Ингеборга Дапкунайте: «Я подсознательно чувствую, что мой чемодан всегда открыт»
АЛЕКСАНДР ЦЫПКИН: Ты чувствуешь себя человеком, который родился в Советском Союзе?
ИНГЕБОРГА ДАПКУНАЙТЕ: Да.
АЛЕКСАНДР: То есть ты советский человек?
ИНГЕБОРГА: Нет. Я человек больших перемен.
АЛЕКСАНДР: Если тебя за границей спрашивают: Where you are from, ты что говоришь?
ИНГЕБОРГА: Из Литвы, но в данный момент живу в Москве.
АЛЕКСАНДР: Логично, хотел тебя про «Оскар» спросить, ты же ездила на награждение...
ИНГЕБОРГА: Нет.
АЛЕКСАНДР: Не ездила?
ИНГЕБОРГА: Нет.
АЛЕКСАНДР: Почему? Тебя не взяли?
ИНГЕБОРГА: Все проще. Я в это время снималась.
АЛЕКСАНДР: То есть ты человек, который вместо того, чтобы поехать на вручение «Оскара», снимался в другом фильме?
ИНГЕБОРГА: Да, это я.
АЛЕКСАНДР: Мне кажется, на этом заканчивать интервью надо – разговаривать с тобой не о чем абсолютно. А тебе не хотелось попасть туда? Хотя понимаю, «Оскар» – это так скучно.
ИНГЕБОРГА: Я была тогда с агентом, который мне сказал: «Знаешь, твой фильм ничего не получит. Что тебе мотаться туда?» Времена были другие.
АЛЕКСАНДР: Товарищи, обратите внимание! Каждый день по улицам Москвы ходит актриса, которая не поехала получать «Оскар», потому что снималась в «Миссия невыполнима». Это же был первый фильм с Крузом в этой серии?
ИНГЕБОРГА: Да. Съемки проходили в Праге. Наутро после церемонии я гримировалась, я сидела рядом с Томом Крузом, и все радовались, что муж гримерши, оператор, получил «Оскар». И я тихо своей гримерше сказала:
«А мой фильм тоже получил». Сначала она замолчала, потом просто заорала. «Смотрите, смотрите, она же в этом фильме снималась!» Потом мне Круз сказал: «Ты что, с ума сошла? Почему ты не поехала?»
АЛЕКСАНДР: А ты ему: «Том, ради тебя отказалась от "Оскара".
ИНГЕБОРГА: Не догадалась так сказать.
АЛЕКСАНДР: Как считаешь, Том Круз крутой?
ИНГЕБОРГА: Да, был очень.
АЛЕКСАНДР: То есть настолько?
ИНГЕБОРГА: Это было очень давно. Но тогда, наверное, он был как бы воплощением реальной звезды. При этом он был очень заботливым, вежливым, человечным, вообще команда замечательная подобралась.
АЛЕКСАНДР: Кто там только не играл.
ИНГЕБОРГА: Эммануэль Беар, Кристин Скотт Томас, Эмилио Эстевес.
АЛЕКСАНДР: Отец Анджелины Джоли.
ИНГЕБОРГА: Джон Войт. Он был тогда известен как Джон Войт, а не как отец Джоли.
АЛЕКСАНДР: Да, это смешно. Вот так постепенно мы и теряем имена. А теперь вот отец Анджелины Джоли.
ИНГЕБОРГА: Все было замечательно, кроме того, что меня взорвали в первую секунду фильма.
АЛЕКСАНДР: Кто теперь это помнит. Ты бы смогла работать разведчицей?
ИНГЕБОРГА: Нет. Я умею хранить тайны, если это тайны чужих людей. А разведчицей я бы боялась.
АЛЕКСАНДР: Ты испугалась?! В цирке ты летаешь под куполом.
ИНГЕБОРГА: Вот под куполом не страшно. Я вообще обожаю куда-нибудь залезть.
АЛЕКСАНДР: А без ролей остаться не боишься?
ИНГЕБОРГА: Остаться без ролей — это бессмысленный страх.
АЛЕКСАНДР: Почему?
ИНГЕБОРГА: Не могу тебе этого объяснить. Дело в том, что я хочу работать. И мне кажется, что, если я хочу...
АЛЕКСАНДР: То работа будет?
ИНГЕБОРГА: Ну как-то должна появиться.
АЛЕКСАНДР: Мне говорили, что ты такая холодная, высокомерная, держишь на расстоянии. Мы с тобой сдружились, ты для меня близкий человек, я знаю тебя как очень открытого и легкого в общении, кому можно позвонить ночью. Это все наговоры?
ИНГЕБОРГА: Нет, это ты такой прекрасный.
АЛЕКСАНДР: Сарказм то есть. Хорошо. Ты считаешь себя профессионалом, ты отточила свое мастерство?
ИНГЕБОРГА: Надеюсь, что да. Ты знаешь, я работала в Англии, там к актеру есть определенные требования. Он должен прийти вовремя, знать текст, быть трезвым, не совершать уголовных преступлений. Всему этому я соответствую.
АЛЕКСАНДР: Уважаю! То есть в Англии уволить за плохую игру нельзя?
ИНГЕБОРГА: Нет.
АЛЕКСАНДР: Переезжаю.
ИНГЕБОРГА: Ты опоздаешь на первый же спектакль и выпьешь накануне.
АЛЕКСАНДР: Только не говори, что я что-нибудь украду.
ИНГЕБОРГА: Нет, ты честный.
АЛЕКСАНДР: Спасибо. То есть на спектакль ты не опаздывала?
ИНГЕБОРГА: На сам спектакль? Вот сейчас мне просто холодно стало, когда ты это сказал.
АЛЕКСАНДР: Вот. Нашли страх, нашли твой страх.
ИНГЕБОРГА: Просто дурно стало. Как страшный сон! Все сидят, ждут, а я прибегаю играть спектакль.
АЛЕКСАНДР: Такого не было ни разу?
ИНГЕБОРГА: Я даже не планирую перелетов в день спектакля.
АЛЕКСАНДР: Ты знаешь, почему тебе завидуют?
ИНГЕБОРГА: Мне завидуют?
АЛЕКСАНДР: Хорошо, я завидую.
ИНГЕБОРГА: Почему же?
АЛЕКСАНДР: Стоит только произнести твое имя, даже без фамилии, любой человек в этой стране все равно поймет, о ком речь.
ИНГЕБОРГА: Думаешь?
АЛЕКСАНДР: Уверен. А много в Литве еще Ингеборг?
ИНГЕБОРГА: Я и мама. Наверное, есть еще, но это и правда редкое имя.
АЛЕКСАНДР: А я правильно понимаю, что если бы у тебя был пистолет, то каждый раз, когда тебя называют Инга, ты бы стреляла?
ИНГЕБОРГА: Нет. Зачем?
АЛЕКСАНДР: Но тебе это не нравится?
ИНГЕБОРГА: Просто это не мое имя.
АЛЕКСАНДР: Вот ты общаешься с человеком, который тебя любит, с мужчиной. Он же не может каждый раз говорить «Ингеборга», это невозможно произнести. Должно же быть какое-то уменьшительное имя...
ИНГЕБОРГА: Ты имеешь в виду Зая?
АЛЕКСАНДР: Зая, да. Например, Зая. Зая Ингеборга.
ИНГЕБОРГА: Или Рыбка Моя, Котик.
АЛЕКСАНДР: Котик мы заняли.
ИНГЕБОРГА: Пусть это останется тайной.
АЛЕКСАНДР: Тайной? Хорошо, пусть останется тайной.
ИНГЕБОРГА: Ну, у близких людей есть...
АЛЕКСАНДР: Есть?
ИНГЕБОРГА: Да.
АЛЕКСАНДР: Хорошо, не будем говорить, какое. Вернемся к опозданиям. Текст хоть раз забывала?
ИНГЕБОРГА: Да.
АЛЕКСАНДР: Да?
ИНГЕБОРГА: Я хорошо помню, что это было один раз.
АЛЕКСАНДР: И что делала?
ИНГЕБОРГА: Что-то говорила.
АЛЕКСАНДР: Что-то другое говорила?
ИНГЕБОРГА: Да.
АЛЕКСАНДР: На каком языке тебе проще играть – на английском, русском, литовском?
ИНГЕБОРГА: Нет разницы. Переключаюсь автоматически.
АЛЕКСАНДР: А говорить? Тоже нет разницы?
ИНГЕБОРГА: Нет разницы.
АЛЕКСАНДР: Ты английский знаешь так же, как русский?
ИНГЕБОРГА: Да.
АЛЕКСАНДР: Русский, судя по тому, как ты пытаешься вносить правки в мои рассказы, ты знаешь хорошо. Завтра тебе предлагают годовой проект, сериал в Америке. Уедешь сниматься на год в Америку? Или не в Америку, в Европу? У тебя есть ощущение, что здесь твой дом?
ИНГЕБОРГА: На год... Ну зависит от того... Я же ездила в Норвегию сниматься.
АЛЕКСАНДР: Нет, ты летаешь туда. А вот жить там?
ИНГЕБОРГА: Жить? Ну это эксперимент, почему нет?
АЛЕКСАНДР: А в Англии ты сколько жила?
ИНГЕБОРГА: Очень долго, 15 лет.
АЛЕКСАНДР: 15 лет.
ИНГЕБОРГА: Как минимум, но я летала. Моя жизнь не привязана к одному месту.
АЛЕКСАНДР: У тебя нет такого понятия, как постоянный дом?
ИНГЕБОРГА: Я подсознательно чувствую, что мой чемодан всегда открыт.
АЛЕКСАНДР: Если бы ты писала завещание, где бы завещала себя похоронить?
ИНГЕБОРГА: Я не хочу, чтобы у меня была могила.
АЛЕКСАНДР: Не хочешь?
ИНГЕБОРГА: Нет.
АЛЕКСАНДР: Ну а если я тебя переживу, куда я буду приходить?
ИНГЕБОРГА: А ты будешь обо мне думать? Мне этого хватит. Я хочу, чтобы меня сожгли и развеяли. Мне не важно, что будет с моим телом.
АЛЕКСАНДР: Неплохое тело, кстати, надо сказать.
ИНГЕБОРГА: Спасибо.
АЛЕКСАНДР: А что ты делаешь, чтобы оно было такое неплохое?
ИНГЕБОРГА: Хожу на спорт.
АЛЕКСАНДР: Как часто?
ИНГЕБОРГА: Так часто, как могу, но не каждый день.
АЛЕКСАНДР: Но в неделю два-три раза ходишь?
ИНГЕБОРГА: Да, стараюсь. Ну и потом у меня спектакли с нагрузками.
АЛЕКСАНДР: Вот и весь секрет, так и я могу. С нагрузками.
ИНГЕБОРГА: Возьму тебя на репетицию.
АЛЕКСАНДР: Не надо — меня полностью устраивает мой вес. Лишний, но родной. А тебя когда-нибудь вырезали из уже снятого фильма?
ИНГЕБОРГА: Да. Западный проект, много звезд. Назывался, по-моему, «Тень вампира». И у меня была большая роль. Причем это шло вторым сюжетом. То есть был главный сюжет и, как бывает, параллельный сюжет. И вот этот весь параллельный сюжет решили убрать. Я играла вампиршу, жену Уиллема Дефо. Жду премьеры, и вдруг звонит режиссер, я его сразу спросила: «Хочешь сказать, что меня вырезали?»
АЛЕКСАНДР: То есть убрали всю линию.
ИНГЕБОРГА: Ага.
АЛЕКСАНДР: Плакала?
ИНГЕБОРГА: Нет, ну расстроилась немного.
АЛЕКСАНДР: Том Круз, Дефо, Малкович, Хелен Миррен. Список твоих партнеров — как красная дорожка «Оскара», легко было с ними общий язык найти?
ИНГЕБОРГА: С некоторыми мы даже подружились.
АЛЕКСАНДР: Тебе становится грустно, когда проекты заканчиваются?
ИНГЕБОРГА:Иногда очень. Я очень скучала по съемкам сериала «Мост». У нас был фантастический коллектив. Утром хотелось бежать на работу. Потом скучала по всем.
АЛЕКСАНДР: То есть у прибалток все-таки есть что-то живое внутри. А то имидж-то абсолютно каменных.
ИНГЕБОРГА: Каменные, но переживающие. Не все потеряно.
АЛЕКСАНДР: Личный вопрос. Вырос Алекс, красивый парень. И ты понимаешь, что у него одна девушка, через день другая, потом третья. Начнешь ему говорить: «Слушай, ну так нехорошо. Нужно остепениться», или «Хватит сердца разбивать»? Ты вообще начнешь влезать?
ИНГЕБОРГА: Я пока не думаю. Я буду переходить те мосты, которые передо мной возникнут.
АЛЕКСАНДР: Мне просто интересно, какая ты будешь свекровь?
ИНГЕБОРГА: Свекровь?
АЛЕКСАНДР: Ну ты же свекровью будешь.
ИНГЕБОРГА: Вот теперь буду об этом все время думать. Задай лучше какой-нибудь другой вопрос.
АЛЕКСАНДР: Талантливым людям позволено больше, чем обычным?
ИНГЕБОРГА: (Вздыхает.)
АЛЕКСАНДР: Пушкин мог быть негодяем, условно говоря? Просто потому, что он Пушкин?
ИНГЕБОРГА: Это сейчас Пушкин — легенда. А когда он жил, он был просто человек. Ну да, такой суперпопулярный. Толпы на похоронах и все такое.
АЛЕКСАНДР: Хорошо, сегодняшнему, не Пушкину, но сопоставимому по таланту человеку, ты больше разрешишь?
ИНГЕБОРГА: Нет.
АЛЕКСАНДР: А ты готова работать с неприятным, но талантливым человеком? Ты знаешь, что режиссер просто сволочь, но он талантливый. И он зовет тебя сниматься. Пойдешь?
ИНГЕБОРГА: Подумаю.
АЛЕКСАНДР: Подумаешь?
ИНГЕБОРГА: Я подумаю. Очень серьезно. Потому что с годами все меньше хочется работать с неприятными людьми. На это ты тоже тратишь свою жизнь. И если человек открытый подонок... Получается, теперь нам нужно определить, кто такой открытый подонок.
АЛЕКСАНДР: Вот, например, твоя героиня в «Утомленных солнцем» узнает о предательстве своего мужа, точнее, о том, что он лишил ее человека, которого она любила, и тем не менее она занимается с ним любовью. Ты ее оправдываешь?
ИНГЕБОРГА: Раз сыграла, значит, оправдываю. Или хотя бы понимаю.
АЛЕКСАНДР: Без этого нельзя?
ИНГЕБОРГА: Нужно понять, почему человек это совершил, мы все себя оправдываем.
АЛЕКСАНДР: То есть на время роли ты полностью становишься этим человеком?
ИНГЕБОРГА: По-другому нельзя.
АЛЕКСАНДР: А если ты будешь играть убийцу, войдешь в его образ, оправдаешь и потом, закончив играть, оставишь это оправдание внутри себя?
ИНГЕБОРГА: Настолько маска не прилипает... Я надеюсь. Бывало, я играла роль с сильным акцентом и потом так еще какое-то время разговаривала в жизни. Но это не поступки.
АЛЕКСАНДР: Ты совершала подлые поступки?
ИНГЕБОРГА: Я делала что-то, что доставляло боль другим.
АЛЕКСАНДР: Кто-то из великих сказал, что лучше бы актер был не очень умным и особо не анализировал роль, а просто делал то, что говорит режиссер.
ИНГЕБОРГА: Не соглашусь. Есть умные актеры и есть глупые — к их профессионализму это не имеет отношения.
АЛЕКСАНДР: Как ты считаешь, сетевое общение — зло?
ИНГЕБОРГА: Как ты заметил, мы с тобой регулярно созваниваемся, значит, мы хотим личного общения, а кто-то не хочет — появляется сетевое. Так что это не зло и не добро, это просто альтернатива. Я считаю, что сеть — это выдуманный мир, а моя работа — это создание достоверного выдуманного мира, поэтому в целом я к иллюзиям отношусь философски.
АЛЕКСАНДР: Когда ты видишь фильм с участием твоих друзей, ты можешь абстрагироваться от того, что актер твой друг.
ИНГЕБОРГА: Если он играет хорошо, то я забуду, что это близкий мне человек, а если плохо — я просто расстроюсь.
АЛЕКСАНДР: Ты с самой юности звезда, тебя не напрягает, что ты мужчинам интересна прежде всего как кинодива, а уже потом как красивая женщина? Ну ты понимаешь, о чем я.
ИНГЕБОРГА: Понимаю, и мне есть что сказать. Я часто бывала в странах, где меня вообще никто не знает, и...
АЛЕКСАНДР: И все в порядке?
ИНГЕБОРГА: Нормально.
АЛЕКСАНДР: Ну нормально так нормально. Давай о языке. Ты выбираешь мои рассказы, в которых много мата, и читаешь именно эти слова особенно выразительно. Ты иностранка, но ты так чувствуешь язык, это удивительно.
ИНГЕБОРГА: Для меня это просто лингвистические конструкции, и они мне нравятся. Для тех, кому русский язык родной, думаю, они звучат грубее.
АЛЕКСАНДР: У тебя есть предубеждение, что чужой человек хороший, или, наоборот, плохой?
ИНГЕБОРГА: Я изначально думаю, что человек хороший, и ему нужно доказать это.
АЛЕКСАНДР: Что ты подумала, когда меня увидела впервые?
ИНГЕБОРГА: Что тебя в пространстве очень много. Ну прости. (Смеется.)
АЛЕКСАНДР: Понял, заканчиваем интервью, меня, оказывается, слишком много.
ИНГЕБОРГА: Было тогда. Сейчас уже не так много.
АЛЕКСАНДР: Не надо вот этих оправданий. Последний вопрос. Может ли мужчина заслужить любовь? Женскую. То есть сначала тебе человек не очень интересен, а потом он так начинает заботиться, что ты незаметно в него влюбляешься. Бывало такое?
ИНГЕБОРГА: (Молчит.)
АЛЕКСАНДР: Ты чего молчишь?
ИНГЕБОРГА: Перебираю ситуации.
АЛЕКСАНДР: А ты вообще помнишь, сколько их у тебя было?
ИНГЕБОРГА: Давай оставим ответ на этот восхитительный вопрос за пределами интервью.
АЛЕКСАНДР: Провокация не удалась. Тогда скучный вопрос. Я много пишу о лжи. Допустим, у тебя был какой-то атомный роман, разнес тебя на куски, еле собрали, он закончился, и ты решила начать отношения с обычным парнем, к которому ты просто хорошо относишься. И тут он тебя спрашивает: «Ингеборга, а я самая большая любовь твоей жизни?» Скажешь правду?
ИНГЕБОРГА: Не знаю... Конечно, по идее, надо быть в отношениях, в которых ты готова сказать, что он лучший, или убедить себя в этом. У меня так с режиссерами. Тот, с кем я работаю, для меня самый лучший.
АЛЕКСАНДР: Какая сила убеждения! Надеюсь, ты так же и про меня думаешь в данный момент. Что я сейчас твой лучший писатель.
ИНГЕБОРГА: Следующий вопрос.
АЛЕКСАНДР: Могла бы и соврать!
ИНГЕБОРГА: Цыпкин, как тебе не стыдно, я тебя один раз чуть ли не с Шекспиром сравнила, а ты еще что-то требуешь!
АЛЕКСАНДР: Ладно. Ты верующая?
ИНГЕБОРГА: Интересный переход от тебя к Богу, в твоем стиле. Если серьезно, то... сложный вопрос, я верю в то, что мир не ограничивается материальным. Есть какая-то энергия, а может, мы вообще игра в чьей-то голове.
АЛЕКСАНДР: Может, и так... Тогда я рад, что ты появилась в моей игре.
ИНГЕБОРГА: Это взаимно. Вот тут никаких сомнений. ¦