Правила жизни Моисея Гинзбурга

Советский архитектор, один из лидеров конструктивизма. Умер в возрасте 53 лет в Москве.
Моисей Гинзбург, архитектор Дома Наркомфина
Фото пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В обстановке сегодняшнего дня куется миросозерцание современного зодчего, создаются новые методы архитектурного мышления.

Конструктивизм — актуальнейший рабочий метод. Конструктивист работает сегодня для завтрашнего дня. Потому-то он должен избегать всех трафаретов и канонов вчерашнего, и вместе с тем всякой опасности утопичности. Он не должен забывать, что, работая для завтрашнего, он все же строит сегодня.

Если может зародиться в наше время мысль о смерти искусства, несущего одни «бескорыстные» эмоции эстетического порядка, то естественно, что и архитектор серьезно задумывается о том, чтобы прежде всего и больше всего использовать его «корыстные» возможности, то есть чтобы извлечь из житейски утилитарных задач, решаемых им, весь таящийся в них творчески потенциальный материал.

Подсознательное, импульсивное творчество должно смениться ясным и отчетливым организационным методом, экономящим творческую энергию архитектора и перебрасывающим освободившийся избыток ее на изобретательность и силу творческого порыва.

Оставить мысли о машине в стороне и полной изоляции хотя бы от художественной деятельности человека — значит рисковать самому остаться в стороне и изоляции от жизни вообще.

Искусство, а в особенности архитектура, жить оторванной от экономики и техники, пейзажа, быта и человеческой психики, конечно, не в состоянии.

Молодость нового стиля — по преимуществу конструктивна, зрелая пора органична и увядание — декоративно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Потребность в искусстве, в творчестве созидания и потребления художественных ценностей, вероятно, есть одна из сокровенных основ человеческой сущности, лучшее средство повышения интенсивности человеческой жизни.

Как нельзя останавливаться в симфонии на отдельном звуке, так же нельзя вырвать из кольца одного звена аркатуры.

Современная психофизиология установила, что различные элементы формы (линия, плоскость, объем) порождают в нас эмоции удовольствия или неудовольствия, точно так же как тот или иной цвет и звук.

Изучать надо не только цветущий период, а по возможности все периоды без исключения. И не для того, чтобы перетащить к себе в проект тот или иной композиционный прием, а чтобы понять и усвоить архитектурную культуру прошлого, понять механику возникновения художественного образа.

Нет никакой опасности в аскетизме новой архитектуры, которая отпугивает близоруких. Это аскетизм молодости и здоровья, бодрый аскетизм строителей и организаторов новой жизни.

Все научные гипотезы, законы и философские мировоззрения — есть не что иное, как стремление найти формулы и определения, выражающие ритмическое биение космоса.

Задача современной архитектуры: отыскать те элементы формы, и законы их сочетаний, в которых проявится ритмическое биение наших дней.

Лишь благодаря преемственности и независимости — возможно появление нового и законченного стиля.

Подлинное искусство никогда не заключается в подражании.

Чем ниже уровень культуры человека, тем настойчивее выступают на первый план особенности расы, природы и климата.

Архитектура есть такой же живой организм как и всякий другой, и по этой аналогии мы имеем обыкновение наделять его всеми функциями органической жизни.