Артисты фестиваля Правила жизни Weekend: Lovanda — семейный дуэт из Екатеринбурга, который играет бодрый фанк с элементами хип-хопа
Дуэт «Лованда» — это музыканты Паша Wonda и девушка Лала. Оба родились и выросли в Екатеринбурге — городе с богатой музыкальной и уличной культурой, где в середине нулевых — время, когда ребята стали делать первые шаги в музыке, — случился расцвет хип-хопа.
Паша развивал бит-сцену, писал музыку и продюсировал местных артистов — от ОУ74 до Kizaru. Лала в подростковом возрасте уехала учиться в Нью-Йорк, на многочисленных баскетбольных площадках которого в перерывах между бросками и ведением мяча впитала американскую культуру и хип-хоп.
Ребята познакомились в 2013 году, когда Лала вернулась в родной Екатеринбург и начала всерьез заниматься музыкой — сэмплировать, делать биты и читать рэп, а Паша помогал ей записывать ее первый трек (причем оба — абсолютные самоучки). Потом ребята стали делать еженедельные хип-хоп-вечеринки, организовывать мероприятия, а впоследствии сложили свои имена (Лала и Wonda) — и стали группой «Лованда».
В интервью Правила жизни музыканты рассказали, где в России живут самые талантливые люди, почему не существует формулы идеального хита и почему хип-хоп всегда будет в топе.
Вы начинали с хип-хопа. Сейчас это самый популярный жанр. Не возникает ли соблазна вернуться в это русло?
Паша: Мы занимаемся хип-хопом с 2006 года, и в какой-то момент нам стало интересно экспериментировать с различными жанрами и пробовать что-то новое — так мы ушли в фанк. Но сейчас мы планируем выпустить хип-хоп-альбом, который будет отсылкой к нашим корням.
Лала: Я вот лично не могу сказать, что Lovanda — это диско, соул, хип-хоп или что-то еще. Мы не хотим ограничивать себя рамками жанра, а хотим осознанно и очень искренне делать то, что нам нравится и то, что в нас отзывается. Не ради славы, денег и чего-то еще. Сейчас у нас настроение на фанк и хип-хоп.
Иногда кажется, что вы нарочито усложняете песни — например, в течение одного трека резко меняете ритм, и при прослушивании начинает казаться, что это не один трек, а два разных. Вы это осознанно делаете?
Лала: Да, нам иногда наши друзья или знакомые продюсеры говорят, мол, так нельзя. Но мы не хотим изменять себе. Мы рисуем картины. Трек — это картина. Иногда нам хочется, чтобы аутро (вторая часть песни) звучало по-другому, но оно неотделимо от всей композиции, просто написано другими «красками». Но, конечно, далеко не все наши песни ритмически сложные.
А вы не думали о том, чтобы двигаться к более коммерческому звучанию? Существует же какой-то рецепт бэнгера?
Паша: Есть знакомое всем построение песни: начало, куплет, припев, конец. Мы его придерживаемся, но все равно оставляем место экспериментам.
На самом деле, формулы успешного бэнгера или хита, который будет слушать каждый человек, не существует. Единственное решение — это делать что-то свое, новое, уникальное и оригинальное. Только такое выстреливает и надолго остается в истории. В пример можно привести американских звезд, например Дрейка. У него есть собственный стиль, который потом многие стали копировать. Каждый запоминается своим индивидуальным стилем.
Лала: Очень часто мы думаем про какую-то песню: «вау, это хит!». А в итоге не выстреливает. Поэтому главный рецепт в этом деле — чтобы тебя качало, творить, делать, продолжать и надеяться, что в один прекрасный день все получится. Однажды ты нащупаешь, чего от тебя ждали, и ты понимаешь, в каком направлении можно дальше работать.
Паша: Формула успеха песни — задеть чувства слушающих.
А что вы считаете успехом для себя? Какой видите свою цель как группы?
Лала: Круто, если под мою музыку танцуют мои родители и их сверстники, и более юное поколение, и дети. Когда понимаешь, что всем людям, у которых есть уши, близка эта музыка, им близок этот вайб. Для меня это самое главное. Самая невероятная цель для меня — писать такую музыку, которую можно и через десять лет поставить, и тебе самому не будет стыдно. Хотелось бы, чтобы музыка, которую мы пишем, не переставала быть актуальной, не переставала нравиться и жила на площадках и платформах из года в год.
Вы оба пишете музыку. Сколько процентов в песне — это от Лалы, а сколько — от Паши?
Паша: У нас все на самом деле рассчитано в процентном соотношении. И у Лалы контрольный 51 процент.
Лала: У меня 51 процент только тогда, когда это мой продакшен. Если этот бит сделала я, то решающее слово в каких-то спорных моментах за мной. А если это Пашин продакшен, то Паша говорит: «Так, нет, это все я убираю», и я такая: «Хорошо».
У вас есть необычная, я бы сказала, даже патриотичная песня «Россия-Россиюшка». Расскажите, как она появилась и почему?
Паша: Эта песня появилась после наших поездок. Образ безграничной природы, России, ее духа. Мы были вдохновлены этой русской душой и написали такую песню.
Лала: Да, вот именно природой и душой русского человека. Все-таки есть ментальность, и этого не отнять.
Паша: Сейчас многие хотят уехать из России, а мы этой песней хотели передать, как мы любим страну, в которой мы живем. Мы счастливы тут находиться. Щедрая душа, которая тут есть, — это сокровище.
Лала: Если ты родился здесь, жил и так далее — это останется с тобой навсегда. можно уехать далеко и надолго, но частичка России-Россиюшки в тебе все равно останется.
Паша: И в этой песне мы призываем не отворачиваться от самих себя, от своей культуры, а научиться ее принимать и любить.
Лала: Не в политическом плане, а вообще.
А ты же жила в Америке несколько лет. Неужели тебе не хотелось остаться?
Лала: Конечно хотелось! После Нью-Йорка я долго тосковала и хотела туда вернуться, но потом желание прошло. Там очень много нюансов. Переезд сам по себе не может быть самоцелью. В какой-то момент я просто поняла, что у меня гораздо больше возможностей развиваться и заниматься любимым делом здесь, в России.
Хип-хоп сейчас на волне. Сколько это продлится? Какие тренды в музыке вы видите?
Лала: Мне кажется, хип-хоп будет всегда. Когда я жила в Штатах, а это было лет десять назад, хип-хоп был уже в мейнстриме. И это продолжается до сих пор, и, думаю, этот тренд продолжится, просто обретет другие формы. Возможно, рэп обретет более олдскульное звучание.
Паша: Мне кажется, что жанры будут очень сильно меняться. И даже за последние пять лет произошла невероятная буря смены тенденций, смены стилей — с электронного на техно, хип-хоп, дабстеп. Все меняется очень динамично, и мне кажется, что хип-хоп уже не относят к жанру рэп, он сейчас просто везде.
Лала: Он будет просто менять форму.
Павел: Мне кажется, что дальше в тренде будут африканские мотивы. Южная Африка задает по всему миру тенденции, и это будет следующей волной.
Лала: В любом случае это около хип-хопа.
Паша: Мне кажется, что со временем хип-хоп отойдет на второй фронт и придут более танцевальные ритмы. Потом все, может быть, вернется в евродэнс, транс какой-нибудь.
Лала: Но подростки и школьники не будут евродэнс слушать. Все-таки основная масса слушателей — это школьники. Если поп-музыка уйдет в сторону, то это будет что-то похожее на Земфиру. Такой роковый поп. В общем, поживем — увидим!
А кто сейчас самый крутой в хип-хопе в России?
Лала: Я бы выделила нашего друга Ваню Недры. У него уникальный флоу, и мы считаем, что это один из самый сильных игроков в России сейчас в плане битов и в плане продакшена. И тексты у него прекрасные. И Пашу я бы выделила как продюсера.
Паша: Очень приятно!
Лала: Можно я расскажу еще про Пашу? Паша вообще первый битмейкер. Делал биты в первом альбоме Кизару, например. И Ваню Недры, ОУ74 тоже Паша продюсировал.
Паша: Из тех, кто пишет музыку, хочется выделить ребят, которых я раньше не знал и которые поразили меня своим звучанием и подходом к музыке. Один из них — это Highself. Я на самом деле очень уважаю и люблю ребят, которые не только выступают сами, но и делают музыку другим артистам, в том числе большим. Потому что чаще всего они остаются в тени.
В кино сейчас есть тенденция — очень мощно развиваются регионы. Например, в Якутии снимают очень крутые авторские фильмы. Замечаете ли вы что-то подобное в музыке?
Паша: Мне кажется, каждый город по-своему хорош. Раньше законодателем мод для всей страны в плане музыки был Петербург, сейчас уже в меньшей степени. Главный город сейчас все же Москва. Но я бы хотел выделить Петербург, где образовалась очень классная джазовая сцена, и Екатеринбург — там живут лучшие диджеи, которые работают по всему миру.
Лала: Я бы хотела еще выделить Уфу. Очень много ребят оттуда, близких нам по духу. Если не ограничиваться Россией, я бы еще выделила Киев. Киев супер вообще. Ко мне иногда обращаются как к битмейкеру некоторые местные артисты. Все ужасно талантливые.
А чего, на ваш взгляд, сейчас не хватает российской музыкальной индустрии?
Паша: У нас очень много крутых и талантливых артистов, но нет нормального комьюнити. Чтобы все встречались на каких-то событиях, общались, джемили. Сейчас все как-то заточено под коммерцию. Раньше в сотворчестве было больше небрежности и легкости, музыканты могли просто встретиться и создать что-то.