Бенедикт Камбербэтч — главный перфекционист современного кино

Бенедикт Камбербэтч недоволен собой – ему не дается игра на банджо. Но зато он прекрасно ездит верхом и может без посторонней помощи подковать коня. Корреспондент Правила жизни встретился с главным перфекционистом современного кино, чтобы выяснить, есть ли предел у погружения в роль. Вопрос не праздный – чтобы по-настоящему хорошо сыграть ковбоя в вестерне «Власть пса», Камбербэтч на некоторое время даже перестал мыться.
Бенедикт Камбербэтч — главный перфекционист современного кино

Бенедикт Камбербэтч скрупулезно исследует образ жизни своих героев, как выдуманных, так и исторических. На первый взгляд, история Гревилла Уинна, которого Камбербэтч играет в фильме «Курьер», выглядела многообещающей. Но была одна проблема. Уинн, бизнесмен, который во время холодной вой­ны работал на МИ-6 и был связным советского агента Олега Пеньковского, оставил две книги мемуаров. Увы, он был патологическим лжецом. «Иногда, — говорит Камбербэтч, — бывает, что нечто, не имеющее прямого отношения к фильму, позволяет тебе лучше понять персонажа». В случае Гревилла Уинна это был галстук.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«В этом галстуке он на каждой его фотографии. В этом галстуке его судят на показательном процессе. В этом галстуке он выходит из тюрьмы. До того как он ввязался в шпионскую историю, он тоже носил этот галстук. Я провел небольшое расследование. Это галстук Инженерного клуба Ноттингемского университета. Ни в каком клубе Уинн не состоял. Он делает вид, притворяется. Создает воображаемую личность».

Кадр из фильма «Курьер»
Кадр из фильма «Курьер»

У Камбербэтча в последнее время было много работы. К выходу готовятся четыре фильма, где он играет главные роли. Два из киновселенной Marvel: «Доктор Стрэндж в мультивселенной безумия» и «Человек-паук: Нет пути домой». В двух других проектах его привычка тщательно готовиться к роли оказалась особенно полезной. Для «Кошачьих миров Луиса Уэйна», биографии эксцентричного художника эдвардианской эпохи, рисовавшего антропоморфных котов, Камбербэтч попросил помощи у своего арт-дилера, Криса Битлза.

«Почти все, что вы увидите в фильме, я рисую сам, — говорит Камбербэтч. — Хотя и не двумя руками одновременно, как мой персонаж. Но я не знаю никого, кто так мог бы. А он мог. И это был творческий метод, не просто трюк».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но по-настоящему таланты Камбербэтча раскрылись в вестерне «Власть пса». Камбербэтч играет Фила Бербанка, самоуверенного владельца ранчо, живущего в Монтане в начале XX века. Бербанк изводит жену своего младшего брата Джорджа. В первоисточнике, романе Томаса Сэвиджа 1967 года, о персонаже Камбербэтча говорится, что тот «много читает, таксидермист, умелый скорняк, шахматист, кузнец, коллекционирует наконечники индейских стрел, играет на банджо, сносный литератор, делает прекрасные стога и остроумен в беседе».

С верховой ездой у Камбербэтча проблем не возникло — ее он освоил в 2011-м для фильма «Боевой конь». «С удовольствием снова вернулся в седло, — говорит он. — Хотя это вестерн, так что седло было другого типа».

Таким образом, ему оставалось освоить обращение с конскими шкурами, плетение веревок, сбор стогов, банджо и художественный свист. Когда смотришь «Власть пса», не остается никаких сомнений в том, что он достиг успеха. Перед началом съемок он собственноручно выковал подкову и подарил ее режиссеру на счастье.

По таинственным причинам персонаж Камбербэтча редко моется. Камбербэтч и здесь неукоснительно следовал сценарию.

«Я хотел, чтобы от меня воняло. Я хотел, чтобы люди в комнате чувствовали, чем от меня пахнет. Это было тяжело. Мы же не только репетировали, но и выходили в город поужинать, например. В отеле я немного стеснялся уборщицы».

Ему пришлось выкурить очень много сигарет — «безупречно свернутых одной рукой», в полном соответствии с текстом романа Сэвиджа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Вот это было действительно нелегко, — говорит он. — Самокрутки без фильтра, одна затяжка за другой. Я три раза довел себя до никотинового отравления».

Несмотря на все вышеописанное Камбербэтч считает, что ему было над чем работать.

«Мне действительно хотелось научиться виртуозно играть на банджо, — объясняет он.— Но я не смог, до виртуоза мне далеко».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бенедикт Камбербэтч
Джемпер Sheep Inc; брюки Brunello Cucinelli; часы Reverso Jaeger-LeCoultre

Посмотрев или пересмотрев 21 фильм с Камбербэтчем в главной роли, я, к стыду своему, могу сделать всего один определенный вывод: Бенедикт Камбербэтч — великолепный актер.

Был период, когда он сам признавал, что застрял в ролях «асексуальных интеллектуалов-социопатов», но теперь это не так. В «12 лет рабства» появляется плантатор, у которого лицо и тело Бенедикта Камбербэтча, но голос, осанка и движения совсем другого человека. В «Искуплении» есть скользкий тип — педофил по имени Пол Маршалл, и если верить титрам, его играет Камбербэтч, но поверить в это чрезвычайно трудно. В комментариях на YouTube под трейлером фильма «Пятая власть», где Бенедикт играет Джулиана Ассанжа (которому 50 и который еще жив), зрители сходятся во мнении единогласно: отличить этих двоих друг от друга невозможно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причем не то чтобы у Камбербэтча было незапоминающееся, типичное лицо. Но единственный раз, когда при виде него думаешь: «О, это же тот парень из "Шерлока"!» — это когда смотришь, собственно, «Шерлока».

«Он единственный в своем роде хамелеон, — говорит Доминик Кук, у которого Камбербэтч играл в фильме "Курьер" и в телепостановке "Ричарда III". — Он трансформируется физически, меняется внешне. Я видел его в двух театральных постановках. В одной он играл Франкенштейна, и это было похоже на современный танец — первые 20 минут он голый метался по сцене. В другой, пьесе Теренса Раттигана, он был собран и сдержан, насколько это вообще возможно. Я сказал ему тогда: "Не знаю других актеров на этой планете, которые смогли бы так хорошо сделать и то, и другое".

«У него очень живое воображение, как у ребенка, — объясняет Клэр Фой, дважды сыгравшая на большом экране жену Камбербэтча, в первый раз — в драме "Разрушители", во второй — в "Кошачьих мирах Луиса Уэйна". — Он как будто только и ждет возможности нырнуть с головой в сценарий и увидеть, что произойдет. Это редкое качество. Сама я так не умею, и быть рядом с подобным актером — потрясающий опыт. На то, как он играл Патрика Мелроуза, я смотрела с затаенной гордостью — это была целиком его идея, и он оторвался. Наконец-то смог сыграть нестереотипного героя. Он умеет быть тихим, умеет быть громким. Его диапазон – все цвета радуги».

Кадр из фильма «12 лет рабства»
Кадр из фильма «12 лет рабства»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Просто посмотрите, как он играет брата Джонни Деппа в "Черной мессе", — говорит Эдвард Бержер, режиссер "Патрика Мелроуза", который работает с Камбербэтчем над мини-сериалом "39 ступеней" для Netflix. — Роль у него гораздо меньше, чем у Деппа. Но то, как он работает голосом, то, как играет... На экране он никогда не бывает скучным, вот в чем его секрет. Как я могу выделиться? Как заставить зрителя запомнить эту сцену?»

«У всех актеров есть свой метод, — говорит Уилл Шарп, режиссер "Кошачьих миров Луиса Уэйна". — Пока мы репетировали, он подходил к делу очень рационально — анализировал и проговаривал каждый шаг, каждый поворот головы, каждое движение карандаша. Но на площадке он все это как будто оставляет за дверью. С одной стороны, включает инстинкт, а с другой — как будто помнит все, что спланировал до этого».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Готовясь играть британского политика Доминика Каммингса, вдохновителя и организатора Брекзита, Камбербэтч несколько раз ужинал у него дома. Жена Каммингса, журналистка Мэри Уэйкфилд, писала об этих встречах в Spectator: «Он был дружелюбен, любопытен — было видно, что он пришел не судить моего мужа, а перевоплотиться в него».

Кадр из фильма «12 лет рабства»
Кадр из фильма «Власть пса»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От алкоголя Камбербэтч отказался, заявив, что не пьет, за столом сначала принял «позу, которую можно было посчитать характерно камбербэтчевской» — ноги подогнуты, голова наклонена вперед. Два часа спустя он уже сидел, откинувшись в кресле, с бокалом красного вина — «совсем как Доминик». К часу ночи «превратился в точную копию своего будущего персонажа — оба сидели в совершенно одинаковой позе, закинув руку за голову». Позже Мэри показала фотографию Камбербэтча со съемок сериала о Брекзите своему двухлетнему сыну. «Папа! — закричал мальчик. — Это папа, мам!»

Камбербэтч был представлен публике в четыре года, в газете Daily Mirror, в статье под заголовком «Маленькое чудо Ванды». Его родители, Ванда Вентам и Тимоти Карлтон, тоже актеры. Его мать появлялась в классических сериалах семидесятых, отец играл в театре и снялся во многих известных телевизионных драмах. В «Шерлоке» они сыграли родителей Шерлока. Я спрашиваю Камбербэтча о том, каким он был в детстве.

«Я был очень въедливым. Много говорил. Был, мне кажется, слегка эксцентричным. Учителя говорили, что у меня мудрая душа. Был очень энергичным. Как и все единственные дети, ненавидел конфликты. До сих пор их не выношу. Мне повезло попасть в среду, где энергию учеников умели направить в сторону музыки, актерского мастерства, спорта — вместо того, чтобы, как это принято, объявить детей проблемными и пытаться их исправить. Думаю, что я страдал от неуверенности в себе— сразу по множеству причин — и пытался как-то это компенсировать. Мысль о том, что другие люди могут думать обо мне плохо, меня ужасала».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бенедикт Камбербэтч
Рубашка L.E.J

Трудно ли быть актером?

«Мне не с чем сравнить, не знаю. Мне нравятся именно трудные стороны профессии... Так что не сказал бы, что мне тяжело. Вообще, вопрос неоднозначный. Стать актером — тяжело, сделать карьеру — тяжело. Быть актером — удовольствие. Думаю, любой актер со мной согласится».

Можно ли сказать, что он работает на пределе?

«Я в последнее время стараюсь так не делать. Дело в том, что я всегда хотел прожить необычную жизнь. Я несколько раз сталкивался со смертью и каждый раз думал, что хочу извлечь из этого короткого, незначительного периода пребывания в бренном мире как можно больше, сделать что-нибудь значительное».

Камбербэтч имеет в виду случай в Южной Африке — в 2004-м его и двух его друзей под дулом пистолета заставили залезть в багажник машины. Был еще один эпизод, в буддийском монастыре в Тибете, — тогда он чуть не умер от обезвоживания. Диванный психолог обнаружил бы здесь некоторую взаимосвязь.

«Да, конечно. Время дорого. Когда в вашей жизни появляется что-то, что его отнимает, вы быстро понимаете почему. Трудно быть не актером как таковым, а известным актером».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В девять часов вечера 25 июля 2010 года, в возрасте 34 лет, Бенедикт Камбербэтч превратился из «уважаемого актера, играющего небольшие роли в больших фильмах», в знаменитость — в буквальном смысле за ночь. С первого же эпизода «Шерлок» был успешным, а у Камбербэтча появилась армия преданных фанатов. По всем меркам Бенедикт справился с этим исключительно хорошо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Этот сериал и этот актер словно были созданы друг для друга, — говорит Марк Гэтисс, один из создателей и автор сценария "Шерлока". — Возраст, внешность, инаковость Бенедикта — все это делало его идеальным современным Холмсом. Вначале у нас был довольно большой список потенциальных Шерлоков, но вскоре мы не могли представить в этой роли никого, кроме Камбербэтча».

Режиссер Доминик Кук считает, что «Шерлок» случился с Камбербэтчем как раз вовремя. «Очень долго он был просто хорошим актером. Эмоционально он успел созреть для искушения славой. Не сомневаюсь, что он наслаждается известностью — я бы сказал, больше, чем многие другие британские актеры. Но он ее дозирует — в этом он похож на звезд старой школы».

Камбербэтч вспоминает, что на «Франкенштейне» в Национальном театре раз за разом обнаруживал в партере одних и тех же людей. Они прилетели из Китая. Наконец, он спросил, где они нашли столько денег и времени. «Какая разница! — услышал он в ответ. — Мы вас обожаем!»

Пытаться определить, почему один человек популярнее другого, довольно бессмысленно, в особенности если вы— этот человек. Но Камбербэтча любят так самозабвенно, что я не могу не спросить, задумывается ли он когда-нибудь о причинах такой любви.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Не хочу обо всем этом говорить, потому что в таких случаях неизбежно начинаешь себя хвалить. Что касается фанатов, я стараюсь по возможности их удивлять... И ненавистников тоже — разное ведь говорят, особенно когда ты так известен. В общем, я думаю, люди меня любят — хотя, может быть, я себя обманываю, — потому что я стараюсь работать над собой. Как в старом парафразе Сэмюэла Беккета — стараюсь ошибаться лучше».

Кадр из фильма «Пятая власть»
Кадр из фильма «Пятая власть»

В 2014 году Камбербэтч присоединился к киновселенной Marvel в роли Доктора Стрэйнджа, главного защитника Земли от волшебных и мистических угроз. Его друг Том Хиддлстон тремя годами раньше подписался на роль Локи, бога хаоса, главного врага и по совместительству сводного брата бога Тора.

«Сначала я сомневался — во-первых, комиксы, во-вторых — устаревший герой-сексист. Marvel почти удалось меня убедить, и тут я сообразил, что не могу сниматься, потому что должен играть Гамлета в "Барбикане" — билеты проданы, декорации готовы».

Тогда Marvel специально для Камбербэтча сдвинули съемки на шесть месяцев, и постпродакшен, на который по плану отводился год, пришлось делать за полгода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Они рассматривали другие варианты, но в конце концов вернулись и сказали, что никого, кроме меня, не видят в этой роли».

Трейлер «Человека-паука: Путь домой» за первые 24 часа собрал 355,5 млн просмотров. Кристиан Бэйл, Тильда Суинтон, Энтони Хопкинс... Теперь тяжело найти первоклассного актера, который не снимается в супергеройском кино. Я спрашиваю, какая атмосфера царит на площадке, — когда Мстители надевают костюмы и собираются вместе, не начинают ли они хихикать?

«На съемках довольно часто бывают волнующие моменты, — говорит Камбербэтч, дипломатично не понявший моего вопроса. — Я так и не привык к ощущению, что сражаюсь с Человеком-пауком. Это довольно круто».

И что, никто ни разу не воскликнул: «Боже, мы взрослые солидные люди! И для этого мы заканчивали театральное училище?»

«Конечно, есть такой момент. Часто все происходящее выглядит по-дурацки. Но не только. Помимо всего прочего это захватывающе и — нельзя этого не признать — довольно весело». ÷