«Не нужно думать, что ты обязательно должен выиграть»: интервью с теннисисткой Надеждой Петровой

В продолжение темы номера про династии редакция пообщалась с титулованной теннисисткой Надеждой Петровой (финалисткой двух турниров Большого шлема, бронзовой призеркой Олимпийских игр в Лондоне в парном разряде) о родителях-спортсменах и о том, как передать любовь к теннису новому поколению.
«Не нужно думать, что ты обязательно должен выиграть»: интервью с теннисисткой Надеждой Петровой 
«Правила жизни»

У вас необычная семья, расскажите о ней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Надежда Петрова: Мои родители оба спортсмены, оба прошли непростой путь. Мама была очень успешной легкоатлеткой, олимпийской призеркой, у нее бронзовая медаль. Она из простой семьи из Ставрополя. Начала заниматься спортом по собственной инициативе, решила переехать в Москву. И не зря — у нее сложилась красочная карьера, она появлялась на обложках журналов, например «Огонька». Стала заслуженным тренером СССР.

Папа тоже с детства решил искать себя в спорте. Он родился в Москве, жил рядом с Киевским вокзалом. Район в то время был не самый спокойный, там было много хулиганов и бандитов. Такой уж период. Спорт его уберег, друзья-хулиганы не брали его на разборки, говорили: «Нет, мы его не трогаем, он спортсмен, его не надо с собой брать». Такой вот имидж у спортсменов.

Папа — достаточно известный человек в своей сфере метания, также он стал очень талантливым тренером в других дисциплинах, заслуженным тренером РСФСР. Многие его ученики — рекордсмены России, призеры Олимпийских игр.

Когда я подросла и начала профессионально заниматься теннисом, он переключился на общую физическую подготовку с юными теннисистами. Со многими поработал: занимался и с Андреем Рублевым, и с Даниилом Медведевым, и с сербской теннисисткой Александрой Крунич, немного работал также с Еленой Лиховцевой, Татьяной Пановой.

У нас была теннисная школа «Спартак» в Сокольниках, там выросли многие теннисисты. Вот он там как раз проводил свои тренировки. Так что, можно сказать, тоже руку приложил к российскому теннису.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чем отличалось ваше детство в спортивной семье от жизни среднестатистического советского ребенка?

Надежда Петрова: Довольно сильно отличалось. Сколько себя помню, меня всегда родители брали на сборы, на соревнования, на свои тренировки. Поэтому я в мире спорта с достаточно юного возраста.

Мне нравилось все время находиться в среде спортсменов, видеть, как они выкладываются, соревнуются. Все эти поездки, поезда, самолеты... Я даже не сомневалась, что со временем сама начну заниматься профессиональным спортом, только вот каким — тут был вопрос.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не думали пойти по стопам родителей?

Надежда Петрова: Да как-то нет, хотелось найти что-то новое. Сначала родители хотели отдать меня в плавание, потому что физические данные позволяли. Но потом передумали и выбрали большой теннис. Для нашей страны тогда он был в новинку, его только стали показывать по телевидению, о нем стали узнавать. Наши первые теннисистки появились на международном уровне — в общем, у спортивной публики был большой интерес.

Помните свои первые занятия теннисом?

Надежда Петрова: Я помню, было не так просто с этой ракеткой справиться, потому что она большая и тяжелая. Современным детям это уже не прочувствовать, потому что сегодня их учат играть в теннис совсем с другим спортивным инвентарем. В моей детской школе, где занимаются дети от пяти лет, для таких маленьких детей предусмотрены специальные облегченные, коротенькие ракетки, мячики с меньшим количеством воздуха, которые не так быстро прыгают, низкие сеточки, поэтому им, конечно, учиться проще и удобнее, чем в моем детстве.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще нас на корте всегда было много. Мы и об стеночки стучали, и друг с другом играли. Все было в удовольствие. Поэтому я любила тренировки. У меня не было времени пропадать на улице, играть с другими сверстниками. Ежедневно после школы сразу хватала чехол с ракеткой и бежала на тренировку. Свободного времени не оставалось, все свое время я уже отдавала спорту.

Вы жалели об этом в детстве или юности?

Надежда Петрова: В детстве — нет, а вот в переходном возрасте — да. Это время, когда начинаются первые встречи. В компаниях уже присутствуют мальчики, начинаются разговоры, кто с кем встречается, — вот этот период я, конечно, пропустила. У меня вместо этого были поездки и международные соревнования.

Конечно, у спортсменов есть свои теннисные вечеринки, после матчей в лобби отелей или даже на кортах собираются теннисисты из разных стран и общаются. Это я немного застала, но коротко. А вот ночные клубы, бары, когда ты только начинаешь чувствовать «да, я повзрослел, теперь мне это можно», — этого вообще не было.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ваши родители — опытные спортсмены. У них было время поддерживать вас или они больше сосредотачивались на своих достижениях?

Надежда Петрова: Они всегда присутствовали в моей профессиональной карьере. В детстве и папа, и мама занимались со мной общефизической подготовкой. С папой мы постоянно выходили на корт, он научился подавать мячики, потом играть — не слишком профессионально, но достаточно для тренировок.

Интересно, как его опыт метателя повлиял на ваш стиль игры?

Надежда Петрова: Вы знаете, я считаю, это его заслуга, что у меня мощная, сильная подача. Потому что он взял техники, нюансы именно из метания. Там движения очень похожи на наши удары в теннисе: ротация как движение начинается от ног, как рука работает. Он все это хорошо понимал и очень много времени уделял разбору техники и постановке правильного, хлесткого удара. Он разработал мне этот навык.

Многие юные спортсмены жалуются, что в международных турах были одни, чувствовали себя небезопасно. У вас было такое?

Надежда Петрова: Вообще нет. Когда начались международные поездки, то до 20 лет я никогда не была одна: или мама, или папа всегда ездили со мной. Они всегда были рядом. Главное, они все время наставляли, учили, что не надо довольствоваться тем, что у тебя есть, надо двигаться к большим целям. Надо двигаться дальше и дальше, не надо расслабляться. Но при этом звезд с неба не хватать, как это в нашем виде спорта часто бывает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А что это значит?

Надежда Петрова: В теннисе очень ранний старт. Уже в юном возрасте ты становишься у всех на слуху, сразу большие заработки. В этот момент важно оставаться заземленным, нос кверху не поднимать. Оставаться таким же человеком, несмотря ни на что. Потому что зазвездившимся спортсменам очень сложно принимать поражения. Допустим, ты поднялся на большие высоты. Ты должен понимать, что ты там будешь не вечно. Надо продолжать еще в два раза активнее тренироваться, чтобы остаться там. Подняться туда — это одно, а задержаться там гораздо сложнее.

В юности вы много играли за рубежом, а родители были в Москве. Как вам удавалось поддерживать теплые отношения?

Надежда Петрова: Ну родители не всегда были в Москве! Папа — да, он работал, а у мамы было больше свободного времени. Она приезжала, какое-то время чтобы со мной побыть, домашней еды приготовить, поухаживать, снять сложности бытовой жизни. В это время мы разговаривали, ходили в парк, в кино, по магазинам. Это очень важно для спортсмена — разделить досуг с близкими людьми, переключиться с тренировочных сложностей, травм, борьбы. Побыть в комфорте.

Складывается впечатление, что папа был в вашей жизни больше тренером, а мама — скорее вдохновителем.

Надежда Петрова: Нет, это не так совсем. С папой у нас с детства очень сильная теплая связь. Мы — лучшие друзья. А мама у нас была жесткая, стержень нашей семьи. Да, безусловно, она нас любила, но по-своему все эти эмоции проявляла. Она нас держала жестко, не давала нам расслабиться. Была очень требовательная. Наверняка из-за этого у нее были такие достижения, результаты. Если ты не дисциплинирован, то вряд ли добьешься своей цели. Поэтому она следила за тем, чтобы я ни в коем случае не расслаблялась и всегда двигалась к своим целям.

Сейчас часто говорят, что спорт — это тяжело для психики, травматично для детей, так как это высокие требования и конкуренция. У Вас был опыт каких-то психологических сложностей? И как семья помогала в этом?

Надежда Петрова: У меня был такой период. Я в 17 лет начала сотрудничать с тренером из Голландии. Он был достаточно требовательный, но больше как-то на негативе. Может быть, у меня был такой период, что я все очень лично воспринимала. Может, он хотел наработать, довести до чего-то лучшего, но для меня это звучало как непрерывное обесценивание: это у меня не получается, и другое у меня не получается, и вообще я какая-то безнадежная. Все это так давило на меня, я так себя накручивала, что дошло до депрессии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не знаю, что было бы, если бы не приехала мама. Когда она появилась, сразу взяла меня в руки. Мы стали вместе прогуливаться, общаться. Я рассказывала, что со мной произошло. В общем, такой психологический разбор и ее поддержка меня из этого состояния и вытащили. А если бы не она, не знаю, как бы все сложилось. Может быть, я бы и закончила теннис. Тяжело в таком юном возрасте с такими сложными эмоциями справиться. Сейчас, работая тренером с детьми, я понимаю, как им бывает сложно, и всегда нахожу слова, которые мотивируют, а не создают напряжение.

Какие тренерские фишки вы взяли у своего папы?

Надежда Петрова: В технике — конечно, его опыт из метания и постановку удара. А в психологическом аспекте — его умение поддерживать. От папы всегда исходит позитив, он умеет найти правильные слова поддержки в моменты проигрышей. «Курочка по зернышку клюет» — так он мне всегда говорил. И это правда. В спорте ты не добиваешься результата мгновенно, ты строишь его понемногу. Папа никогда не давил, просто просил выкладываться настолько, насколько сегодня это возможно. Он много лет вел в моей детской школе большого тенниса общую физическую подготовку, работал с детьми и сейчас иногда тоже проводит такие занятия с учениками моей школы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вы так рассказываете, будто он совсем не ругался и не давил. Возможно ли такое в спорте?

Надежда Петрова: Нет, конечно. Он на тренировках мог и голос повысить на своих спортсменов, и отругать. Но это происходило только в случае, если они начинали халтурить или расслабляться: «Не могу, не хочу, не получится». Тут надо, конечно, и пожестче, и иной раз прикрикнуть, настроить спортсмена на результат. Тренер всегда должен держать ученика в правильном балансе, чтобы он двигался по правильной траектории, не давать ему поддаваться эмоциям.

Сейчас вы сама тренер, у вас есть целая школа. Как этот непростой опыт помогает вам в вашей тренерской работе?

Надежда Петрова: Когда я заканчивала свою карьеру, в теннисе стал модным бутик-менеджмент. Не когда большая компания ведет тебя и дает тебе какого-то агента, а есть собственный агент, который занимается только тобой и твоими задачами. В таком тандеме рабочие отношения лучше, внимательнее, глубже. У топовых игроков это стало очень популярным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И сейчас у меня своя такая бутик-школа: есть тренерский штат, но все группы веду я лично. В школе занимаются дети от пяти до 12 лет, индивидуально и в группах, в которых максимум по восемь — десять детей. Я обучаю теннису по своей авторской методике. Сейчас уже есть хорошие результаты, двое моих учеников вошли в рейтинг лучших теннисистов по России в своей возрастной категории.

А вы готовите детей для профессиональной карьеры? Как вы помогаете детям справляться со страхом ошибок и неудач?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Надежда Петрова: В школе занимаются как на любительском, так и на профессиональном уровне. Конечно, в школу приходят и те, кто ставит целью в будущем пойти по профессиональному пути. Родители сразу интересуются: «Надежда будет сама преподавать?» И, когда узнают, что я сама веду тренировки, уже спокойно отдают своего ребенка.

Я часто возвращаюсь мыслями к тому, что мне помогало прийти к высоким результатам. Стараюсь не перегружать учеников ожиданиями, требованиями. Потому что часто вижу, что ребята выходят на корт, но их сковывает страх, мандраж, переживания.

Я учу, что надо не бояться соперника, не бояться проигрыша, стараться выложиться по максимуму. Если ты выйдешь и выдашь лучшее, что можешь на данный момент, — это уже победа. Не над другим, а над собой, над своей неуверенностью.

Чем ваша школа отличается от многих других?

Надежда Петрова: Мы находим индивидуальный подход к каждому ребенку, подбираем уникальную методику тренировок на основе моей личной программы, помогаем ребенку развивать не только хорошую физическую форму, но и интеллект. Скоро планируем запустить международный лекторий. Это онлайн-встречи ребят с известными мировыми теннисистами из дружественных стран, которые направлены на тренировку психологических качеств у юных спортсменов: умение идти вперед, тренировать волю к победе, достигать поставленных целей. Также у нас есть дополнительные занятия с психологом и нутрициологом, мастер-классы и соревнования с другими школами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие планы на будущее? Собираетесь развивать школу?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Надежда Петрова: Да. Планируем в разных регионах России запустить филиалы школы под моим именем, которые я буду курировать лично с целью селекции одаренных детей и открытия новых имен, которые бы в будущем прославляли нашу страну.

Также планируем проводить детские международные турниры с зарубежными спортсменами из дружественных стран, межрегиональные турниры, мастер-классы, обучающие программы по моей методике для тренеров. Я мечтаю дать возможность детям из разных регионов приезжать тренироваться в Москву, а ученикам из моей школы в Москве дать возможность выезжать в другие регионы не только для участия в соревнованиях, но и для общения с теннисистами других городов.

«Правила жизни»

У нас в России культ победы. Многие родители мечтают вырастить олимпийских чемпионов из детей. Расскажите, как это сделать?

Надежда Петрова: Думаю, что воля к победе растет в среде, где есть здоровый дух первенства, соревнования. Важно поддерживать его, но не перегибать палку. Понимать границы детей, границы их возможностей и желаний.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С российским менталитетом проще растить чемпионов: что-то есть такое в нашей культуре, истории, да даже, можно сказать, в русской душе. Мы можем работать, выкладываться, мы упертые, настойчивые.

Я благодарна родителям за то, что они не требовали от меня только побед. В спорте так не бывает. Спорт непредсказуем. Сегодня ты лучший, завтра другой настрой, другой противник, другой корт — и ты уже внизу. И это нормально. Переживать это, преодолевать разочарование — это настоящий спортивный характер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А как переживать разочарование от поражений?

Надежда Петрова: Прелесть нашего вида спорта в том, что можно играть турнир хоть каждую неделю. Если у тебя турнир не заладился, ты можешь в календаре себе добавить турнир и сыграть еще. Всего лишь нужен один хороший результат, который может тебя вытащить из разочарования в себе. И все, ты этот период забываешь и начинаешь двигаться дальше.

А как вы сами поддерживаете себя перед турнирами? У вас есть какие-то собственные волшебные слова?

Надежда Петрова: Да, есть. Например, играешь финал, полный стадион людей, на тебя столько глаз смотрит, да еще транслируют по всему миру. Конечно, страшно. В эти моменты я думаю так: «Сейчас я играю не для себя, я играю на публику. Чтобы им было интересно. Неважно, какой будет результат, просто покажу им красочный теннис!» И напряжение уходит, становится интересно, хочется бороться. И из этого задора получается результат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вообще, я всегда говорю: не стоит гнаться за результатом. Не нужно думать, что ты обязательно должен выиграть. Ты должен выйти, показать свой лучший теннис на данный момент. Тогда к тебе не будет никаких претензий, выиграл ты или проиграл. В моей детской школе есть девиз: «Люби, играй, побеждай!» — его и придерживаемся.

Большой теннис — замечательный вид спорта. Помимо физической активности, он учит логике, укрепляет выносливость, формирует силу воли и лидерские качества. Очень советую всем родителям познакомить с ним ребенка. А для тех, кто хочет заниматься по моей уникальной методике, — приходите обязательно на пробное занятие ко мне.