Mika Vino — инди-музыкант, который играет новый блюз

Mika Vino начинал с исполнения кавер-версий на легендарные рок-композиции, записал один EP на английском языке и недавно представил свой первый полноценный русскоязычный альбом. Послушать Mika Vino можно на сольном концерте 19 декабря в московском баре «Мумий Тролль».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Моше Винокуров называет себя «винтажным человеком, который играет винтажную музыку». Его творчество берет свое вдохновение в 1960-х — периоде расцвета так называемого «британского блюз-рока» – и главных героях того времени, например, Джими Хендриксе, Cream и The Rolling Stones. Но этим его музыкальные интересы не ограничиваются – он любит оригинальный ритм-энд-блюз 1950-х, когда великие Мадди Уотерс и Би Би Кинг экспериментировали с джазовыми ритмами и элементами рок-н-ролла. Сложные рифмы-метафоры, переливистые клавишные и раскатистые гитарные рифы, рассчитанные на живое исполнение, неочевидные для 2020-х приемы. Мы поговорили с Микой о том, каково это — искать новую музыку в прошлом.

Соул и блюз не типичные для 2020-х годов музыкальные жанры — как ты к этому пришел? Почему выбрал это направление?

В юности, как и все мои сверстники, я слушал Децла, Eminem и Limp Bizkit. А потом уехал учиться в школу-интернат в Англию. И там я впервые услышал Джими Хендрикса, а именно All Along the Watchtower, ее поставил один из моих школьных друзей, кстати, сам очень крутой гитарист. Это был какой-то удар, жизнь поделилась на до и после, меня до сих пор не отпускает, настолько сильно эта песня со мной резонирует. Я стал углубляться, изучать корни блюза, я постоянно открываю для себя новых артистов, новые песни.

Тебе не кажется странным, что ты открываешь для себя новое не в настоящем, а в прошлом?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Честно говоря, меня мало современной музыки действительно пробивает на какую-то эмоцию. А в музыке шестидесятых я постоянно нахожу что-то для себя понятное и родное.

Какую эмоцию рождает в тебе блюз?

Сострадание.

Кого ты считаешь самыми выдающимися музыкантами?

Их огромное количество, наверняка после этого интервью буду жалеть, что кого-то не вспомнил. Безусловно Боб Дилан, Нил Янг, Джими Хендрикс, группы The Doors, Cream, The Rolling Stones, The Beatles. И столпы, стоявшие у истоков блюза, Мадди Уотерс, Роберт Джонсон, Хаулин Вулф, Би Би Кинг...

Как ты подходишь в процессу написания новой песни?

Если честно, процесс сочинения песен на русском языке — это невероятно трудно, потому что русская музыка — она текстоцентричная. Как только выходит трек, люди сразу спрашивают, где можно почитать тексты, или пишут «пришли текст». В англоязычных песнях у музыки и слов равное значение. Там, в принципе, можно спокойно выехать на фразе «hey, baby I love you baby» и сделать на этом хит. А в русскоязычной... Возьмем русский рок — это же в первую очередь поэзия и только во вторую — музыка. Когда я начал писать на русском, я почти все рифмовал глаголами. Я искренне не знал, что это, оказывается, зашквар — «тебя любить, не могу простить»...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему зашквар? Слишком простой поэтический прием?

Да, это неинтересно, ожидаемо, а от тебя ждут большей работы. И, честно говоря, до сих пор я подбираю какую-то гармонию, которая мне нравится, и прежде всего, мелодический рисунок, вокальный придумываю сначала на английском языке. Просто набор слов. Потом что-то пишу на русском, что подходит.

Кто из западных музыкантов близок тебе как поэт?

Я уже говорил о песне All Along the Watchtower — это в самом начале я услышал ее в версии Хендрикса, а уже потом узнал, что изначально это песня Боба Дилана. И это открыло для меня абсолютно новый пласт — артиста по имени Боб Дилан. Я далеко не сразу его понял, я был слишком молод. Я до сих пор на самом деле его изучаю, у меня даже его татуировка есть... Для меня это настоящий поэт, в чистом виде, голос поколения. Думаю, есть десяток песен The Doors, которые перевернули мой мир и перевернули мое сознание, потому что когда 24-летний чувак поет про «это конец, мой друг», поневоле задумаешься.

А когда ты начал слушать музыку осознанно? Понимать, что тебе нравится, искать этих артистов?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Думаю, что мне было лет 10 или 11. Меня тогда очень восхищала культура брейкданса, вся эта тусовка, какое-то единство, мы с моими друзьями фанатели от этого, сами танцевали. Достаточно рано я понял, что музыка и процесс ее прослушивания как-то останавливает мир для меня. И это очень полезно, потому что обычно в моей голове слишком много меня, а тут я думаю о чем-то другом.

Какая хорошая мысль. Скажи, а у тебя нет профдеформации? Часто профи не могут удержаться и начинают раскладывать трек на составляющие, искать ходы, приемы, фильтры, в итоге иногда теряют целую картину в мелочах.

Когда я впервые прослушиваю определенное произведение, я вообще не думаю, отключаюсь, просто пытаюсь понять, трогает ли меня это или нет. Это может быть абсолютно любой жанр, абсолютно любой артист. С одной стороны, конечно, я педантичен, с другой стороны, я открыт, так что меня любая музыка может зацепить, абсолютно точно. А потом, конечно, я начинаю анализировать: сколько тут гитар записано, к какому процессу звукозаписи они обратились, где записывались, в каких обстоятельствах. Конечно, мне все очень интересно — так я улучшаю свои личные знания, прокачиваю собственный скил сонграйтинга и просто становлюсь более образованным.

А как ты ищешь свою новую старую музыку?

Благо, что Spotify наконец появился у нас в России, у них реально очень клевый алгоритм по подбору музыки, я удивляюсь. Иногда нахожу абсолютно неочевидные песни. Вот недавно слушаю случайный трек, который в плей-листе попался, а там первая половина песни — какой-то классный соул, а во второй половине главный риф — основная тема из трека Eminem, My Name Is. Это оказалась песня I Got The... британского исполнителя Лаби Сиффре 1975 года!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, давай вернемся в Лондон. Ты изучал музыкальный менеджмент в колледже?

Да. Я выбрал эту специальность, потому что тогда еще не верил в себя, мне казалось, что у меня недостаточно ресурсов, чтобы профессионально заниматься музыкой самому. Я же сравниваю себя, свои песни, свое творчество с великими. И мне до них как до Луны... Поэтому я пошел по другому пути, хотел быть так или иначе приближенным к музыке. Нас учили управлению, рассказывали о рынке, об изменениях, о прессе, о медиа, как с этим работать. Курс звукозаписи там тоже был, но я частенько его пропускал...

Жалеешь?

Стараюсь, на самом деле, ни о чем не жалеть. Все так, как должно быть.

Согласна с тобой. Но какие-то знания, полученные в колледже, по идее, должны тебе сейчас помогать?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Честно скажу. Представьте 19-летнего мальчика, который один в Лондоне, да еще и в диком Сохо. Я не могу сказать, что я очень хорошо учился в университете. Я его пропил. Но было много чего полезного, конечно, что мне пригодилось, я так или иначе работал по специальности все это время.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какая была твоя первая работа?

Я ездил по миру с бойцами, которые участвуют в смешанных единоборствах ММА. Переводил им, предоставлял менеджерские услуги. Было безумно интересно, потому что помимо музыки я огромный фанат спорта.

А когда ты решил заняться музыкой?

Сразу, как вернулся из Лондона. Пока я учился в университете, я познакомился с парнем из Красноярска, он инструменталист. Мы сразу же с ним сколотили группу, но почему-то у нас не случилось ни одного концерта. Мы не могли договориться, что играем, с кем играем. Так получилось, что этот чувак тоже переехал в Москву. Здесь же я познакомился с гитаристом, и уже втроем мы сколотили кавер-группу, играли тяжелый блюз. Записывали каверы на Led Zeppelin, было клево.

Как ты придумывал свой псевдоним?

Я долго думал. Мое полное имя Моше. И я думал даже так и оставить, выбирал между Моше и Мика Вино. Вино, потому что у меня фамилия Винокуров. К своему проекту я отношусь именно как к группе, я всегда хотел быть в группе, мне некомфортно быть сольным артистом. Мне очень важны общность, взаимодействие друг с другом, поэтому я максимально стараюсь, чтобы со мной играли те же музыканты, которые кайфуют и тащатся от музыки. Просто я вспомнил примеры таких групп, как Fleetwood Mac и Bon Jovi, названных по имени участников, и остановился на Mika Vino.

Так или иначе, ты начинал с исполнения кавер-версий. А когда ты отпустил себя и понял, что готов для самостоятельного творчества?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По сути, кавер-версии — это естественный процесс. Все великие группы, так или иначе, начинали с каверов; и у The Beatles, и у The Rolling Stones — у обеих групп почти два года не было своих песен, все начинали помалу, а потом выросли в легендарных, культовых самобытных артистов. У меня же есть EP на английском, он сделан в домашних условиях, но песни все даже очень неплохие, блюзовые. В принципе, у меня есть амбиции записать еще альбом на русском, а потом вернуться к англоязычному материалу, хотя он тут никому не нужен. Попробовать замахнуться на мир.

В идеале каждый артист, так или иначе, мечтает о западном рынке?

Я просто столкнулся с тем, что именно англоязычный материал в России мало кому интересен. Это очень узкая ниша. А мы берем весь русскоязычный мир: мало кто увлекается инструментальной рок-ориентированной музыкой, большинство из этих людей слушают западную музыку и будто с какой-то небрежностью, чуть ли не аллергией относятся к русскоязычной музыке. Я знаю, о чем говорю, — я же был такой же. Но в силу нового направления заставлял себя искать интересные проекты на русском языке. В итоге у нас крайне мало англоязычных проектов, которые выстрелили за границей. Были, конечно, «Тату», абсолютный феномен, и были «Парк Горького», на волне распада Советского Союза к ним был повышенный интерес. А что сейчас? Есть Pompeya и Tesla Boy, но для Запада они слишком нишевые. Возможно, новый русский проект на английском языке будет интересен. Я вот с моим музыкальным собратом, самым молодым выдающимся музыкантом для меня в России сейчас, Антоном Макаровым вроде как договорился на бумаге, что мы сделаем проект на английском, потому что и у него, и у меня большое количество песен на английском. Попробуем. Почему нет, что самое худшее, что может произойти?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тебе не кажется, что рок-музыка будто утратила свою актуальность? Миром правит хип-хоп.

Почти вся современная музыка — рэп, хип-хоп и R&B — это производные от ритм-энд-блюза, так что это вполне естественно. Когда-то рок-н-ролл был чем-то новым, это была музыка протестов, музыка общественных настроений. Было очень много политических моментов: война во Вьетнаме, Афганистан, холодная война, консервативные государства. А сейчас более-менее все хорошо.

Ну как...

Ну, более-менее все хорошо в мире. Войн нет. Это вообще самое спокойное время за время существования человечества. Музыка сейчас приобретает такой, как мне кажется, формат бэкграунда.

Во многом я связываю это в том числе с появлением технологий в нашей жизни — они развиваются слишком быстро, мы не были к этому готовы. Но это дало возможность людям писать музыку не выходя из своей спальни. И здесь две стороны медали. С одной стороны, для артистов, у которых нет возможности приходить в студию звукозаписи к лейблам, появляется возможность выстрелить. С другой стороны, это создает большое поле для фастфуда. То есть люди отчаянно хотят выстрелить побыстрей, поймать волну хайпа.

Есть еще такое мнение, что стриминговые сервисы убили идею альбома как концепции — ты можешь просто добавлять в медиатеку хиты из топ-100. Как ты думаешь, альбом должен оставаться концептуальным законченным художественным произведением?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда я искал партнера по дистрибуции своей музыки, у меня была четкая идея о том, что я альбом выпускаю целиком. Мне кажется, он звучит цельно, я пытался его сделать в какой-то общей концепции. На что мне сразу сказали, что если я выпущу альбом целиком, то это провалится ровным счетом в никуда, надо подогреть аудиторию.

Синглами?

Да, синглами, и я был окей с этим. Нельзя делать по-старому, надеясь на новый результат. Это определение безумия согласно Эйнштейну, вообще-то.

А кто твой лирический герой?

Наверное, это человек из прошлого, которого много что не устраивает в современном мире. Он борется сам с собой, со своими сомнениями, страхами, переживаниями и пытается как-то адаптироваться и найти свою нишу и людей, которые испытывают те же чувства и эмоции.

С точки зрения музыкальных амбиций я достаточно приземленный человек. Я понимаю, что моя музыка не будет собирать стадионы, я же смотрю на количество прослушиваний альбома. Но я хочу заполнять клубы теми людьми, которые не воспринимают современную музыку как явление, с которым у них есть идентификация. То есть собрать таких людей. Делать винтажную музыку, но делать это так, чтобы было понятно, что она записана в 2021 году. Таких артистов достаточно много на Западе.

Как ты считаешь, какие каналы распространения имеют сейчас наибольшую значимость?

Конечно, соцсети. Когда я пришел на лейбл, у меня спросили, как я вижу продвижение своей музыки. Я сказал, что, конечно, концерты, потому что люди приходят на концерты, видят, что им нравится. И мне, конечно, сказали: «Чувак, конечно, все не так, Скриптонит не выступал уже несколько лет». Для меня в этом есть диссонанс, потому что большинство людей, которых я очень ценю и к мнению которых я прислушиваюсь, они вообще не публичные люди. Например, Дэниел Дэй Льюис или Килиан Мерфи. В то же время я смотрел интервью с живыми участниками группы The Doors, остались только Робби Кригер и Джон Денсмор, и у них спросили: если бы был жив Джим Моррисон, был бы он инстаграмером, пользовался бы он социальными сетями? Их предположение было, что однозначно да, и выжимал бы максимум из них.

Только представь его пьяные сторис...

Именно, поэтому и приходится вести соцсети, честно говоря. Но когда я публикую больше чем четыре или пять сторис в день, мне кажется, что, блин, я как-то предаю себя. Я же не блогер все-таки. На TikTok у меня аллергия...

А как ты относишься к феномену «музыки из TikTok»? Есть блогеры, которые становятся популярными на этой площадке, а потом начинают выпускать треки...

Дай бог всем здоровья. Но если честно, моя главная жизненная философия последних лет — это принятие всего. То есть если это есть сейчас, то это естественно, так должно быть. Что будет дальше, я не знаю, но и опять же если это есть в природе, то так должно быть.