«За годы работы мы поняли, что невозможно предвидеть все»: Игорь Игнатьев — о горных видах спорта и особенностях аутдор-культуры в России
Что нового было на New Star Weekend в этом году?
В целом каждый год для нас новый. Мы продолжаем исследовать локации «Розы Хутор», стараемся сделать каждое мероприятие особенным. Практически никогда не повторяемся ни в дизайне сцен, ни в оформлении площадок. В этот раз сделали коллаборацию с художницей Сашей Фроловой и Sila Sveta. Результат получился потрясающим. Прозрачная надувная звуковая волна, парящие над танцполом фигуры, графика, проекции — все с вайбом концепции этого сезона «Эйр».
Добавили в программу еще больше спорта, провели Кубок России по ВМХ-фристайлу. Еще у нас появились новые музыкальные сцены, а сама площадка и зона фестиваля значительно расширились.
В последние годы у вас больше гостей на зимнем или осеннем фестивале? Над каким вам самому больше нравится работать? Или нет разницы?
Как раз в этом году мы практически сравнялись в количестве гостей — это около 10 тыс. человек. На New Star Weekend 2024 была заселена вся Олимпийская деревня и Роза Долина. И думаю, что популярность наших ивентов будет только расти.
New Star Camp проходит уже больше 15 лет. За это время вы наверняка успели столкнуться с массой неудач и вынести для себя уроки, чего стоит избегать при организации ивентов. Поделитесь вашими главными мыслями на этот счет.
За годы работы мы поняли, что невозможно предвидеть все. Например, в 2020-м готовились к выступлению групп The Blaze и French 79. Бывший музыкальный директор фестиваля Оля Гончарова провела большую работу, согласовывая контракты и промо. Все было готово, но вмешался коронавирус, и нам пришлось отменить выступления и сам фестиваль.
Осенью этого года нас настиг погодный циклон, который накрыл всю Европу. Поэтому на фотографиях с фестиваля можно увидеть счастливых людей в дождевиках. Но я думаю, что такие погодные челленджи только сплачивают аудиторию и нас как организаторов. Когда видишь, как люди в один день поднимаются в горы под проливным дождем с отличным настроением послушать музыку, а в другой день улыбаются на солнце, понимаешь, что погода — это не неудача, а просто часть жизни, которая всегда разная.
Как на фестивале осуществляются меры безопасности?
Напомню, что «Роза Хутор» — место, где проходила Олимпиада 2014 года. Поэтому здесь очень серьезно относятся к безопасности: на входах на канатную дорогу и пропускных пунктах организован строгий контроль. На фестивале есть дополнительные зоны досмотра с рамками, работает полиция и ЧОП. Мы уделяем большое внимание безопасности и комфорту наших гостей.
Да и сам фестиваль несет в себе светлую атмосферу, ведь люди приезжают сюда, чтобы отдохнуть. Горы меняют настроение: даже если кто-то приехал из большого города с негативными мыслями, они мгновенно улетучиваются, стоит только оказаться в этой локации. Поэтому хочу сказать спасибо нашим гостям за то, что у нас на площадке происходит минимальное количество инцидентов.
Какие артисты были на New Star Weekend в этом году? Кто ваши фавориты из лайнапа?
В этом году открыл для себя Ilya Fisherman, который сыграл в последний день фестиваля. Вообще, на New Star Weekend выступили более 80 разноформатных музыкантов: Элджей, ANIKV, Thomas Mraz, Tesla Boy и многие другие. И каждый привнес что-то свое.
Приятно видеть, что некоторые исполнители стали настоящими друзьями фестиваля. Среди таких — Biicla, для которого мы уже не первый год создаем эксклюзивный сетап вместе с Sila Sveta. Такое сотрудничество заряжает и нас, и артиста, и мы рады видеть, что оно приносит плоды.
Радует, что появляются треки, вдохновленные фестивалем. Хит «Горы» от BLIZKEY как раз среди таких.
Я уверен, что нас ждет еще много музыкальных открытий. Ведь именно в этом и заключается суть New Star Festivals — искать и открывать новых звезд в различных областях, будь то экшен-спорт, музыка, технологии или медиа.
Как изменилась аудитория ваших фестивалей, когда вы включили в них музыкальную программу и стали позиционировать себя как аутдор-фестиваль?
Примерно половина наших гостей приезжают из Москвы, а остальные, и тут я не преувеличиваю, — со всех уголков России, от Сахалина до Калининграда. Для них музыка — это не главное. Они узнают об атмосфере ивента благодаря сарафанному радио, а уже потом знакомятся с программой. И самое крутое, что всегда находят здесь что-то новое для себя.
Даже выступления топовых артистов, которые обычно появляются на самых популярных площадках, на New Star звучат по-другому. В этом есть особый смысл, ведь, даже если вы видите в лайнапе знакомое имя, в горах все может заиграть новыми красками, как в первый раз.
Как выглядит ядро вашей аудитории сейчас?
Весенний и осенний фестивали все-таки отличаются. На первый приезжают любители сноуборда и горных лыж. В основном это молодежь в возрасте от 25 до 34 лет. Но в последние годы видим, как спортивная аудитория омолаживается.
Осенью мы ждем всех, кто любит горы и ценит атмосферные мероприятия. Наш фестиваль не похож ни на один другой: отличается формат времяпрепровождения. Хоть программа и насыщенная и начинается уже в восемь-девять утра, мы всегда даем возможность гостям поймать момент и насладиться природой. Даже музыкальные выступления обычно заканчиваются в 9–11 часов вечера.
Чем на фестивале могут заняться те, кто не увлечен экшен-спортом?
Наверное, одна из главных наших задач — познакомить людей с экшен-спортом. Мы предлагаем разные форматы активностей: можно посмотреть спортивные соревнования или принять участие в любительских ивентах, например Party Hike, куда может отправиться каждый. Есть также йога и другие тренировки.
И необязательно увлекаться сноубордом или лыжами, чтобы найти занятие по душе на фестивале. С этим стереотипом мы давно боремся: рассказываем нашим гостям про силу места, красоту гор и атмосферу «Розы Хутор». И даже в исключительном случае, если вы не найдете развлечение по вкусу, все равно отлично проведете время в компании друзей. Пребывание в горах — это уже само по себе событие, поэтому на фестивале можно и просто созерцать.
Что самое нетривиальное было на New Star?
Смотря что считать нетривиальным. В целом все активности стараемся делать особенными. Например, мы провели мотофристайл-шоу в горах на высоте 1 ,6 тыс. метров. Еще снегоходный фристайл — это уникальное событие, которое невозможно увидеть где-либо в России. Участники X-Games, обладатели золотых медалей, выполняли сложнейшие трюки на снегоходах.
Мы также делаем акцент на музыкальных открытиях. Наблюдая за тем, как артисты растут вместе с фестивалем, стараемся предоставлять им подходящую площадку, делаем шоу под них.
Какие зарубежные ивенты служат образцом для New Star Weekend и New Star Camp?
Честно говоря, упорно ищу похожие мероприятия, но так и не нашел аналогов. Я много путешествую по миру, был на летних и зимних X-Games, недавно вернулся с Fuji Rock Festival в Японии. Но наш фестиваль остается особенным.
Например, на Fuji Rock собираются около 80 тыс. человек, и там чувствуешь себя песчинкой в огромной дюне. У нас же исторически сложилось так, что приезжают близкие по духу люди, которые любят то, что мы делаем, и любят проводить время в горах — и зимой и летом.
Мы смотрим на другие фестивали, стараемся учиться у них и становиться лучше, но при этом всегда разрабатываем свои фишки.
Чем можно измерить успех ивента? По каким конкретным признакам вы понимаете, развивается фестиваль или нет?
Если судить об успехе по финансовым показателям, то можно сказать, что у нас становится все больше партнеров. Мы очень благодарны им за это.
Компании — лидеры в своих областях тоже вносят свой вклад в развитие нашей экосистемы и занимают в ней важное место. Вместе с ними мы создаем пространства, арт-объекты и разрабатываем специальные программы.
Успех также зависит от количества посетителей, их вовлеченности в происходящее и отзывов после фестиваля. В наше время не так много каналов, через которые можно эффективно рекламировать мероприятия целевой аудитории. Поэтому сарафанное радио играет очень весомую роль. Люди, которые однажды побывали у нас, часто возвращаются снова, а также приводят с собой друзей и знакомых.
Как сегодня выглядит формула успешного фестиваля? Что нужно делать организаторам, чтобы гостям захотелось вернуться?
Наша формула — ценить кредит доверия, который годами нам выдают люди, и постоянно стремиться к улучшениям. Мы никогда не стоим на месте. Иногда изменения могут быть незаметными: например, улучшение входных групп, системы выдачи пропусков, увеличение волонтеров или перенос площадки для более удобной логистики.
После каждого мероприятия мы проводим большую ретроспективу, где каждый член команды делится своими впечатлениями и предложениями. Это становится основой базы знаний, которую мы используем при подготовке к следующему ивенту.
Какое на данный момент главное достижение фестиваля, на ваш взгляд?
Видеть, как на фестивале растут целые поколения любителей спорта. Когда дети, которые когда-то делали первые шаги на склоне под руководством родителей, приехавших на фестиваль, теперь сами участвуют в соревнованиях и даже становятся чемпионами России или мира. Это греет мне душу, в этом есть какой-то дополнительный смысл.
Вы сами участвуете в активностях фестиваля или во время проведения больше чувствуете себя не отпускающим вожжи организатором? Получается ли в итоге насладиться тем, к чему так долго готовились?
Если честно, я люблю участвовать во всех процессах. В этом году хотел проехать велогонку Peak Climb Ride — подъем с набором высоты 600 метров и длиной отрезка 7,7 км. Даже начал кататься на шоссейном велосипеде. Но потом понял, что у меня и так много ответственности за эти четыре дня в горах. Поэтому до начала фестиваля проехал трассу просто для себя за 55 минут. Лидеры гонки проезжают ее примерно за 24–30 минут — это невероятные результаты, конечно, все зависит от уровня подготовки.
Также в этом году, как и в предыдущие, я ходил на Party Hike вместе со всеми. Вообще, я участвую во всем больше как зритель и стараюсь замечать детали, связанные с настроением людей. Мне кажется, это важно, чтобы организаторы не просто были людьми за кулисами, а находились рядом с гостями.
Планируете ли расширять фестиваль — географию, виды спорта и т. д.?
Конечно, мы смотрим в эту сторону. С нетерпением ждем масштабной реконструкции горной Олимпийской деревни на «Розе Хутор». В ближайшее время там появятся новые отели и рестораны. И мы рады стать частью этих перемен, чтобы вдохнуть новую жизнь в курорт и сделать его еще привлекательнее для наших гостей.
Что касается географии, в течение четырех лет мы проводили зимний тур Road to New Star Camp. Это были отборочные в разных городах на главный фестиваль.
Каждый год генерируем новые идеи и строим планы. Растущее количество гостей заставляет задуматься о расширении локаций. Поэтому всегда ищем что-то новое. Например, в этом году хотели освоить Каменный Столб — новую точку со специальным танцполом на вершине канатной дороги «Вероника». Но погода подвела, на высоте 2,2 тыс. метров было очень холодно. Тем не менее у нас есть программа «Explorer Роза Хутор», где мы показываем людям новые места силы и возможности курорта.
Если бы у вас была возможность провести New Star Camp / Weekend на любом курорте мира, какой бы вы выбрали?
Знаете, я много путешествую и видел разные места, но нигде не встречал такого сочетания доступности, инфраструктуры и сервиса, как на «Розе Хутор». Здесь есть все необходимое для комфортного проживания и отдыха: от отелей до разнообразных баров и ресторанов.
Плюс уже есть ощущение, что и New Star стал частью истории этого места. Я видел, как курорт строился и развивался. Поэтому не могу сейчас представить что-то ему на замену.
Где в России лучшие горы?
Не могу однозначно ответить на этот вопрос, поскольку побывал не во всех. Однако я часто бываю в Красной Поляне и регулярно катаюсь там в течение всего сезона.
Уже иногда, проводя много времени в одном месте, начинаю чувствовать себя немного локалом. Например, когда приезжаешь на Бали и спрашиваешь: «Ну как там волны?», хотя на самом деле тебе уже все равно, ведь ты пролетел полмира ради этих волн. Местные жители же относятся к этому более избирательно. Так и в горах: иногда, находясь там в течение всего сезона, ловлю себя на мысли, что не стоит ждать идеальной погоды, а нужно просто идти и кататься.
Какой вид спорта вам бы хотелось освоить в будущем?
Честно, никакой. Мне хотелось бы больше времени уделять себе, заниматься йогой. Это помогает лучше чувствовать свое тело и контролировать его.
Я и так уже занимаюсь разными видами спорта: катаюсь на сноуборде и серфлю. Поэтому не хочу осваивать что-то новое, а хочу развиваться в том, что уже умею.
Чего, по вашему мнению, не хватает российской аутдор-культуре? Может быть, вы вдохновились чем-то за рубежом и подумали: «Вот бы и у нас такое было»?
Не считаю себя большим экспертом в области аутдор-культуры, ведь она существует гораздо дольше, чем многие из нас. Ходить в красивые места, гулять по горам, отправляться в походы — все это и есть аутдор-культура. Мы только начинаем погружаться в нее, сами полюбили ее не так давно, буквально несколько десятилетий назад. Теперь мы хотим поделиться своими знаниями с другими людьми, чтобы они тоже влюбились в горы, как и мы.
Мы не стремимся следовать модным тенденциям или мимолетным увлечениям. Если ты выбрал горы, то это надолго. Я часто говорю, что друзья, которых ты встретил в горах и провел с ними время, могут стать друзьями на всю жизнь. Поэтому мы стараемся вдохновляться и вдохновлять других на нашем собственном фестивале.