Илья Демуцкий: «Я написал музыку к 4 балетам. Не пора ли вдарить по опере?»

«Я был на "Нурееве" – эта фраза сразу делает человека значимым в глазах собеседника. Однажды автор музыки к балету Серебренникова написал кантату, вдохновившись судебным процессом. Спустя шесть лет суд стал частью жизни Демуцкого.
Майка и рубашка Henderson
Майка и рубашка Henderson
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На странице в фейсбуке (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) композитора Ильи Демуцкого чаще всего появляются режиссер Кирилл Серебренников и кот Баст. Демуцкий любит отшельничество, и вместе с тем он повсюду.

Впервые о нем заговорили в 2013 году, после победы на конкурсе композиторов в Болонье. Демуцкий представил кантату «Последнее слово подсудимой» – музыкальное переложение речи Марии Алехиной из Pussy Riot, произнесенной 8 августа 2012 года в Хамовническом суде. Потом была, с одной стороны, одобренная на самом верху музыка для Паралимпийских зимних игр в Сочи, с другой стороны, дважды отмененная в Петербурге опера «Новый Иерусалим» об охотниках за педофилами – за это сочинение Демуцкого избили.

Скандалы, кажется, ходят за ним по пятам. Хотя этого по нему и не скажешь: подчеркнуто аккуратный, вежливый, улыбчивый петербуржец, образцовый выпускник Хорового училища имени Глинки. Да и композиторское образование у него не характерное для наших широт – получено не в России и не в Европе, а в Сан-Франциско, куда он отправился после дирижерско-хорового отделения Петербургской консерватории, став лауреатом стипендии Фулбрайта.

Среди молодых российских композиторов он занимает особое положение – мастера многостраничных партитур, не скрывающего их вполне прикладного свойства. Он умеет работать в разных техниках и жанрах. Противостояние авангардистов и консерваторов, минималистов и неоклассиков, западников и славянофилов – все это обходит его стороной. В свободное от сочинительства время он руководит небольшим вокальным ансамблем Cyrillique, с которым исполняет русскую духовную музыку и ездит с выступлениями по французским городкам.

Сейчас Илья живет в Петербурге, но пишет в основном для Москвы и Америки. С некоторых пор балет стал для него важнейшим из искусств. Два балета написаны для Большого театра, год назад состоялась премьера «Оптимистической трагедии» в Сан-Франциско, а в феврале 2019-го его «Анну Каренину» покажут в Чикаго. Такое
еще недавно сложно было себе представить, но именно участие в резонансных балетных проектах принесло Илье невероятную для молодого академического музыканта известность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующую после болонского конкурса высоту Демуцкий взял в 2014 году: Большой театр предложил молодому композитору стать автором нового балета «Герой нашего времени». На его кандидатуре настоял Кирилл Серебренников, приглашенный режиссировать эту экспериментальную постановку балетмейстера Юрия Посохова. Серебренников к тому времени успел поработать с Демуцким в драматическом театре и в кино – Европейская киноакадемия присудила автору саундтрека к фильму «Ученик» награду «Лучший композитор Европы» 2016.

После того как «Герою нашего времени» и отдельно музыке Демуцкого присудили «Золотые маски», воодушевленные руководители Большого театра заказали креативной команде Серебренников–Посохов– Демуцкий еще один балет – уже не для Новой, а для Исторической сцены. В основу постановки легла биография Рудольфа Нуреева, фигуры сколь легендарной, столь и скандальной. А дальше случилось то, что случилось. Уже готового «Нуреева» отменили этим летом за пару дней до премьеры, так до конца и не понятно почему. А через полтора месяца после этого Серебренникова арестовали по делу «Седьмой студии».

О «Нурееве» заговорили все, даже те, кто балет не любит. Когда через полгода спектакль все-таки показали публике (правда, всего два раза), и он к тому же оказался очень хорош, на хореографию, режиссуру и музыку лавиной обрушились восторги абсолютно всех – и оппозиционеров, и высокопоставленных госчиновников. Следующие три показа «Нуреева» ожидаются в конце июня, билетные спекулянты на низком старте уже сейчас. Сложилась совершенно фантасмагорическая ситуация. Пока постановщик Серебренников сидит под домашним арестом, а композитор Демуцкий посещает изматывающе бессмысленные судебные заседания и пишет обличительные посты, их детище превращается в модный супердефицитный товар, собираясь побить рекорд «Щелкунчика». ¦