Стереополина: «В современном мейнстриме не хватает искренности»
Стереополина:
«В современном мейнстриме не хватает искренности»
Загляните на дискотеку 1980-х с треком Стереополины «Последнее свидание»
Уроженка Казани Карина Моргунова, выступающая под псевдонимом Стереополина, стала одним из главных открытий русского андерграунда 2020 года, выпустив альбом «Институт культуры и отдыха». В нем она не только умело воспроизвела звук классического синти-попа 1980-х, но и ярко высказалась на темы политики, любви и отношений. Музыкальный критик и автор телеграм-канала «Всякая годная попса» Антон Вагин поговорил со Стереополиной о том, почему она предпочитает работать одна, зачем поет о политике и почему боится уходить от ретро-звучания. Текст подготовлен специально для совместного проекта МегаФонаи Правила жизни, посвященного новой русской музыке.
Сторонний человек, который включил ваши песни впервые, скорее всего, задумается о том, в каком году они записаны: в 1989-м или в 2021-м. Как вы добились такого аутентичного звука?
Это получилось случайно, я просто игралась с синтезаторами, и не было задумки двигаться в сторону ретровейва. Но после двух первых песен я решила продолжить играть в эту игру. Не думаю, что меня можно спутать с 1980-ми, так как я не пишу на аналоговых синтезаторах, все-таки меня выдает очень современный звук. А некоторые мелодические ходы я намеренно придумывала, «чтоб как раньше было».
Вы задумывались когда-нибудь о том, что некоторые из ваших песен могут круто звучать сегодня, а спустя условно 20 лет будут казаться анахронизмом?
Конечно! А у меня и нет задачи сделать песни «вечными», мне как раз нравится фиксировать обстановку. К тому же у меня достаточно песен про любовь, которые могу пожить чуть дольше.
А слушаете вообще поп-музыку того времени?
Безусловно! Из последнего мне очень понравилась песня Анжелики «Прости меня» 1988 года вроде. Я потом грустила несколько дней из-за того, что эту песню придумала не я. Но все же больше вдохновляюсь советским нью-вейвом: от «Странных игр» до «Кофе». Ну а главным альбомом для себя считаю «Танцы на битом стекле» Алексея Вишни.
Часто жалеете, что не написали какую-то чужую песню?
Нечасто, но вот больше всего сожалею о песне группы «Анонс» «Оля и СПИД» и о песне группы Arrival «Простые слова».
Вы работаете музыкальным редактором и благодаря этому, наверное, в курсе последних трендов. Что думаете о том, как развивается нынешний мейнстрим?
Если раньше чарты стримингов были забиты кальян-рэпом, то сейчас треки туда попадают из трендов тиктока, а завируситься там может что угодно. Приведу пример: мальчик смэшапил (мэшап — ремикс, состоящий из двух разных треков. — Прим. ред.) Моргенштерна с Modern Talking, и Modern Talking тут же взлетели в чартах, хотя аудитория там в большинстве несовершеннолетняя и до этого случая они их не слышали. Все [треки из тиктока] довольно разные по жанру, форме и структуре. Даже боюсь представить, куда движется мейнстрим, предпочитаю закрыться в квартире и слушать свой любимый постпанк.
А почему современный мейнстрим вас не цепляет?
Не хватает искренности. Ведь как работает мейнстрим? Тут текст сочинили, тут аранжировку заказали, там им танец поставили и т. д. Допустим, если брать певицу МакSим — она пела свои песни. И это чувствуется, люди не дураки. Эти песни гораздо сильнее всех чартов, вместе взятых. Очень топорный пример, конечно, но мне музыкант интересен не только как музыкант, но и как личность. А когда все сделали за тебя — личности не остается. Мы слушаем хороший продукт, но созданный толпой людей вокруг артиста. При этом я понимаю, что артист, автор слов и музыки — это часто разные люди и во все времена песни писались для артистов другими людьми. Но ничего поделать с собой не могу, люблю авторский материал!
А если брать более молодых артистов, которые уже проникли в мейнстрим, типа Доры или Алены Швец? У них творчество как раз более авторское.
Вот эта тенденция мне нравится, хоть и звучание у них слишком глянцевое и радийное.
Хоть вам и не нравится мейнстрим, но ваша музыка соответствует многим его трендам: 1980-е, легкая меланхолия, меметичные тексты и т. д. Чем, на ваш взгляд, публику привлекают такие вещи и ваши песни, в частности?
Большинство моих слушателей — это люди старше 35 лет, и всем им нравится, что они ловят ностальгию с моих песен. Хотя ее не должно быть, ведь это писалось в наше время. Но необъяснимое чувство ностальгии есть. Конечно, мне очень страшно, что если я перестану писать музыку «под ретро», то меня перестанут слушать, потому что я больше ничего не даю. Но хотелось бы верить, что это не так.
В комментариях к вашим постам уже можно встретить чуть ли не требования продолжать творить в духе альбома «Институт культуры и отдыха» и никак иначе. Что бы вы могли ответить таким людям, которые хотят одно и то же?
Я бы им сказала, что можно найти других артистов в этом жанре и слушать их, а не ограничиваться мной. Я живой человек и не могу всю жизнь писать минимал-синт с басом в октаву (хотя мне бы хотелось). Поэтому каждый альбом будет немного не похож на предыдущий. Допустим в новом альбоме, который выйдет осенью, появились гитары. И теперь эта история больше тяготеет к инди, чем к ретро.
Вы как-то говорили, что новый альбом будет «совсем другим» по сравнению с предыдущим. Можете рассказать подробнее?
Мне казалось, что он «совсем другой», но я уже получила рецензии от друзей-музыкантов, и, по их словам, остался тот же синти-поп, но с гитарами. Из значимых отличий — я уже полгода занимаюсь вокалом, поэтому пение будет лучше, чем в старых релизах, а сведение в этот раз доверила профессионалам. Ну и главное отличие — будет всего один фит, а не три, как в прошлом альбоме. С моими любимыми немцами Die Selektion.
Вот это неожиданно!
Они лапочки! Я офигела, когда они мне написали и поблагодарили за [мой трек] «Солнечный мальчик».
А будет ли новый альбом схож по настроению с «Институтом»?
Мне сложно оценивать свою работу, у меня чувство, что новый альбом тоже будет особняком, хотя многие на предпрослушивании отметили, что он звучит как логичное продолжение «Института».
Ваше раннее творчество, например мини-альбом «Август», было довольно мрачным. Почему со временем ваши песни стали светлее?
Я тогда просто не умела по-другому. Постепенно начала прокачивать скилл в написании и поняла, что, оказывается, можно по-разному писать. Но, насколько я помню, у меня до сих пор ни одной песни в мажоре не написано. А даже если и весело получается, то все равно тревожные гармонии есть. В новом альбоме они тоже будут немного, специально для любителей «Агаты Кристи».
Если копнуть еще глубже в прошлое, когда вы жили в Казани, то окажется, что вы вообще играли в метал-группе, чего совершенно не скажешь по современному творчеству. Насколько вам было интересно играть чисто гитарную музыку и работать в коллективе, а не в одиночку, как сейчас?
Я была совсем мелкой, и для меня было радостью играть в рок-группе. Мне очень нравился весь этот движ в гримерках с металлистами каждые субботу и воскресенье, а наутро — в школу. Вообще в 2000-х в Казани почему-то была очень развита метал- и панк-тусовка. Сейчас там нет такого, конечно. А еще мы же играли не просто метал, а с уклоном в фолк. Мы иногда даже с волынкой выступали. Сейчас вспоминать смешно, такую музыку я не слушаю. Короче, с приятной ностальгией вспоминаю о том времени! Играть метал я, конечно же, больше не буду.
А как сейчас обстоят дела в казанском андерграунде?
Я уже почти четыре года не живу в Казани и знаю только поверхностно. Знаю, что весь рок тусуется в одном клубе «Нора», хотя в 2000-х у нас было, ну, минимум десять популярных клубов для тяжелой музыки. Но музыки в Казани стало однозначно больше, я даже не успеваю следить. Со стороны кажется, что там все хорошо. Но, по ощущениям, в 2008–2012 годах было больше движа и концертов.
Если еще немного возвратиться к вашему раннему творчеству, меня зацепило, что ваш альбом «Сумеречная зона» назывался так, потому что сумеречной зоной вы называете «промежуток между подростковым максимализмом и состоявшейся личностью». Спустя несколько лет после его выхода от каких черт своего максимализма вы избавились?
Я сейчас делаю первые шаги к тому, чтобы намного спокойнее относиться к окружающим и к себе. Пытаюсь всегда держать в голове, что мир не делится на белое и черное. Если раньше я ругала себя за ошибки, то сейчас позволяю себе ошибаться. Если раньше плакала от негативных комментариев хейтеров, то сейчас прохожу мимо них, потому что они имеют право не любить меня.
Еще одна примечательная черта вашего творчества — то, что вы делаете все в одиночку: и музыку пишете, и сводите ее, и продвижением занимаетесь. Согласны ли вы, что так и должно быть?
Я соглашусь, что современный музыкант должен уметь все. Но не обязан. Как минимум для того, чтобы не быть обманутым где-то. Я знаю ребят, которые не вывозят всё на себе и уже на ранних этапах ищут команду для делегирования, но у меня очень тревожный тип личности. Мне важно все контролировать и все решения принимать самой. По крайней мере, если я ошибусь, это будет мой косяк, и мне за него отвечать. Мне ни к чему сейчас большая команда. У меня теперь есть гитарист и звукорежиссер в одном лице, а также концертный директор. По крайней мере, от этих дел я себя уже освободила, и стало намного легче. А на маркетинг я училась специально, и было бы глупо сейчас отдавать эту часть другому человеку. Мой девиз: хочешь сделать хорошо — сделай это сам.
А как желание все контролировать сочетается с тем, что у вас в творчестве немало совместных песен с другими музыкантами?
Я не знаю, как это происходит, но на коллабы мне попадаются ребята, которые находятся со мной на одной волне! Будто каким-то магическим способом мы находим друг друга, и это всегда взаимно. У меня правило — фиты только по любви.
Вы как-то говорили, что первый мини-альбом вы записали за два дня. Сейчас удается так же быстро работать над материалом?
Первый мини-альбом состоял из каверов, поэтому было так быстро. Но и свои песни я пишу достаточно быстро. Обычно на один трек трачу вечер. Чем дольше пишешь песню, тем она будет хуже. Важно поймать этот момент в воздухе и написать ее на одном дыхании. А потом можно полгода писать вокал и еще полгода сводить.
Когда-то вы говорили, что сотрудничество с другими музыкантами и звукорежиссерами может улучшить качество записи, но это будут уже не ваши песни. Насколько я понимаю, сейчас вы уже так не считаете?
Да, я так раньше считала, но, видимо, имелось в виду, когда звукорежиссер в другом городе. А оказалось, что если вы рядом, то можно тут же вносить корректировки и приходить к общему знаменателю. Очень удобно!
Как считаете, можно ли и нужно ли что-то изменить в современной музыкальной индустрии, чтобы молодые начинающие артисты были больше на виду?
Мне кажется, что искусственный интеллект стриминговых сервисов и музыкальные редакторы плейлистов делают сейчас как раз все возможное, чтобы начинающие молодые исполнители были на виду. Даже обо мне большинство новых слушателей узнают со стримингов: алгоритм просто подкинул им меня, потому что он слушал русскоязычный синти-поп. Это же круто!
Слушать музыку молодых артистов можно вместе с МегаФоном. Абоненты оператора могут получить бесплатную подписку на Apple Music, где доступно более 75 миллионов треков. В зависимости от выбранного тарифа подписка будет действовать 12 или 6 месяцев. Подробности акции — по ссылке.
На главную
Ваня Дмитриенко: «Я чувствую себя победителем»
Команда проекта:
Фото: Яна Давыдова
Ассистент фотографа: Иван Волков, skypoint
Cтиль: Эльвира Тулебаева
Muah: Алена Кондратьева
Верстка: Мария Алферова
Благодарим бутик Day Night за предоставленную одежду для съемки.