Игра, жизнь и роботы: интервью с руководителем Игр Будущего Игорем Столяровым
Играли ли вы в видеоигры или компьютерные игры в юности?
Не считая «Волка с яйцами», «Преферанса» и гиперказульных игр, в которые все тогда играли, я начал увлекаться играми во взрослом возрасте. Наткнулся на Mortal Kombat, который и стал стартовой точкой моей карьеры киберспортсмена. К тому же в этот период я интересовался восточными единоборствами и было интересно попробовать себя в виртуальном пространстве. Конечно, это не то же самое, что в реальности, но все же какой-то аналог.
Если говорить не про видеоигры, а про тайтлы (так называют каждую отдельную компьютерную игру. — «Правила жизни») для ПК, я очень люблю автомобильные симуляторы. Они бывают разными: «сабер геймс», «видеогеймс», «виртуал геймс» и другие. Есть спортивные игры и развлекуха, таймкиллеры и казуалки. Все смешивать в одну кучу не стоит. Мы же занимаемся киберспортом — это очень широкое и дифференцированное понятие.
Сейчас киберспорт на пике популярности, но зародился он гораздо раньше. Как это было для вас?
На заре становления киберспортивных тайтлов и видеоигр, конечно, никто не знал, что это станет отдельным феноменом и уникальным явлением. Не было никаких прогнозов рынка, все воспринимали это исключительно как развлечение. Киберспорт как большая многомиллиардная индустрия появился намного позже всех тайтлов, которыми начали интересоваться в 1990-е. И начал активно развиваться в начале 2000-х. В 2004-2005-м стали проводить турниры — сперва совсем «дворовые» офлайн-соревнования: для онлайн-формата еще не было технических возможностей. Люди собирались в «прокуренных» киберклубах с небольшими десктопами и ламповыми мониторами и пытались играть. Когда я в это влился, даже не думал, что буду заниматься этим всерьез.
А что сподвигло вас уйти в эту профессию?
Нельзя сказать, что я сильно увлекался киберспортом — это просто было частью моей жизни. А причин, по которым мы с командой задумались об Играх Будущего, было много. Во-первых, сейчас просмотры у традиционного спорта сильно падают. Трансформируется картинка и мировые «мейджоры», включая Олимпийские игры. Сегодня их фактически уже никто не смотрит на телевидении, но они еще не адаптировались под стриминговые платформы из-за особенностей съемки.
Инновационные виды спорта, в том числе киберспорт, — отдельный феномен. Здесь много денег и фолловеров, огромное количество часов трансляции и новые герои — стримеры. Некоторые из них имеют намного больше подписчиков, чем крупные медиахолдинги вроде «Матч ТВ», TCTV и NBC. Сейчас один человек с телефоном и наушниками может сделать больше охватов, чем огромный канал, который транслирует классический спорт. Когда мы поняли это, начали глубоко изучать киберспорт, одновременно отслеживая тренды. Пришли к выводу, что в мире возникла потребность в новых форматах. Тогда существовали только моносоревнования — по одной-двум дисциплинам. Собрать основные виды киберспорта вместе ни у кого не получалось, и мы решили взять эту задачу на себя. А потом пошли дальше и соединили физический и виртуальный спорт — получился фиджитал.
Мы не только решили собрать киберспорт воедино и дать целевым аудиториям разных игр обогащать друг друга, но и добавили к этому высокотехнологичные инновационные дисциплины — гонки дронов, спортивное программирование и битвы роботов. Они находятся в основной программе Игр Будущего и, по мнению аналитиков, могут захватить большую аудиторию по всему миру. В итоге у нас получилось три направления: фиджитал, кибер и высокотехнологичный спорт.
Как близость к цифровому миру влияет на повседневную жизнь?
Мной постоянно движет любопытство, и я подписан на многие телеграм-каналы про искусственный интеллект. Еще у меня есть аккаунты везде, где есть хорошие нейросети — например, DALL-E, Midjourney, Kandinsky, Stable Diffusion и ChatGPT. Кажется, в этом будущее человечества. Понятно, что огромное количество технологий уйдет, и иногда это неблагодарное дело — тестировать что-то новое, что потом все забудут. Так произошло, например, с блокчейном или NFT-рынком. Но нейронные связи все равно образуются, а болезнь Альцгеймера отодвигается.
То, что существуют отдельно реальный и цифровой миры, — заблуждение. Мы уже давно находимся в «цифре» и адаптировали под нее свою жизнь: разговариваем по зуму и сталкиваемся с умной таргетированной рекламой. Конечно, нельзя не только запрещать диджитал, но и возводить его в абсолютное значение. Главная философия Игр Будущего — гармоничное развитие человечества.
Как вы отдыхаете от цифровой сферы?
Есть модный способ — цифровой детокс, когда все откладывают гаджеты, уходят в лес и какое-то время отдыхают. Но для меня самый эффективный способ перезагрузиться — циклический спорт. Я не большой любитель бега, но заставляю себя им заниматься — действительно помогает. Это может быть любая другая физическая активность: велосипед, плавание, походы. Еще лучше ходить в горы, где мозг работает по-другому. При этом у меня принципиально нет абонемента в зал. Я считаю, что приход-уход, раздевалка, причесывание и фен — лишние «декорации». Дорожка для бега есть везде, и всегда можно заниматься им на природе.
Что для вас главный драйвер в работе?
Мы из поколения достигаторов и четко знаем, что хотим сделать. От других отличаемся тем, что не боимся сложностей и беремся за любую возможность. И все мое окружение такое. Мы ставим сверхзадачи — то, что никто никогда не делал раньше. Если опыт действительно покажет, что задуманное не осуществить, тогда стоит остановиться. Иначе никак.
Участвовали ли вы когда-нибудь в соревнованиях лично?
Ни разу, потому что пока не было времени. Хочу попробовать после Игр Будущего, к этому нужно подходить серьезно и с подготовкой. У нас останется «сетап» — восемь разных объектов для проведения турниров.
Нужно понимать, что профессиональные игры — это по-настоящему серьезные соревнования. Когда ты впервые наблюдаешь за процессом, ничего не понимаешь и не улавливаешь: настолько быстро все происходит. Люди бьют по клавишам, как по роялю, один персонаж может делать 52 уникальных движения. Игрок должен моментально отреагировать на ход противника и не ошибиться. Это постоянное движение и настоящее искусство, которым люди занимаются по восемь часов ежедневно.
А как долго придется учиться с нуля новичку, чтобы стать победителем таких соревнований?
Минимум лет пять. Есть распространенный миф, что киберспорту можно выучиться за три месяца, а потом поучаствовать в турнире и выиграть $1 млрд. Такие случаи есть, но они единичны. Плохо, что прецеденты хорошо тиражируются среди молодежи: профессионалы тренируются несколько лет подряд, чтобы в конечном итоге чего-то добиться. Так и в классическом спорте — невозможно освоить футбол за три месяца и выиграть чемпионат.
Как возникла ваша концепция фиджитал-игр?
У нас есть фиджитал-лаборатория, которая изучала самые «смотрибельные» виды спорта и самые востребованные виды активности. Потом соединили это в одну концепцию. Например, футбол: одна и та же команда сначала играет в симулятор, а потом выходит на поле и завершает матч физически. При этом мы немного изменили регламент и сделали фиджитал-соревнования более быстрыми и красивыми с точки зрения картинки. То же самое провернули с хоккеем, скейтбордом, автогонками, единоборствами и баскетболом.
Почему Игры-2024 пройдут именно в Казани?
Во-первых, Казань — самый спортивный город России. По насыщенности объектов международного уровня в пересчете на население столица Татарстана лидирует. Во-вторых, это лучший город в мире. А если серьезно, то изначально выбирали из пяти финальных вариантов: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань и Калуга. Собрали оценочную комиссию, и Казань выиграла в честной борьбе.
На арене фиджитал уже появились звезды, которых вы можете выделить?
Среди участников турнира по баскетболу Игр Будущего уже заявлена звездная команда Ramboot Esports, а еще крутой коллектив Saints из Стокгольма. Есть и дисциплины с талантливыми российскими спортсменами — например, киберфутболист Роберт Ufenok77 и хоккеист Ярослав Кузьмичев. В Dota 2 будет участвовать чемпион мира Вон Хок Чуань. Из Сербии приедет бывший игрок страны по футболу, который занялся всерьез киберфутболом. Заявлена бразильская команда R10 футболиста Роналдиньо. Конечно, на соревнованиях будет и известная российская Team Spirit, которая в 2021 году выиграла кубок The International. Мы приглашаем игроков из разных стран. Сейчас заявлено 75 флагов: очень много испанцев, французов и латиноамериканцев.
Достаточно ли в России возможностей для реализации такого диджитл-проекта?
Что-то импортозамещается, а что-то — нет. Например, PTS-технологии остались импортными, какими и были всегда. А вот Webcaster — российская разработка, с которой берут сигнал все стримеры. Сценический свет хорошо делают за границей.
Но все же во время создания Игр Будущего наверняка были трудности?
Самая большая сложность — то, что мы делаем это впервые. Надо объяснять всем, что такое фиджитал-игры, потому что информации в сети не так много. Значительная трудность в том, что сейчас отечественные команды часто банят и они вынуждены ездить на мировые соревнования без национальной символики. Однако недавно Международная федерация киберспорта разрешила россиянам участвовать в играх со своим флагом, в том числе благодаря усилиям нашей команды.
Договориться с иностранными игроками тоже не так просто, однако у нас получается. На последнем тестовом мероприятии Игр Будущего были матчи за третье место — Азербайджан разгромил Китай в баскетбол. А в матче за первое место испанцы победили сербов!
Если коротко, как устроен турнир по этапам?
Игры Будущего будут проходить несколько недель подряд. Всего поучаствуют 2 тыс. спортсменов в турнирах по 21 дисциплине — одновременно будет проходить четыре-пять соревнований в день.
У каждого вида спорта свой регламент: например, гонки мы проведем за один день, а соревнования по Dota 2 — за пять. Продолжительность зависит от числа заявленных команд. Так, в спортпрограммировании участвуют 50 коллективов, а в автогонках — восемь.
Помимо турниров, на Играх Будущего будет выставка «Города будущего», где стартапы и компании покажут свои проекты. Мы также организуем зоны, где все посетители независимо от уровня подготовки смогут попробовать себя в одной из дисциплин. До старта проведем встречу, на которой соберем всех участников и расскажем о правилах.
А что насчет призов? Какая у игроков мотивация?
Конечно, все едут за деньгами. Но есть и другие бонусы: команды и киберспортсмены зарабатывают рейтинг и поддерживают физическую форму. Некоторые из участников едут хорошо провести время, а в Казани точно есть что посмотреть.
Реклама. АНО «Дирекция Спортивных и Социальных Проектов»