Группа Cream Soda — о новом альбоме Internet Friends и новой жизни
Cream Soda не давала интервью уже три года. Давай начнем с простого вопроса: что сейчас из представляет собой коллектив под этим названием?
Илья: Во-первых, Cream Soda — это всегда про поиск и привлечение нового, нередко авангардного, резонирующего с нашей ДНК, в которой были и есть хаус и электроника. Это всегда идея сделать то, чего нам самим не хватает. А так как мы изначально диджеи и диггеры и находимся на передовой музыкальных веяний, мы это прямо отражаем в работе. Во-вторых, если говорить о нашем составе, то группа в данный момент складывается из двух людей — меня и Алисы Стяжковой. Но мы также считаем, что Димон (Дима Нова — сооснователь коллектива, погибший в результате несчастного случая 20 марта этого года. — «Правила жизни» ) до сих пор с нами в команде, его дух всегда будет присутствовать в творчестве группы, и без этого Cream Soda не будет Cream Soda.
Вы публично объявили Алису как новую вокалистку группы только перед релизом альбома Internet Friends. Как ты попала в группу?
Алиса: С моей стороны это было так: я только выпустилась из театрального института, практически случайно записала кавер на «Розовый фламинго», и мне буквально через несколько минут позвонил Дима и спросил: «Алиса, а что ты будешь делать ближайшие пять лет?» Вопрос я, конечно, не поняла, но о планах рассказала, и Димон поделился, что они ищут новый голос. Я подумала сначала, что ребятам нужна помощь в поиске, на что Дима ответил: «Да нет, мы с тобой хотим попробовать что-то сделать». И мы встретились через две недели. Для меня это был интересный опыт с учетом, что близко мы до этого не общались. Меня волновало, сойдемся ли мы в творческих взглядах, идеях и просто по-человечески. И с каждой нашей встречей я все больше понимала, что да.
Илья: Вообще, нас довольно давно познакомил Саша Хижняков (владелец лейбла Electronica Records. — «Правила жизни»), когда хотел стать менеджером Алисы и делать ее сольный проект. Мы даже думали выпускать ее на своем лейбле, хотели помочь по продакшену и сделали один трек. Это было в конце 2019 года. Когда мы начали поиск новой вокалистки, долго и много думали, как внести в музыку какие-то фольклорные детали, но не делать на них акцент, выпускать не частушки, а что-то тонкое и серьезное, чтобы это считывалось и при этом оставалось прогрессивным.
Не клюква, в общем.
Илья: Не клюква, да. Мы хотели сделать эту «русскость», связь с родными краями классной, чтобы она работала в клубах. Голос Алисы для этого как раз подходит.
А какой вы первый трек сделали вместе?
Алиса: Первым треком было «Счастье».
И сразу как по маслу или был период притирки?
Алиса: «Счастье» записали без притирки, а потом, когда начали работать над альбомом и сели за первую демку, стало тяжелее.
Илья: Процесс написания альбома таков, что мы уединяемся втроем на несколько недель. Притирка неизбежна, потому что ты уезжаешь из зоны комфорта. И нам с Димой всегда тяжело было делать альбом, потому что ты первые пару дней просто разгоняешься. Мозг в плане текстов и мелодий не так работает, плюс не будем сбрасывать со счетов стеснение перед новым участником команды. К тому же мы довольно интровертны. До сих пор, думаю, осталась дистанция, которую мы должны преодолеть.
У Cream Soda каждый альбом рождается под концептуальную идею? Вы сразу пытаетесь предположить, что будет в конце? Или это формируется уже в процессе записи?
Илья: Конкретных задумок никогда не было, все происходит естественно, мы лишь выбираем вектор, которому хочется следовать. Сам процесс — свободный полет. Другое дело, что в случае с Internet Friends мы впервые не ставили себе никаких ограничений. «Пожар» вышел намеренно артхаусно-грязным, после этого мы записали «Красиво», потому что хотели доказать всем и в первую очередь себе, что понимаем, как работает поп-музыка. А здесь мы не заморачивались вообще по поводу того, насколько это мейнстрим или, наоборот, авангард.
Какая песня с новой пластинки для вас ближе всего?
Алиса: У меня заглавная.
Илья: Для меня почему-то AFK. Я люблю треки, которые делаются налегке, без заморочек, одним днем. И запись этого трека — самое приятное воспоминание о работе над альбомом.
Вы эти треки предварительно играли на вечеринках — насколько сильно они из-за этого поменялись?
Илья: На самом деле треки с этого альбома играли всего пару раз до выхода. Но вообще есть тема: чем больше ты слушаешь недоделанный трек, тем он больше кажется доделанным и ты уже ничего не хочешь в нем менять. Я стараюсь не переслушивать демки до момента, пока не сяду за них всерьез, иначе страдаю в попытках привнести что-то новое. Особенно это чувствуется в коллективной работе.
Лучше всего на одном дыхании сделать, довериться первому порыву. Потому что это самый честный вариант, чтобы сохранить исходную идею и настроение. Мы как будто научились это фиксировать. Но бывают разные случаи. Например, вышедший сегодня трек VIBY должен был быть на альбоме в совершенно другом виде. Получилось прикольно, но это скорее исключение из правил.
Я слышал предварительные версии песен и то, что получилось в итоге. В альбоме изменилось большое количество, казалось, как будто мелких деталей, но есть ощущение, что на это потрачено много времени.
Илья: Это уже больше про сведения, и это тоже часть искусства. Для меня это особенно важно. Люблю посидеть и что-то повыдумывать. Но и сведение мы делаем, не затрагивая основную идею песни.
Ты говорил про демо. А сколько вообще существует сейчас демок Cream Soda?
Илья: Что значит демка Cream Soda? Имеется в виду музыкальных идей? Их тысячи. Но они не все могут подходить Cream Soda сейчас, лежат и ждут своего часа — пока мы о них вспомним. А если говорить про треки с вокалом — их не так много, штук 20. С текстом и вокалом мы обычно быстро работаем.
Это я к чему: от группы было заявление, что будет еще один альбом с идеями и наработками Димы.
Илья: Да, планы те же. На сессии записи последнего альбома мы, по сути, сделали треков на несколько пластинок. Мы не думали, как это будет собираться. Каждый трек кажется крутым, хочется, чтобы его услышали внутри альбомов или синглом. Но точные даты релизов мы договорились не называть.
А можешь рассказать, как у вас в работе с Димой распределялись рабочие обязанности? Или вы оба делали вообще всё и случай каждого трека уникален?
Илья: Именно регламентированных вещей, разумеется, не было. Допустим, есть треки, которые Дима написал почти целиком, они более-менее звучат полноценно, их ты не будешь трогать. Есть треки, которые написал я. Есть треки, над которыми нужно сильно поработать или что-то изменить.
Можно заметить, что Диме интереснее было писать тексты, придумывать атмосферу трека и его общую идею, а мне — сидеть со звуком, экспериментировать. И на финальном этапе работы я сводил музыку, следил за качеством звука, а Дима — за вокалом, за текстами. Наверно, это было так. Порой, конечно, мы менялись ролями, потому что уставали от однотипной деятельности: мне хотелось что-то добавить в текст, а Диме — накрутить какой-то звучок.
Довольно важная часть в истории мифологии Cream Soda — это комьюнити, которое выросло вокруг группы. Насколько Cream Soda творчески взаимодействует с друзьями-музыкантами?
Илья: Комьюнити — это очень важно. В идеале, конечно, собирать мнения людей, понимать, где ты находишься. Не быть социофобом, делиться тем, что делаешь. Поэтому мы всегда делали прослушки альбомов в предварительном виде, интересовались мнением каждого, нам самим было интересно, как наши близкие люди воспринимают эту музыку. Потому что в голове у тебя звучит одно, а у людей — другое.
Если мы работаем над восприятием, пытаемся создать какую-то атмосферу в треке, хочется, чтобы она считывалась правильно. И да, мы устраивали кэмпы в прошлом году, куда звали работать интересных нам людей. У нас есть один друг — Руслан, который, наверно, не хочет огласки, но он очень шарит за развитие жанров, что с чем сплетается с 20-х годов. Понимает, что из чего вышло, почему дабстеп — это дабстеп, а хаус — это хаус. И с ним было очень интересно работать, какие-то его идеи остались на пластинке. Есть трек «Не встретились», который написал Саша Кустов. Изначально это полностью его музыкальная демка, которую мы доработали своим звуком. Как только ты начинаешь думать, что все знаешь сам, отрываешься от реальности и попадаешь в ловушку ожиданий, которые легко могут рухнуть.
Хочется спросить про лейбл «Ствол», про ваше новое заведение IF. Мне кажется, что Cream Soda — редкий случай группы, которая, кроме «просто» музыки, всегда несла большую идею.
Илья: Мы хотели объединять музыкантов, потому что когда-то нас самих не принимали в тусовку. Важно подсвечивать новых музыкантов — у нас был NO ME подкаст, радиошоу, и нам присылали очень много материала. «Ствол» — очередной этап этой идеи.
Мы решили создать площадку, где наши друзья и близкие по духу люди могли чувствовать себя свободно, релизить свою музыку. Интересно создать площадку, где не надо ни под что подстраиваться, просто можно сказать: «Я записал офигенные дет-метал-треки, хочу через месяц дропнуть». И тебя поддержат. То есть это площадка для свободы и экспериментов. И IF — это такая же площадка, только в офлайне. Допустим, ты не пойдешь делать концерт в большой клуб, если тебя слушают 50–100 человек. А здесь это возможно сделать. Мы пушим это всё за счет наших достижений. Это привилегия, но при этом и ответственность, которую нужно правильно использовать.
К слову, о достижениях. Когда на вас обратили максимум внимания в период с 2018 по 2021 год, у вас не было соблазна ковать, пока горячо? То есть штамповать схожие по формам треки, чтобы сохранить эту популярность? Или вы хотели сами диктовать то, что будет модным?
Илья: Я думаю, ни один артист не способен что-либо диктовать, если только он не владеет какими-то сумасшедшими проморесурсами и везде себя пропихивает сам. Сейчас мы пришли к тому, что музыка либо работает, либо нет. Конечно, странно выпускать музыку, если ты не хочешь, чтобы она была услышана. Естественно, хочется коммерческого успеха, странно это отрицать. Но он придет только тогда, когда ты честен сам с собой и пишешь музыку, которая тебе искренне нравится. Очень много примеров людей, которые пытаются попасть в какую-то колею, пытаются сделать какое-то трендовое звучание, находятся в постоянной гонке.
Алиса, у тебя есть сольный проект Afelia, ты пробовала писать музыку еще до того, как попала в Cream Soda. Насколько опыт взаимодействия с Ильей и Димой отличался от твоего прежнего опыта сонграйтинга?
Алиса: Первым, с кем я работала над музыкой и аранжировками, был Рома Deuz. Он меня посвятил в то, как работает Ableton, Fruity Loops и другие программы. Работа кардинально отличалась от сотрудничества с Димоном и Илюхой, но была одна схожая черта: мы очень много общались перед тем, как сесть за написание песен. Если в Cream Soda мы больше говорили про общую идею, искали синергию и отталкивались от коллективных чувств, то в сольной работе мне важно донести благодаря инструментам и звуку то, что чувствую именно я, что творится в моей душе. Здесь — я, а в Soda — «мы», наши совместные идеи, желания и взгляды.
Илья: Но все равно в Soda трек начинается с чьей-то идеи. Например, Дима придумывал текст на основе какого-то своего опыта, потом мы это долго обсуждаем и разгоняем, чтобы каждый этот опыт прочувствовал и пытался себя в нем представить. То есть командная работа, но компромисс, где каждый от себя добавляет что-то, иначе может получиться какой-то Франкенштейн. Вообще, Cream Soda — это как разговор на кухне. Приходишь к другу, на что-то жалуешься, рассказываешь какую-то историю — и это выливается в трек.
Алиса, расскажи тогда про альбом Afelia, который выйдет 10 ноября.
Алиса: Альбом родился в январе этого года. Очень спонтанно, демки были написаны буквально за две недели. Первый раз в жизни у меня так случилось, чтобы каждый день писались песни. Думаю, что это произошло по той причине, что мы только вернулись из Ярославля, были на кураже, постоянно что-то происходило. Написали песни, начались концерты, голова была занята музыкой. То, как парни работают, как они относятся к написанию музыки, как будто поменяло мое мышление.
Мой подход сильно изменился, и поэтому так быстро эти песни и появились. Потом я поехала в Питер доделывать треки с ребятами из Tapenight. Мы с ними за две недели написали сырые демки. И в Москве я уже доработала детали со своим саундпродюсером. Весь процесс занял полгода. Для меня это столь же важная работа, как и Internet Friends, обе пластинки дорабатывались после трагедии и несли терапевтический эффект.
В апреле я поняла, что не могу смотреть на свой альбом так, как до 20 марта, и решила вернуться к трекам, когда буду готова. Считаю это самой честной работой моей сольной истории, где я не делюсь с людьми метафорами и образами, а просто прямым текстом говорю о боли и переживаниях. Это очень важная работа о том, как найти опору в себе, чтобы подарить что-то искренне и светлое другому человеку.
Ты писала с того времени новые песни или все время ушло на работу над этой пластинкой?
Алиса: Писала. Работа идет.
Пытались ли вы писать и делать вместе что-то совсем новое? Или пока работали только с архивными демо?
Илья: Мы писали новое. Рано или поздно нужно начинать это делать, хотя и очень тяжело, поэтому чем раньше мы начнем, доделаем и что-то выпустим, тем будет лучше.
Алиса: И нам будет легче.
Илья: Процесс идет, не хочется останавливаться. Не хочется скатываться в эмоциональную пропасть, она засасывает так, что чем дальше, тем сложнее будет из нее выбираться. Преодоление в Cream Soda должно произойти. Новая музыка будет. А что будет дальше — увидим.
Вы сразу приняли решение продолжать все проекты Димы?
Илья: Да. Есть, конечно, эмоциональные позывы в моменте: мол, зачем это всё? Понятно, что это эмоции и надо держать себя в руках.
Я думаю (и комьюнити вас поддерживает), чтобы это все продолжалось.
Илья: На всех мероприятиях, где у меня есть микрофон, я благодарю команду и всех друзей, которые нас поддерживают. Не знаю, что бы мы делали без поддержки.
Музыка живет, пока ее слушают. Выступление на «Фестике», думаю, продемонстрировало, насколько это был важный момент.
Алиса: Мне кажется, мы тоже ощущали.
Илья: После «Фестика» Денис Глазин (руководитель A&R-направления выпускающего лейбла S&P Digital, выпускающего релизы группы. — «Правила жизни») сказал, что, проходя в одиночку все то, что мы прошли с Димоном раньше, я закрываю эмоциональные гештальты. Пережить это тяжело, но иначе это все так и будет висеть как камень на душе. Мы вот съездили в тур, и в последнем городе тоже после концерта было очень тяжело.
Алиса: Думаю, что «Фестик» был самым эмоциональным мероприятием, потому что у меня он четко ассоциируется с Димоном. Не зря говорят, что важно, чтобы прошел год после потери.
Илья: Да, это нужно для принятия. В этом плане сольник 4 ноября, конечно, тоже важное событие.
Мы делаем это интервью, чтобы люди пришли и разделили с вами этот момент! Кстати, у вас не было мыслей использовать живые инструменты на выступлениях?
Илья: Мы нередко использовали живые басы, гитары. Был, опять же, фит с «Казускомой». Но если говорить про концерты, то у нас с Димой было общее мнение: электронная музыка очень странно звучит с живыми барабанами и гитарами. Мы все-таки адепты электронной музыки и, конечно, не против экспериментов, но не хочется портить то, что изначально очень круто работает.
А как вам, кстати, кавер на «Никаких больше вечеринок» Агутина с Беляевым из шоу LAB?
Илья: Это круто! Уже просто как факт. Мне даже было бы неважно, как это звучит и что там происходит, а важно, что Леонид Агутин сделал кавер на песню, которую мы придумали. Я сразу отцу рассказал. Мне кажется, он после этого зауважал мою работу. У них получился трек в своем ключе, с латинским грувом — это не типичный кавер какой-нибудь кавер-группы, а очень крутой ремикс.Мы только за!
Понимаю, что планы вы теперь не строите. Но подскажите, чего ждать в ближайшее время.
Илья: Песня VIBY, которая вышла сегодня, как я уже говорил, довольно важна для нас. Мы планируем в следующем году российский тур с программой Internet Friends. Альбом, как и макси-сингл «Волга», выйдет на виниловой пластинке. Мы немного отходим от прежней концепции не коммуницировать публично, уходить в мистификацию. Причина та же — для нас это некая терапия преодоления препятствий.
Еще из планов: когда мы только создавали Cream Soda с Димой, была договоренность, что мы концентрируемся только на этой группе, отдаем ей все усилия. В проекте гораздо проще все работает и гораздо сильнее результат. С течением времени копились какие-то демки, которые не подходили нашим основным делам, и мы в последние месяцы общения с Димой решили, что будет круто, если все будут чувствовать себя в этом плане свободно.
Например, Дима всегда хотел петь, у него отличные тексты, которые он оставлял для себя и для Soda при этом они не подходили. Мы как-то поняли, что незачем себя чем-то ограничивать, и решили, что будем свободны. И Алиса нам тоже очень подходит в том плане, что у нее есть свой сольный проект, и она не будет чувствовать себя скованно в группе. В ноябре я запланировал сольный ЕР. Немного странно об этом говорить, потому что это впервые в моей жизни. Изначально, очень давно, у меня были релизы сольные, когда я писал нейрофанк. Но мне всегда тяжело давалось общение. Я обожаю писать музыку, но что с ней делать дальше, никогда не понимал. Все, что касается промо, лейблов, релизов, — для меня сложно. Но сейчас у нас есть своя платформа и опыт, так что почему бы и нет. Мой сольный проект — это электронная музыка в целом, не хочу себя ограничивать. Возможно, в будущем там появится голос. Может быть все что угодно. Для меня сейчас это тоже отдушина, именно личная — делать что-то, что, может, никто и не поймет, но мне главное — сделать это самому. Чтобы понять вообще, что это для меня.