За широко закрытыми дверями: кто и как создавал ночной клуб RODINA MOSKVA
Март 2023-го. Rodina открывается и удивляет своим масштабом, прежде всего светоэффектов. Внутри можно забыться. Но снаружи все еще турбулентные времена. Не было опасений, что в новых реалиях дело не пойдет?
Мы готовились к открытию, держа в голове мысль, что легких времен вообще не бывает. На пути к цели всегда будут возникать какие-то препятствия. Важно, как ты к этому относишься. По опыту могу сказать: если есть четкое видение, к чему ты идешь, и амбиции соответствуют возможностям, ничего не страшно. Тем более когда есть продуманная концепция, классная команда, партнеры, которые верят в бизнес и смотрят с тобой в одном направлении. Будем считать, что тяжелые времена — это своего рода проверка на прочность. В конце концов, если бизнес работает и приносит прибыль в условиях неопределенности, то в стабильные времена он должен вообще лететь.
Вы учредили бизнес в 2021 году. С тех пор в стране произошло много изменений. Сама концепция проекта за эти годы менялась?
Идея создать большой мультиформатный проект возникла у нас с супругой больше пяти лет назад. Мы еще тогда собрали мудборд и придумали название. Но, поскольку у нас было четкое видение, какое пространство нам нужно, много времени ушло на поиск места. Сейчас, когда нам случайно попадаются те наработки, сами удивляемся: 90% из того, что задумывали, удалось реализовать.
Поясню: в 2022-м случаются известные события — и вскоре открывается RODINA. Совпадение?
Мы задумали все это не год и не два, а много лет назад. Это же глобальная работа: найти помещение и людей, согласовать все. Строиться мы начали примерно за полтора года до открытия, когда решился вопрос со зданием. А так — мы давно решили, что хотим создать первый масштабный проект, который будет нести в себе какое-то новое веяние нашего богатого наследия. Некий культурный код. До нас в этой нише ничего подобного не было.
Что для вас родина?
Во-первых, это место, где я родился. А во-вторых, это то, что внутри, — самые родные моменты, родители, близкие люди, окружение, эмоции, земля, код генетический, который заложен предками. Хотелось отразить все это в этом пространстве. У нас даже в основу логотипа заложен образ отпечатка пальца — символ отдельно взятого генома. У каждого он индивидуальный, так же как и родина. Мы почему-то часто все, что связано с нашим исконно русским кодом, обходим стороной. Просто хотелось напомнить людям, что важно не потерять нить с предками. И сделать это в классном стильном формате. Нам в этом помогал российский дизайнер Григорий Горковенко, у которого в работах как раз присутствует национальный подтекст: он разработал и логотип, и красные конструкции у лестницы.
Вы сказали, что долго не могли найти подходящее здание. В итоге выбор пал на старинный особняк. Почему не промзоны? В последние годы в клубной культуре тренд на вечеринки в индустриальных локациях.
Помещение должно было прежде всего соответствовать нашей концепции. Как клуб с таким названием может быть внутри какого-нибудь гастропространства, где просто красный кирпич? Проект задумывался как масштабный и монументальный, поэтому хотелось, чтобы это было отдельно стоящее здание или как минимум что-то обособленное. К тому же мы открывались для определенной публики. Здесь, например, еще со входа понимаешь, что это место не для всех, своего рода secret place. К нам не попадают случайно.
Само расположение не смущало? По соседству Китай-город с его несколько маргинальным духом.
Я считаю, что место определяет локацию в будущем, а не локация — место. Та же самая Никитская начиналась с «Уголька». Тогда там практически ничего больше не было. Потом пришли ребята из Lucky, Борис Зарьков, и она стала самой классной гастрономической улицей столицы. Опять же, она со временем такой стала, не сразу. Рестораторы сами эту локацию создали. Что касается Мясницкой, многие говорили, что эта улица не для премиальных заведений, а для забегаловок. Недавно у нас проходило мероприятие, из-за которого в четверг вечером стояла вся Мясницкая. Повсюду «майбахи», «аурусы» — настоящий коллапс. Так что дело, на самом деле, не в улице.
Возвращаясь к теме наследия, исторический подтекст здесь не только у самого особняка, но и у ваших залов: частную зону вы назвали Царскими палатами, барную — Дягилевским залом. Почему Дягилев?
Понятно, что Дягилев оставил большое наследие. Русские сезоны — это яркий след в истории нашей страны. Но кто такой сам Дягилев? По сути, тот же тусовщик. Тусовщик своего времени. И очень талантливый продюсер. Читал, что однажды один из европейских королей спросил у него, кто он такой, на что Дягилев ответил, что так же, как и этот король, ничего не делает, но без него это все работать не будет. В нашей индустрии без таких людей никуда. Он понимал, как сделать так, чтобы его балеты смотрели. Он не просто продал бренд Европе, а нашел людей, которые выделялись, и собрал их воедино. Клубная индустрия живет по тем же принципам. Важно, создавая тусовку, находить персонажей, которые будут задавать ритм. У нас, например, был кастинг ведущих. Пришло много людей профессиональных, с бэкграундом. Но мы взяли парня, который мало того что выделялся внешне, так еще и неожиданно для всех начал петь, а в моменте уронил и раздавил собственные очки. Этот зацепил харизмой. Мы сразу поняли: надо брать. Он до сих пор вместе с нами, с тех пор заметно вырос, поменял стиль, но по-прежнему умеет создать атмосферу. Здесь такое ценят.
В 2008 году сгоревший «Дягилев» в «Эрмитаже» символизировал конец эпохи ревущих нулевых. Когда разрабатывали концепцию, Дягилевский зал в частности, соотносили с этой частью московской клубной истории себя? Это новый феникс или дань прошлому?
Вся наша жизнь и вообще вся мировая история циклична. Сейчас 1990-е и 2000-е так или иначе в тренде. Кто знает, что происходило в те времена, всегда будет говорить, что в 2000-х были классные тусовки. Мы не пытались воссоздать эпоху двухтысячных, но, конечно, хотя бы какой-то малейший дух привнести — да. Это же было легендарно. Даже конкретно здесь, в клубе XIII, который раньше находился в этом особняке. Помню, здесь впервые начали делать костюмированный Хеллоуин. Команда XIII была одной из первых в нашей клубной индустрии, кто начал привозить в Москву иностранных хаус-диджеев. В момент, когда клуб открывался, в моде была другая музыка, но они начали активно развивать это направление. Мы тоже стараемся нести в индустрию свое. Создали свой музыкальный формат: всегда сначала играем только трендовые вещи из мировой электронной тусовки, а потом начинаем миксовать с мировыми поп-хитами, российскими. Опытным путем проверяли: если давать поп раньше, то гости раньше уходят. Мы первыми в Москве это начали делать, никто до нас не проводил четких границ. Но сейчас видим, что все больше ребят перенимают наш опыт. У нас есть, конечно, и постоянные резиденты — Martinez, Pasha Panda.
Говорят, ваша сила — свет и все инсталляции, которые дают эффект полного погружения. Кто работал над этим?
Практически вся наша команда — это люди, с которыми я когда-то пересекался в разных проектах или на мероприятиях. Многие хорошо себя зарекомендовали. Светом занимался мой товарищ, с которым мы вместе развивались в ивенте. В какой-то момент он создал свой технический продакшен, стал привозить заграничное звуковое оборудование. Когда появилась идея этого проекта, я рассказал ему, и он сразу включился в работу. Мы вместе продумывали свет, эффекты. Сразу понимали, что будем делать видеомэппинг. Все эти экраны, проекторы, лазеры создают визуальные решения, с помощью которых можно моментально перезагрузить пространство. Нам важно было сделать его универсальным. Даже если проект хорошо себя зарекомендовал, ничего не менять — это немного архаичный подход. Нам интересно реализовывать новые идеи. Это как раз можно сделать с помощью света и проекций. Мы постоянно работаем над шоу-программой. С периодичностью примерно раз в месяц придумываем новую идею, создаем мэппинг-шоу, костюмы.
Эти шоу может увидеть любой гость?
У нас несколько залов: барная зона, общий зал с рассадкой, караоке и VIP-зал на одну компанию до 30 человек на отдельном этаже. Основная шоу-программа проходит в общем зале, куда также могут попасть гости из бара. Вообще, мы изначально делали ставку на иммерсив. Поэтому, в частности, мы и спроектировали сцену 360°. Пусть она и небольшая, но она идеально вписывается в нашу концепцию. У нас нет необходимости размещать на ней 50 артистов — с такими светоэффектами нам достаточно нескольких. Это не концерт, который требует отдельного внимания. Просто у нас все элементы — свет, визуальные решения, музыка, вокал, танцовщики — работают друг на друга и органично складываются в иммерсивное шоу. В конце декабря, например, мы запускаем «Щелкунчика» — наше собственное прочтение сказки, которая у всех ассоциируется с Новым годом.