Правила жизни Моисея Гинзбурга
В обстановке сегодняшнего дня куется миросозерцание современного зодчего, создаются новые методы архитектурного мышления.
Конструктивизм — актуальнейший рабочий метод. Конструктивист работает сегодня для завтрашнего дня. Потому-то он должен избегать всех трафаретов и канонов вчерашнего, и вместе с тем всякой опасности утопичности. Он не должен забывать, что, работая для завтрашнего, он все же строит сегодня.
Если может зародиться в наше время мысль о смерти искусства, несущего одни «бескорыстные» эмоции эстетического порядка, то естественно, что и архитектор серьезно задумывается о том, чтобы прежде всего и больше всего использовать его «корыстные» возможности, то есть чтобы извлечь из житейски утилитарных задач, решаемых им, весь таящийся в них творчески потенциальный материал.
Подсознательное, импульсивное творчество должно смениться ясным и отчетливым организационным методом, экономящим творческую энергию архитектора и перебрасывающим освободившийся избыток ее на изобретательность и силу творческого порыва.
Оставить мысли о машине в стороне и полной изоляции хотя бы от художественной деятельности человека — значит рисковать самому остаться в стороне и изоляции от жизни вообще.
Искусство, а в особенности архитектура, жить оторванной от экономики и техники, пейзажа, быта и человеческой психики, конечно, не в состоянии.
Молодость нового стиля — по преимуществу конструктивна, зрелая пора органична и увядание — декоративно.
Потребность в искусстве, в творчестве созидания и потребления художественных ценностей, вероятно, есть одна из сокровенных основ человеческой сущности, лучшее средство повышения интенсивности человеческой жизни.
Как нельзя останавливаться в симфонии на отдельном звуке, так же нельзя вырвать из кольца одного звена аркатуры.
Современная психофизиология установила, что различные элементы формы (линия, плоскость, объем) порождают в нас эмоции удовольствия или неудовольствия, точно так же как тот или иной цвет и звук.
Изучать надо не только цветущий период, а по возможности все периоды без исключения. И не для того, чтобы перетащить к себе в проект тот или иной композиционный прием, а чтобы понять и усвоить архитектурную культуру прошлого, понять механику возникновения художественного образа.
Нет никакой опасности в аскетизме новой архитектуры, которая отпугивает близоруких. Это аскетизм молодости и здоровья, бодрый аскетизм строителей и организаторов новой жизни.
Все научные гипотезы, законы и философские мировоззрения — есть не что иное, как стремление найти формулы и определения, выражающие ритмическое биение космоса.
Задача современной архитектуры: отыскать те элементы формы, и законы их сочетаний, в которых проявится ритмическое биение наших дней.
Лишь благодаря преемственности и независимости — возможно появление нового и законченного стиля.
Подлинное искусство никогда не заключается в подражании.
Чем ниже уровень культуры человека, тем настойчивее выступают на первый план особенности расы, природы и климата.
Архитектура есть такой же живой организм как и всякий другой, и по этой аналогии мы имеем обыкновение наделять его всеми функциями органической жизни.