Что послушать осенью? Стильные зарубежные новинки года
Mura Masa – «Curve 1»
Британский продюсер Александр Кроссан прошел длинный путь в своей карьере. Сначала он писал коммерческую танцевальную музыку и лоу-файные биты, вдохновленные японской культурой. В 2017-м Кроссан взлетел в чартах и дошел до фитов с большими звёздами (Ariana Grande, Stormzy, A$AP Rocky), после чего, видимо, разочаровался в индустрии и решил писать музыку для себя. Так он выпустил гитарный альбом «R.Y.С» (2020-й), в котором осмыслял поп-панк из своей молодости (на выходе критики назовут этот релиз «музыкой для бумеров»).
Кажется, на последнем альбоме «Curve 1» продюсеру удалось поженить свою любовь к хорошим трекам для вечеринок с желанием экспериментировать. Пластинка ощущается как идеальная музыка для гламурного танцпола: она заряжена сексуальной энергией, в ней много футуристичных синтезов и в меру агрессивных басов. Кроссан не боится контрастов, совмещая мягкий женский вокал с изломанными ритмами и глитчами. Пожалуй, эта работа отражает то, к чему идет электроника последних лет: осмысление рейва 90-х, футуристичные аранжировки и вдохновение старыми нишевыми поджанрами вроде джука и джерси-клаба.
Это достойная альтернатива альбому Charli XCX «Brat» на русских стримингах — только с меньшим гламуром и без агрессивного маркетинга.
2hollis – boy
В западной музыке настает интересный момент. Подрастают те, чей культурный код был заложен в начале 2010-х. Так на наших глазах рождаются музыканты, чей вкус был взращен баскетбольными снэпбэками, приложением Retrica, игрой Minecraft, тамблером и четвертым айфоном. Они пишут музыку с ностальгией по тому, что было популярно буквально несколько лет назад. И, оказывается, люди успели соскучится по этой эпохе.
Актуальный пример такого артиста — 20-летний 2hollis. Главный рэп-фрэшмен момента — сын основательницы лейбла Скриллекса и пиар-агентства Biz 3, которое продвигало Daft Punk и The Weeknd. В этом году он выпустил дебютный альбом «boy» и собрал вокруг себя безумную фанбазу. Школьники превозносят его как мессию, создают отдельные форумы, на которых делятся его удаленными фото и твитами. 2hollis почти не выходит на связь со слушателями — не дает интервью и редко обновляет соцсети, что только подогревает интерес слушателей. Такая вот грамотная мистификация.
Музыка 2hollis — безумный коктейль из всего того, что можно было услышать в музыке 2010-х, только на новый лад. Это и электропоп, и безумный дабстеп, и отголоски Crystal Castles, и саундклауд-рэп в духе Yung Lean.
На выходе получается продукт метамодерна, смешивающий абсолютно противоположные субкультуры. Оттого релиз «boy» звучит как сонный паралич зумера, который уснул в проводных Earpods.
bar italia – «The Tw*ts»
Неровная, меланхоличная и сырая музыка, как будто изолированная от внешнего. bar italia существуют в собственной вселенной, обособленной от трендов и жажды признания. Группа пишет обскурный рок с небрежным сведением и хмуро-депрессивным саундом. Одна из причин их привлекательности, как и в случае с 2hollis, — загадочность. Они предпочитают оставаться в тени, что только усиливает образ. В последнем мини-альбоме bar italia «The Tw*ts» это ощущение изоляции особенно заметно.
Минималистичные, порой намеренно ленивые аранжировки, многослойные гитарные риффы и приглушенный вокал делают эту музыку максимально отстраненной. Тот случай, когда музыканты пытаются отталкивать настолько, что начинают привлекать.
Peggy Gou – «I Hear You»
Ключ к успеху Peggy Gou — это ее способность осмыслять электронный звук 90-х и заряжать желанием танцевать. Один из ярчайших примеров — трек «(It Goes Like) Nanana», который стал летним гимном 2023 года благодаря своей простоте, жизнерадостности и моментально запоминающемуся припеву.
Нельзя сказать, что дебютный альбом Пегги Гу предлагает что-то кардинально новое: артистка все так же эксплуатирует элементы из танцевальной музыки 90-х и редко выходит из зоны комфорта. Эта музыка работает только по одной причине — она звучит как что-то знакомое и родное. Как тот трек, который ты слышал десять лет назад по ТВ, но забыл название.
Тем не менее, на релизе Gou не ограничивается одними только танцевальными треками. Она экспериментирует с текстурами и жанрами: на «All That» уходит в тягучий даунтемпо, а на «Seoulsi Peggygou» использует традиционные корейские инструменты, намекая на свой культурный бэкграунд (артистка выросла в Южной Корее).
Kamasi Washington – Fearless Movement
Камаси — один из немногих джаз-авангардистов, кому удалось закрепиться в мейнстриме. Связь Вашингтона с современной музыкой особенно заметна благодаря его коллаборациям с хипстерскими артистами. Особенно памятно его участие в создании альбома Кендрика Ламара «To Pimp a Butterfly», где Камаси помог артисту скрестить хип-хоп-звук с живым джазом и фанком. Благодаря этой коллаборации Камаси стали узнавать не только любители джаза. На новой пластинке он продолжает слияние джазовых эпох, создавая затяжные импровизации с киношной многослойностью. Такая сложная музыка для гиков, которая неожиданно стала звучать модно.
Burial – Dreamfear / Boy Sent From Above
Импрессионист Клод Моне нарисовал одни и те же кувшинки в своем саду более 250 раз. Так и Burial может написать 250 одинаковых треков про туманный Лондон, и каждый из них станет шедевром. Burial — один из первых электронных артистов, который приглушил беспечные клубные ритмы и решил показать через них не общность танцполов, а городскую безнадегу.
Его музыка не так хорошо работает в наушниках с шумоподавлением, потому что нуждается во взаимодействии со средой: она отлично дополняет шум проезжающих машин и звуки мегаполиса. Сделав свою музыку «полупрозрачной», Burial создал собственный музыкальный язык, в котором не пытается убежать от внешнего, а, наоборот, пытается вписать свои работы в «микс» реальности. Последняя EP артиста — 20 минут все той же тягучей и неаккуратной электроники, которая ждет уникального контакта с вашей реальностью.
Fabiana Palladino – Fabiana Palladino
У Фабианы получился один из самых недооцененных дебютов в этом году. В прошлом она работала с большими звездами — Джесси Уэр, the xx. Этот опыт помог ей и в сольной карьере: артистка начала записывать стильный R&B, в котором чувствуются отголоски ретро-звучания 80-х, Sade и Принса. Такой подход придаёт её музыке элегантный и ностальгический оттенок.
Еще одним важным источником вдохновения для Фабианы стала работа с авангардным электронщиком Floating Points. Коллаборация с ним укрепила её любовь к минимализму в продакшене. Она умело заимствует элементы интеллектуальной электроники, где ключевая роль отводится созданию текстур и атмосферы, а не только мелодий.