«Любая эмоция — это важно. Потому что искусство — всегда про эмоцию»: Елена Проничева — о том, как меняются музеи

Главный редактор «Правил жизни» Трифон Бебутов обсудил с директором Третьяковской галереи Еленой Проничевой, как меняется музейная индустрия и как собрать выставку-блокбастер в эпоху победивших нейросетей.
Фото:
Фотограф: Егор Заика
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Трифон Бебутов: Мы с тобой познакомились десять лет назад в Еврейском музее. Все это время ты продолжала работать с музеями. И вот сейчас ты уже практически год находишься на позиции директора Третьяковской галереи. Когда ты впервые вошла в Третьяковку, в свой кабинет, что ты почувствовала?

Елена Проничева: Наверное, ничего. Я имею в виду, что это обычный рабочий момент. Назначение не происходит одним днем. Это длительный процесс, и ты успеваешь морально подготовиться к тому, что предстоит пройти определенный этап в своей работе.

Можно ли сказать, что это самый ответственный этап за твою карьеру?

Безусловно, он ответственный, но ответственность сопровождает тебя всегда, когда ты выходишь на новое место. Десять лет в Еврейском музее были для меня не менее ответственными, чем сегодня работа в Третьяковской галерее. Здесь совсем другая ценность и значимость коллекции, ее размер и состав. Это федеральный музей, один из крупнейших и наиболее значимых в нашей стране, и отвечать за принятые решения нужно будет и перед обществом, и перед государством. А в первую очередь — перед собой.

Если бы человек, который ничего не знает про Третьяковку, спросил у тебя, что это за музей, ты бы как ответила?

Для меня Третьяковская галерея — отражение русской души, связано это не только со спецификой и фондом галереи. Здесь собраны всем известные работы, о которых мы много читаем, много говорим, которые часто видим, любим и ценим. В чем отличие Третьяковской галереи от Русского музея? Музей создавался как государственная инициатива, а галерея пошла от человека, от личности. Профессиональная деятельность братьев Третьяковых была далека от искусства. Они купцы, промышленники, но они оставили после себя то, что мы сейчас называем национальным достоянием.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бизнесмены своего времени.

Именно, и вместе с этим у них была любовь к искусству, стремление понять что-то новое. Буквально — осмыслить современное на тот момент искусство, сохранить его и передать потомкам. В чем здесь отличие от многих европейских традиций? Мы знаем, что перед смертью некоторые коллекционеры по ряду причин принимали решение о передаче своей коллекции тому или иному музею. Иногда это делали их наследники, но часто это происходило потому, что они были не в состоянии достойным образом содержать коллекцию, которая им досталась. У нас совсем другая история. Галерея изначально была задумана публичной. Братья Третьяковы понимали, что коллекция должна стать общедоступной, и общественную ценность своей коллекции ставили выше личных интересов. Это вызывает уважение и, как мне кажется, раскрывает уникальность и широту русской души.

Фотограф: Егор Заика
Что значит быть сегодня директором Третьяковской галереи?

Недавно Елизавета Лихачева в одном из интервью сказала, что директор музея сегодня мало чем отличается от директора завода. Это и фандрайзер, и бухгалтер, и сантехник, и все-все-все. Соглашусь, что в большей степени это работа управленческая. При этом я глубоко убеждена, что такие культурные институции, как Третьяковская галерея, абсолютно самодостаточны благодаря высочайшему профессионализму и квалификации своих сотрудников. В моем понимании, это удивительный, уникальный часовой механизм, где каждая деталь практически незаменима. Нельзя просто взять, что-то убрать и рассчитывать, что механизм и дальше будет точным и аккуратным. Моя задача – создавать условия для того, чтобы этот механизм работал именно как часы в реализации проектной и научно-исследовательской работы, издательской и просветительской деятельности и так далее. Обеспечивать бесперебойную работу этих часов — огромный труд. При этом наши посетители привыкли к качественным, масштабным, ярким проектам, и мы не можем не оправдать их ожиданий. Создавать такие проекты можно, только опираясь на огромный пласт исследовательской работы, которая ведется в галерее постоянно. Обеспечить возможность сотрудникам вести эту работу и реализовывать свой потенциал — еще одна очень важная задача директора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ты говоришь об уже существующей инфраструктуре. Но появление новых пространств, помещений, филиалов музея — это тоже и административная, и хозяйственная деятельность.

Конечно. Тут стоит сказать, что из федеральных музеев мы одними из первых проходим этот путь в том объеме, который предстоит нам в этом году. Последний раз что-то подобное происходило в 1985-м, если память не изменяет, когда здание на Крымском Валу стало частью Третьяковской галереи. Нам нужно очень хорошо понимать, что мы будем представлять в наших филиалах. Между Калининградом и Владивостоком лежит вся наша страна. Это разные часовые пояса, разная специфика регионов, разные люди, и они ждут от галереи разного. Перед нами стоит колоссальная задача, филиалы нужно придумать, организовать, обжить. Это же не только научно-исследовательский блок, здесь и управление, и эксплуатация, и охрана, и многое другое. Коллектив галереи сейчас сфокусирован на этой задаче, мы стараемся не просто открыть здания, но и оправдать ожидания жителей тех регионов, где мы открываемся.

По образованию ты политолог. Как считаешь, насколько человеку на твоей позиции необходимо профильное образование?

В первую очередь стоит вкратце рассказать, что такое профессия политолога в той специфике, в какой я ее изу­чала. Я была одной из первых студенток этого факультета, а создавали его представители самых знаковых семей и династий философов. Они в свое время вырастили не одно поколение выпускников факультета философии МГУ. Образование, которые мы получали, действительно было уникальным. Во многом это был процесс познания самого себя, нам дали возможность переосмыслить и по-другому воспринять какие-то свои решения. При этом в МГИМО нам дали языковые знания, понимание обстановки на международной арене, погрузили в мировой контекст, определили особенное положение России. Все мы хорошо знаем, что культура, наравне с наукой, активно развивалась на территории СССР и России. Нам дали уникальные навыки понимания культуры и традиций – в том числе через язык: очень многое преподавали на языках оригинала. Вуз прививал нам уважение к культуре других стран, погружал в особенности и специ­фику их традиций. Многие мои однокурсники реализовали себя в культурных фондах. Кто-то возглавляет культурные центры за рубежом, в том числе и в Западной Европе. В Третьяковской галерее, как мы уже успели обсудить, работают профес­сионалы, и на моей позиции важны именно навыки организаторской работы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ты говоришь, вы читали на языках оригинала. Сколькими языками ты владеешь?

Знаю немецкий, английский, немного французский и испанский. Жалею, что не знаю китайского, в нынешнее время он бы очень пригодился.

По поводу твоего назначения. На этот счет было много каких-то разговоров, слухов, домыслов, комментариев и так далее. Ты наверняка замечала эту критику. Что бы ты этим людям ответила?

Давай сначала определим разницу между критикой и мнением. Чье-то персональное мнение, которое появлялось в телеграм-каналах, – это не критика, и вся эта оценочная дискуссия никак не связана конкретно с моей кандидатурой. Позиция главы Третьяковской галереи – это позиция, которую люди всегда будут обсуждать независимо от личности директора, и такая реакция естествен­на. Этот процесс довольно быстро прошел, и дальше началась обычная работа. Если мы говорим о критике, как и любой профес­сионал, я отношусь к ней положительно. Особенно к конструктивной критике, и она, безусловно, присутствует. Профессиональное музейное сообщество очень узкое, мы много общаемся с различными экспертами, комментарии есть, они высказываются открыто, а также звучат на каких-то закрытых встречах. Происходит диалог, в рамках которого я могу обосновать состоятельность своей позиции либо не могу. Такой диалог положительно сказывается на результате работы. Поэтому я критику уважаю и никогда ее не боюсь. Но, повторюсь, эмоциональная оценка в социальных сетях – это лишь мнение, к которому я тоже отношусь с уважением.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фотограф: Егор Заика
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как ты выстраивала работу с командой? В каком настроении они тебя встречали?

Перед любым человеком, выходящим на руководящую позицию, стоит серьезная задача – найти общий язык с коллективом, который складывался десятилетиями. Это большая и кропотливая работа. Здесь я хочу сказать большое спасибо команде, особенно тем коллегам, с которыми работаю напрямую. Некоторые люди приняли решение уйти, при этом я могу сказать, что в научно-исследовательском коллективе практически никаких изменений не произошло. Люди продолжают работать над проектами, которыми занимались последние годы. Здесь много молодых ребят. Это потрясающие, уникальные молодые специалисты с горящими глазами, работающие в тех направлениях, которые широкой общественности, может быть, покажутся не слишком увлекательными. Это вообще отдельный разговор – развитие потенциала в культурной институции. В конце прошлого года у нас прошли две большие стратегические сессии внутри команды. Это было необходимо, так как текущая стратегия галереи прописана до 2025 года. Мы собирались расширенным составом – от начальников отделов до всех департаментов, – и все могли выйти с предложениями. Могу уверенно сказать: текущий состав сотрудников Третьяковки способен сформулировать направление проектной работы, у них есть понимание того, как и куда двигаться. Именно сотрудники галереи формулируют цели, которые будут стоять перед нами следующие годы. И конечно, важно, чтобы каждый видел себя и понимал свою роль в этой стратегии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Насколько сильно ты влияешь на политику выставочных проектов? С точки зрения выбора художников и контента. Как это соотносится с твоими личными вкусами и представлениями о прекрасном?

Ко вкусам это не имеет никакого отношения вообще, ни моим, ни кого-то еще. Мы государственный музей, и, если ты ориентируешься на личный интерес, это вредит. Наш выставочный план – коллегиально сформированный продукт, плод длительных дискуссий на выставочных комиссиях. В этот процесс включены не только научные сотрудники, и влиять на него было бы неправильно. Этим Третьяковская галерея и живет, так и рождаются проекты, которыми мы славимся.

В одном из интервью я читал про твое первое впечатление от Третьяковки – еще в подростковом возрасте. И тогда, скажем так, она не вызвала у тебя особого восхищения. Что ты делаешь для того, чтобы оказывать впечатление на детей, подростков, которые впервые знакомятся с галереей?

В первую очередь нужно сказать, что дети воспринимают информацию иначе. Их внимание быстро переключается, и хочется, чтобы за этот короткий срок они что-то уяснили, осознали. Все мы знаем о психологических особенностях детского восприятия, о «клиповом мышлении». Взрослые приходят на выставки достаточно подготовленными, а ребенок не готовится, его просто берут с собой. При этом родители не всегда считают нужным что-то объяснить ребенку перед выставкой. Одна из задач галереи – разработать правильные инструменты и способы общения с молодежью и детьми, и здесь есть отличия, например, от Еврейского музея.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Конечно. Он больше нарративный, интерактивный.

Да, а интерактив и мультимедиа – инструменты сторителлинга. Мы понимаем, что, если рассказывать об истории иначе, это может быть скучно. Новые технологии нужны, чтобы воздействовать эмоционально, а для Третьяковки такой формат зачастую неприменим.

Да, такой аттракцион невозможен.

Он невозможен еще и потому, что нарушит диалог между художником и посетителем. Эмоциональное воздействие от работы будет минимальным, потому что человек уже получил эмоцию от мультимедийных средств. С одной стороны, мы хорошо понимаем, что не удержим детей и молодежь традиционными выставочными проектами. С другой – это большой вопрос, как правильно внедрить современные технологии в выставочное пространство, вопрос в том числе этический. В галерее мы представляем работы известнейших художников и должны прежде всего настроить взаимодействие посетителя с самой работой. Первым подобным опытом станет пространство Детского музея в Калининградском филиале. Это будет гостеприимное и интересное место знакомства с искусством и тем морем возможностей, которые искусство открывает для детей. В ноябре у нас стартовал проект «Дети Великой Отечественной». Это своего рода тизер к большой выставке 2025 года, посвященной юбилею Великой Отечественной. Мы к нему очень готовимся, сделали отдельный маршрут на Крымском Валу для посещения именно школьниками. Подготовили урок, который можно использовать в рамках школьной программы, он поможет и педагогу, и детям понять это время. Для нас это новое направление, и нам бы очень хотелось, чтобы оно заработало. Это полностью упакованный продукт – с видеорядом, научно-методическим планом, который поможет раскрыть тему выставки и как-то подготовить детей к тому, что они увидят. Такие проекты мы будем и дальше запускать. Готовим «Азбуку Третьяковки» – мультимедийный проект, который покажет 33 самые известные работы Третьяковки. Им в том числе мы откроем наше здание на Кадашевской. Проект будет создан таким образом, чтобы каждый год мы могли показывать 33 новых произведения, это тоже большая работа, адаптированная и для реализации в школах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
А что будет на Кадашевской? Чего нам ждать?

Это очень большой проект – новый дом площадью более 35 тысяч квадратных метров, который нужно обживать.

Понятно, что тематически Лаврушинский так или иначе определен. Крымский – определен. Новое здание – каким вы его планируете?

Пока трудно сказать именно о специфике этого здания. Объясню почему. Мы начали готовиться к тому, что в конце 2025 года будем закрывать здание на Крымском Валу. После юбилейного проекта о Великой Отечественной мы там будем завершать активную выставочную деятельность из-за его достаточно сложного технического состояния. Мы понимаем, что, получая новое здание на набережной, сможем реализовывать там выставочные проекты еще более высокого уровня, чем проводили в здании Новой Третьяковки.

То есть это здание заменит Крымский?

Это будет определено в рамках новой стратегии, пока мы лишь формируем его наполнение на ближайшие годы. Могу сказать одно: на Кадашах будет размещена графика, реставрационные мастерские второй половины XIX века, у нас появятся уникальные возможности для реставрации крупных полотен, которых у Третьяковской галереи раньше не было.

Фотограф: Егор Заика
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ты упоминала еще региональную экспансию. Расскажи, что и где планируется?

В этом году мы ждем открытия двух филиалов. Один – в Калининграде. Большой объект, в каком-то смысле – системо­образующий. Думаю, что он станет одним из флагманов развития туристического потенциала региона. Филиал откроется выставкой «Пять веков русского искусства», будут представлены потрясающие произведения из коллекции Третьяковской галереи. В большей степени картины первого ряда – работы В. Л. Боровиковского, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. Е. Репина, И. К. Айвазовского. Могу по секрету сказать, что в Калининград приедет и знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича. И второй филиал – в Самаре, абсолютно другая специ­фика. Здание филиала построено в 1930-х годах, это Фабрика-кухня – памятник конструктивизма и настоящее произведение искусства. В этом году там откроется первая выставка с говорящим названием «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве». В ее составе тоже шедевры из коллекции галереи с XIX до начала XXI века, более ста полотен, среди которых известнейшие работы Серебряковой, знаменитые «Охотники на привале» Перова, «Завтрак аристократа» Федотова и многое другое.

Какие планы на международную экспансию? Сейчас все смотрят в Азию.

У нас большой план работы с Китаем, планируем три выставочных проекта, в том числе для Пекина и Шанхая.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Это будет перекрестная история? Третьяковка там, китайские музеи у нас?

Безусловно, мы бы хотели, чтобы это была дорога с двусторонним движением.

На любой должности есть то, что нравится, и то, что не вдохновляет. Скажи, по итогам прошедшего года что тебе больше всего нравится в сегодняшней работе?

Как ни странно, это трудности, с которыми я сталкиваюсь. Постоянно нужно что-то преодолевать. Это один момент. А второй – каждый день я узнаю что-то новое. Я понимаю, насколько Третьяковская галерея является знаковой культурной институцией для России, насколько масштабно она может себя реализовать и как важна ее деятельность. Есть еще один момент – я периодически могу пройтись по залам. Просто чтобы посмотреть, как все работает, увидеть эмоции на лицах посетителей. Они говорят о том, что наша работа не оставляет посетителя равнодушным. Любая эмоция – это важно. Потому что искусство – всегда про эмоцию.