывается суровое послание о временах раскола.
«Мне кажется, что такой нестандартный подход довольно эффективен и позволяет справиться со многими серьезными проблемами, — говорит Али о посыле фильма. — Люди, которые пойдут смотреть Криса Рока или Дэйва Шапелла, знают, что они отлично проведут время и вдоволь посмеются, но также они могут разглядеть подтекст, который скрывается за самой историей. Вы собираете определенную аудиторию для того, чтобы люди весело провели время и, одновременно, вставляете сообщение, которое им необходимо услышать».
Али считает, что важно расширять отклик зрителей, чтобы просмотр фильма не уподоблялся «обмену прописными истинами». «Думаю, что мы действительно должны участвовать в культурной и политической дискуссии, чтобы идеи распространялись», — добавил он.
«Зелёная книга» — экстраординарная постановка на грани комедии и горькой реальности, за которую Али выдвигают в качестве серьезного претендента на «Оскар» за «Лучшую мужскую роль». Но до того как он обдумает новое послание для своей речи, в январе выйдет третий сезон «Настоящего Детектива» с его участием.
Рассказывая о грядущем сезоне, он выпаливает интригующий комментарий, не раскрывающий подробностей сериала: «Я исполню роль главного детектива в истории, происходившей несколько десятилетий назад в Фейетвилле, штат Арканзас, в 1980-е годы. Будем раскрывать преступление». Однако позднее он не устоял и бросил заготовленную цитату: «Без шуток, последняя серия сезона — лучший телевизионный сценарий, который я читал».
Когда из зала его спросили: «Не тяготит ли вас предстоящая церемония награждения в этом году после вашей прошлогодней победы?».
Али покачивает головой, усмехаясь: «Ничуть».