«Это бизнес, а не личное»: 12 фактов о Фрэнсисе Форде Копполе

7 апреля Фрэнсису Форду Копполе исполняется 85 лет. Оскароносный режиссер за всю свою карьеру снял 23 картины, а недавно завершил съемки еще одной после долгого перерыва (последний полный метр Копполы вышел в 2011 году). Работа над «Мегаполисом» велась на протяжении сорока лет, проект начался после «Апокалипсиса сегодня» — и тогда казалось, что военная драма станет последней лентой в фильмографии Фрэнсиса. В день рождения великого режиссера собрали несколько фактов из его биографии.
«Это бизнес, а не личное»: 12 фактов о Фрэнсисе Форде Копполе
Francois Durand/Getty Images

1

Фрэнсис Форд Коппола родился в Детройте, штат Мичиган, в 1939 году в семье иммигрантов итальянского происхождения — Италии (да, именно так звали мать режиссера) и Кармайна Коппола. Его отец был главным флейтистом Симфонического оркестра NBC и композитором (написал дополнительную музыку к «Крестным отцам» и появился там в роли дирижера). Дедушка по материнской линии Франческо Пеннино — тоже композитор. И это не единственные звездные родственники. Старший брат режиссера Август Коппола — писатель (а еще он отец американского актера Николаса Кейджа). Младшая сестра Талия Шарп — актриса (играла в трилогии о крестном отце, а также во франшизе «Рокки»), дважды номинировалась на «Оскар». Талия — мать актера Джейсона Шварцмана и музыканта Роберта Шварцмана. Оскароносную Софию Копполу, дочь режиссера, вы знаете и без нас.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2

В детстве Фрэнсис был прикован к постели из-за полиомиелита (инфекция, поражающая нервную систему). Мальчику приходилось как-то себя развлекать — так он придумал домашний кукольный театр.

3

Коппола сменил 24 школы, включая военную академию в Нью-Йорке, где обучился музыке (в частности, игре на тубе). Несмотря на то что отец будущего режиссера был против творческой профессии среднего сына (Кармайн очень хотел, чтобы мальчик стал инженером), в 1955 году Фрэнсис поступил в Университет Хофстра и получил высшее образование в области театрального искусства.

Фред Астер с режиссером Фрэнсисом Фордом Копполой на съемках фильма «Радуга Финиана», 1968
Фред Астер с режиссером Фрэнсисом Фордом Копполой на съемках фильма «Радуга Финиана», 1968
Silver Screen Collection/Getty Images

4

В 1960 году Фрэнсис Форд Коппола поступил в киношколу Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Там же он снял эротическую комедию «Сегодня вечером — наверняка» и короткометражный ужастик «Два Кристофера». А еще познакомился с Джимом Моррисоном, впоследствии фронтменом группы The Doors. В 1979 году их песня The End с дебютного альбома The Doors (1967) прозвучит в фильме Копполы «Апокалипсис сегодня».

5

Режиссер Роджер Корман, у которого Коппола работал ассистентом, поручил ему монтаж российского научно-фантастического фильма «Небо зовет» в 1962 году. Корман видел в молодом ассистенте огромный потенциал — так Фрэнсис с подачи ментора стал продюсером фильма «Террор», звукооператором «Молодых гонщиков» и режиссером диалогов в «Лондонском Тауэре» (все это в период с 1962 по 1963 год).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фрэнсис Форд Коппола на съемках фильма «Радуга Финиана», 1968
Фрэнсис Форд Коппола на съемках фильма «Радуга Финиана», 1968
Sunset Boulevard/Corbis via Getty Images

6

В 1963 году Коппола снял «Безумие-13», также по настоянию Кормана. Начинающий режиссер написал сценарий за одну ночь, а снял картину всего за девять дней — в итоге «Безумие-13» вошел в историю. Кстати, на съемочной площадке Коппола встретил будущую жену Элеонору, девушка работала декоратором (с того дня влюбленные не расставались).

7

В 1965 году компания Seven Arts наняла Копполу в качестве сценариста. В 1966 году он выпустил фильм Warner Bros. «Теперь ты большой мальчик» (где выступил режиссером и автором сценария), а в 1969 году Коппола добился массового успеха с фильмом «Люди дождя» — он был сопродюсером, режиссером и сценаристом. С работы над этой картины, кстати, началась крепкая дружба Фрэнсиса с Джорджем Лукасом, Джеймсом Кааном и Робертом Дювалем. А в 1971 году Коппола написал сценарий к военной драме «Паттон» и выиграл первый «Оскар».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Лукас
Фрэнсис Форд Коппола и Джордж Лукас
Sunset Boulevard/Corbis via Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

8

В 1972 году к Копполе пришла настоящая слава: режиссер снял «Крестного отца» по роману Марио Пьюзо. Правда, изначально в режиссерское кресло должен был сесть Серджо Леоне (интересно, как долго он кусал локти?), да и боссам Paramount решения Копполы не нравились: они долго спорили даже насчет кандидатуры Марлона Брандо на роль Вито Корлеоне. Но Фрэнсис был непреклонен, и в итоге фильм получил три статуэтки «Оскар» в 1973 году (Брандо, кстати, от своего «Оскара» отказался из-за разногласий с академией), пять «Золотых глобусов» и премию «Грэмми» за лучшую музыку.

Сиквел знаменитой драмы 1974 года также получил «Оскар» (в истории премии такое было впервые). Копполе «Крестный отец 2» принес заветную статуэтку как лучшему режиссеру (за первый фильм он удостоился лишь номинации, уступив Бобу Фоссу и его музыкальной мелодраме «Кабаре» с Лайзой Миннелли).

Третья же часть в 1990 году получила лишь «Золотую малину» (в том числе София Коппола — как худшая актриса, сыгравшая дочь Майкла Корлеоне, Мэри). Из семи номинаций на премию «Оскар» фильм не получил ни одной.

Кадр из фильма «Крестный отец», 1972
Кадр из фильма «Крестный отец», 1972
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

9

Кстати, всего у Копполы шесть статуэток «Оскар». Последняя, 2011 года, особенная: ее присудили не за фильм, а за выдающийся продюсерский вклад в киноискусство — это награда имени Ирвинга Тальберга, названная в честь руководителя производственного отдела кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer. А фильм «Дракула» 1992 года, например, взял три «Оскара»: за лучший грим, лучшие костюмы и лучшие звуковые эффекты.

Ron Galella/Ron Galella Collection via Getty Images

10

А еще Коппола — единственный американский режиссер (итальянское происхождение здесь не в счет), удостоившийся «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля дважды: в 1974 году за фильм «Разговор» и в 1979 году за «Апокалипсис сегодня».

11

Кстати, про военную драму «Апокалипсис сегодня», получившую две премии «Оскар» и три «Золотых глобуса». Коппола снимал фильм 238 дней, постоянно попадая в какие-то финансовые неурядицы. А когда денег практически не осталось, режиссер пополнил бюджет личными $7 миллионами, заложив свой дом (и тогда Фрэнсису казалось, что, видимо, это последний его фильм). Слава богу, что обогатившийся на «Звездных войнах» друг оказался как никогда кстати — Джордж Лукас отсыпал старому приятелю, так сказать, с барского плеча.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня», 1979
Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня», 1979
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

12

В 1980-х Фрэнсис Форд Коппола написал сценарий научно-фантастической драмы «Мегаполис» (о далеком будущем, в котором архитектор пытается перестроить Нью-Йорк и превратить его в мировую столицу), но постоянно откладывал его производство из-за других проектов. Он вернулся к нему в 2001 году (и даже пригласил своего племянника Николаса Кейджа исполнить главную роль), но из-за трагедии 11 сентября решил отложить «Мегаполис». Спустя 20 лет Коппола все же вернулся к своему, пожалуй, самому долгому проекту в жизни (за исключением его детей, конечно), сказав, что покроет все расходы лично с доходов от своей винодельни (да-да, все $120 миллионов — из кошелька режиссера). В марте этого года съемки наконец завершились.