Плейлист от пианиста Йеруна ван Вена
23 мая в Музее Москвы состоится 17-й концерт фестиваля новой музыки SOUND UP. Он будет посвящен минимализму и его крупнейшему европейскому представителю Симеону тен Хольту (1932−2012).
В этот вечер будут исполнены избранные сочинения голландского минималиста и его культовое произведение Canto Ostinato для четырех роялей. Сыграет его звездный состав пианистов — Алексей Любимов, Вячеслав Попругин, Алексей Зуев и всемирно известный пианист, композитор и основатель фонда имени Тен Хольта Йерун ван Вен.
Специально для Правила жизни Йерун выбрал 10 минималистических пьес и рассказал о каждой из них.
Mad Rush, Филип Гласс
«Это была вторая пьеса в стиле минимализма в моей карьере исполнителя. За плавным началом следует энергичная середина, она как будто отражает нашу жизнь и суматошное общество, в котором у нас все меньше и меньше возможностей, чтобы расслабиться».
Piano Etudes, Филип Гласс
«Последние произведения Гласса, записанные мною. В прошлом году я их много исполнял. Они отличная иллюстрация разнообразия минимализма: медленное развитие, а иногда быстрая, почти бесконтрольная скорость!»
«Для Алины» / Für Alina, Арво Пярт
«Это музыка с простой, но эффектной структурой — настоящая музыка звучит между играемых нот — потому что пустоты не бывает».
«Зеркало в зеркале» / Spiegel im Spiegel, Арво Пярт
«Это на самом деле не очень минималистичная пьеса, но для меня вполне! Она основана на классической гармонии и открытом звуке. Эта пьеса создает сильное ощущение пространства и времени».
«Ворота в Китай» / China Gates, Джон Адамс
«Первая пьеса в стиле минимализма, которую я исполнил. В ее основе лежит силуэт Сан-Франциско».
«Музыка для пианолы» / Grand Pianola Music, Джон Адамс
«25-минутное произведение для двух фортепиано с оркестром. Звучит очень эффектно, а фортепиано используются в пьесе как своего рода механизм. Я исполнял его вместе с консерваторским оркестром во время учебы — это было потрясающе. В ходе пьесы два фортепиано играют по очереди, как в произведении Piano Phase Райха».
Piano Phase, Стив Райх
«Эта пьеса всего на две страницы, но ее продолжительность аж 20 минут. Я играл это каноническое произведение для двух фортепиано даже в ходе обычного конкурса пианистов. Это одна из самых сложных пьес, потому что необходимо играть против друг друга, но одновременно и вместе. Одно фортепиано исполняет ту же самую музыку, что и другое, но на полшага впереди».
«До-мажор» / In C, Терри Райли
«Только одна страница и немного указаний. В результате получается пьеса со множеством различных интерпретаций. Она написана для любого набора инструментов и состоит лишь из 53 коротких повторяющихся фрагментов. Ее можно исполнять больше часа и играть ее — огромное удовольствие!»
«Панургово стадо» / Les Moutons de Parnurge, Фредерик Ржевски
«Тут еще меньше нот, вся пьеса — это две линии с 66 нотами. Объяснение как играть, занимает больше места. Результат — пьеса для любого набора инструментов, в котором исполнители не могут оставаться вместе, ансамбль распадается, в этом-то и состоит ее идея — играть одно и то же, но в рассинхроне».
«Весна священная», Игорь Стравинский
«Когда я был еще подростком, я услышал по радио эту пьесу, переложенную для четырех фортепиано, и влюбился в нее. Так как у меня не было денег на покупку нот, я решил записать пьесу на слух — это стало моим первым уроком сольфеджио. Когда я уже стал профессиональным музыкантом, я близко сошелся с Робертом Крафтом, и мы много лет работали над репертуаром из работ Стравинского вместе».
4.33, Джон Кейдж
«Реальные ноты, выпущенные издательством "Питерс", для трехчастной пьесы (классическая сонатная форма), однако самой музыки там нет. Просто пустые страницы. Пьеса должна длиться 4 минуты и 33 секунд. Каждое исполнение минималистичной музыки завершается этой "вехой минимализма": полная тишина после звучания музыки. Идея здесь в том, чтобы показать — мы всегда окружены звуками».