Немаленькая женщина: как Грета Гервиг из звезды инди-кино стала режиссером, заработавшим миллиард долларов в прокате
«Приключение жительницы Нью-Йорка»
Гервиг шутит, что с помощью своих ролей сумела убедить всех, что она уроженка Нью-Йорка, хотя это не так. Грета родилась и выросла в солнечной и более расслабленной Калифорнии. Но несмотря на относительную близость к «фабрике грез», с детства она мечтала о карьере, далекой от производства фильмов. Будущей звезде авторского кино хотелось заниматься фехтованием, но у родителей — банковского сотрудника Гордона и гинеколога Кристины Гервиг — не было возможности оплатить недешевое увлечение дочери. Отказавшись от мечты о большом спорте, Грета переключилась на литературу, с помощью которой, как известно, можно прожить сотни жизней и представить себя кем угодно. Гервиг не стала мелочиться и представила себя автором, который способен создавать подлинные миры.
В 2006 году она окончила престижный Барнардский колледж с дипломом по английскому языку и философии. Во время учебы Грета увлеклась не только сценарным мастерством, но и актерством и успела сняться в нескольких студенческих короткометражках. Личная органика девушки очень понравилась начинающим режиссерам, которых подкупила ее расслабленность и убедительность в кадре. И она решила не останавливаться.
«Милая Фрэнсис»/ Frances Ha (2012)
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Режиссер: Ноа Баумбак
В ролях: Грета Гервиг, Мики Самнер, Майкл Эспер, Адам Драйвер
В числе первых проектов Греты фильмы «ЛОЛ», «Ханна берет высоту», «Ночи и выходные», а также «Приключение жительницы Нью-Йорка», которые во многом определили направление ее карьеры, тесно связанной с жанром мамблкор. Это направление в кино, сюжеты которого базируются на большом количестве диалогов между героями. Не все они ювелирно выстроены и несут в себе сакральный смысл. Напротив, это попытка с их помощью привнести в фильмы жизненную убедительность. В реальности мы тоже часто болтаем с друзьями без умолку, пересказываем не самые интересные истории и просто что-то бормочем себе под нос.
Грета оказалась очень хороша в умении просто много говорить в кадре, но делать это так, что невозможно оторваться. Ее большой прорыв в авторском кино случился в 2011-м, когда на экраны вышла «Милая Фрэнсис» — картина, в которой по-настоящему зажглась звезда и самой Гервиг, и только стартовавшего в профессии Адама Драйвера.
Черно-белая картина Ноа Баумбака (до этого он уже работал с Гервиг в фильме «Гринберг») — поэтический портрет миллениалов начала десятых. Позади мировой финансовый кризис, сильно пошатнувший всеобщую веру в надежность денег, и технологический прогресс с появившимися айфонами и социальными сетями, сделавшими нас прозрачными для всех. Впереди — неизвестность, растерянность и отсутствие желания повторить путь родителей, который в новом тысячелетии утратил смысл. Фрэнсис в исполнении Гервиг получилась не великовозрастной бездельницей, а девушкой-видением. Она легкая, хоть и запутавшаяся в жизни; веселая, хоть и серьезно рефлексирующая о многом; умная, хоть и не любит сильно философствовать; очень искренняя, хотя часто ранится из-за своей открытости.
«Госпожа Америка»/ Mistress America (2015)
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Ноа Баумбак
В ролях: Грета Гервиг, Лола Кёрк, Хезер Линд, Синди Чун
«Милая Фрэнсис» принесла Гервиг номинацию на «Золотой глобус» и большое признание за пределами узкого круга ценителей. Профессиональную критику подкупила естественность Греты: кажется, что она вообще не играет в кадре, хотя, конечно же, она актриса и воспроизводит на экране вымышленную героиню. Она словно вообще не прикладывает усилий, чтобы быть убедительной, но, разумеется, за этой легкостью стоит большой профессиональный труд.
Сочетание какой-то непринужденной естественности и усердной работы, которой не должно быть видно в кадре, — золотое сочетание Гервиг, которая заскучала в статусе актрисы и решила, что пришло время поработать по другую сторону экрана.
Тем более что в 2015-м вышла «Госпожа Америка» — очередная успешная совместная работа Гервиг и Баумбака, где она сыграла главную роль (привычную для себя жительницу Нью-Йорка, находящуюся в поиске своего я), а также выступила соавтором сценария. Тогда же стало очевидно, что пришло время не только описывать выдуманные миры, но и лично воплощать их на экране.
«Леди Берд»/ Lady Bird (2017)
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Грета Гервиг
В ролях: Сирша Ронан, Лори Меткаф, Трэйси Леттс, Лукас Хеджес
Исследуя режиссерский путь Гервиг, важно понимать, что она всегда сторонилась студийного кино со всей его выверенностью, финансовой одержимостью и стерильностью. Этой леди берд всегда нужно пространства для полета, которым богато авторское кино: скромное в бюджетах, но свободное от любых ограничений. Дебютировать в режиссуре Грета решила с романа воспитания «Леди Берд» про девочку-подростка Кристин (в чем-то списанную с самой Гервиг), которая ссорится с родителями, переживает первые влюбленности и пытается отвоевать свое право на выбор будущей профессии.
Это маленькое инди-чудо стоило «всего» $10 млн, но принесло своим создателям — $79 млн. Так Гервиг с порога дала понять, что не стремится к большим бюджетам. А еще умеет не только рассказывать истории, но и хорошо на них зарабатывать — качество, которое высоко ценится в индустрии.
В восторге от «Леди Берд» осталось и профессиональное киносообщество. Картина принесла Гервиг сценарные и режиссерские номинации на «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA и еще несколько важных кинопремий, расписавшихся в своей любви к авторскому стилю Гервиг. И пусть на «Оскаре» и «Золотом глобусе» фильм остался без итоговых призов, стало окончательно ясно: звезда родилась (не только авторского, но и большого коммерческого и массового кино, которое увидят миллионы).
Сама Гервиг, размышляя об успешности своей режиссерской карьеры, признается, что с режиссурой у нее сразу возникла взаимная любовь, хотя ей до сих пор сложно избавиться от синдрома самозванца. Казалось бы, такое признание должно уже утвердить ее в статусе большого автора, но нет: Гервиг все так же смущенно улыбается и заявляет, что далека от признания в себе таланта большого режиссера.
«Маленькие женщины»/ Little Women (2019)
Жанр: драма, мелодрама
Режиссер: Грета Гервиг
В ролях: Сирша Ронан, Эмма Уотсон, Флоренс Пью, Элайза Сканлен
Если присмотреться к авторскому стилю Гервиг, становится очевидно, что для нее не существует маленьких женщин и маленьких героинь. Напротив, для нее все женщины важны, заметны и необъятны по внутреннему масштабу. Даже размышляя о героинях «Барби», Грета подчеркивает, что ей было важно показать экранных кукол во всем их разнообразии, но отыскать идеальный баланс в интонации повествования. Важно ценить свои достижения, но также помнить, что твоя ценность не определяется только ими. Ты значима и уникальна уже просто потому, что ты есть.
Но до разорвавшей мировой прокат «Барби» у Гервиг вышла другая важная история с женской оптикой — экранизация классического романа Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины». Грета признавалась, что обожает эту книгу и всегда мечтала перенести ее на большой экран.
Картина с завидным звездным кастом, включая Сиршу Ронан, Тимоти Шаламе, Боба Оденкерка, Эмму Уотсон, Флоренс Пью и Лору Дерн, подтвердила талант Греты быть своей везде. Зрители влюбились в экранизацию Гервиг, сумевшей чутко перенести на экран историю многодетной и небогатой семьи Марч из Конкорда. А студии остались довольны прибылью ленты: при бюджете $40 млн она заработала $219 млн, окупившись в пять с половиной раз. Ее умение рассказывать истории про женщин и при этом не быть убыточным автором сыграет важную роль при запуске «Барби».
«Барби»/ Barbie (2023)
Жанр: комедия, приключения, фэнтези
Режиссер: Грета Гервиг
В ролях: Марго Робби, Райан Гослинг, Америка Феррера, Ариана Гринблатт
Рассказать историю самой известной в мире куклы в формате фильма пытались с 2009 года, но каждый раз что-то мешало запуску проекта. За это время несколько раз сменились имена сценаристов и режиссеров, а также общий концепт истории. Так бы проект и гулял по рукам, если бы не кинокомпания Марго Робби LuckyChap Entertainment, участвовавшая в разработке проекта для Warner Bros. Робби лично педалировала идею, что фильм должна снять Гервиг, и не прогадала.
Но если Робби на питчинге будущего фильма так разгорячилась, что пообещала продюсерам миллиард долларов сборов (и оказалась права), то Грету интересовал мир истории: реалистичный, подробный и такой, какой мы еще никогда не видели на экране.
Гервиг признается, что жила проектом, просыпаясь ночами от мыслей, как можно улучшить продакшен, минимизировать использование компьютерной графики и создать на экране подлинный Барбиленд, от которого у всех перехватит дыхание. Такая самоотдача впечатлила продюсеров, которые быстро ослабили хватку и предоставили Гервиг больше творческой свободы.
По итогу обещание Робби оказалось пророческим: «Барби» собрала уже больше $1 млрд и пока не намерена останавливаться. А Гервиг стала первой в истории женщиной-режиссером, чей фильм заработал десятизначную сумму. Надо ли говорить, что после этого феноменального успеха она теперь нарасхват.
«Хроники Нарнии»
Закономерно, что следующим большим проектом Гервиг станет сказочная дилогия «Хроники Нарнии», об очередной экранизации которой стало известно в июле 2023-го. Ведь Грета и сама будто героиня сказки, а ее карьера не что иное, как мифологический троп, пересобранный на новый лад.
В этой сказке нет никакой спящей красавицы, которую должен разбудить поцелуем завидный принц. Эта принцесса уже здравствует и полна сил. Кажется, пока мир переживал зарождение новой эры Барбимании, мы не заметили, как вошли в эпоху Греты Гервиг — сценариста, режиссера, актрисы и важного голоса поколения, который оказался так созвучен миллионам.