«Я любила сказочную музыку, и в этом ничего не поменялось»: Катя Шилоносова о поисках вдохновения и современных стриминговых сервисах
«Я любила сказочную музыку, и в этом ничего не поменялось»:
Катя Шилоносова о поисках вдохновения и современных стриминговых сервисах
Те, чью музыку участница проектов «ГШ» и Kate NV Катя Шилоносова слушала в детстве, не могли и представить, что сводить треки и делиться музыкой с миллионами можно будет прямо в смартфоне. А сегодня это реальность. Специально для проекта с re:Store Катя рассказала о детстве в Казани и очарованности московским «Детским миром», а в рамках мастер-класса призналась, как составляет плейлисты и соединяет радикально несочетаемые треки.
Катя Шилоносова с детства окружена музыкой — причем самой разной. У нее дома играл джаз и Владимир Пресняков, Сергей Прокофьев и Геннадий Гладков. Музыка создавала ощущение сказки, хоть вокруг была Казань девяностых, где орудовали местные группировки. Катя училась на архитектора, но им не стала. Зато стала писать музыку. В 2012 году Катя переехала в Москву, где вместе с Евгением Горбуновым основала группу Glintshake, а спустя четыре года выпустила дебютный альбом своего сольного проекта Kate NV. Третья пластинка Kate NV, Room for the Moon, вышла на независимом американском лейбле RVNG Intl., и ее хорошо приняла западная критика.
— На какой музыке ты росла и какую музыку выбрала для себя?
— В моем детстве родители слушали разную музыку. Мама часто показывала мне разные фильмы 1970-х годов, так что у меня даже было ощущение, что я выросла на музыке из них. До сих пор Геннадий Гладков — один из моих самых любимых композиторов, а мелодии из «Обыкновенного чуда» или «Голубого щенка» я знаю наизусть. У меня был проигрыватель, и я слушала на нем пластинки. Я любила сказочную музыку, и в этом ничего не поменялось.
— В одном из интервью ты упомянула, что выросла в гетто-районе Казани и что твой бэкграунд «был прикольным». О чем речь?
— Я росла в 1990-е, только что распался Советский Союз, я застала очереди в продовольственных магазинах. С тех пор я их ненавижу. В Казани, где я росла, было много гоп-группировок. Есть даже фраза «казанский феномен» которую использовали, чтобы обозначить рост активности уличных банд города. Но на меня все это не влияло. Я жила в своем мире, где все измерялось в понятном тебе эквиваленте. Вот, например, доллар стал стоить вместо шести рублей тридцать, но я это измеряла в том, что подорожал «Киндер сюрприз». Понимала, что уже не смогу в прежнем количестве есть эти шоколадные яйца, и вот это была катастрофа. А не то, что у тебя опасный район.
Как-то раз мой друг, с которым мы вместе учились в архитектурном, оказался в известном, но неблагополучном районе под Парижем. Я ему тогда написала: «Как думаешь, там могут побить?» На что он ответил: «Кать, ты в Казани выросла, ты чего». Была одна история, которая меня впечатлила. У нас была известная группировка — «Восьмовские». И вот их повязали на футбольном поле прямо перед окнами нашей школы. Как сейчас помню, шел урок географии. Приехала конная полиция, повалили всех чуваков в шапочках, а это была ранняя весна, и на этом поле постоянно выгуливали собак. В общем, мое детство соткано из таких вот воспоминаний и добрых фильмов в духе «Обыкновенного чуда».
— Твоя первая группа сложилась еще в Казани. Что вы играли?
— Я тогда слушала много инди-рока и очень мало рефлексировала. Мне вообще кажется, что умение рефлексировать тренируется, как шпагат: нужно просто «растягивать» свой уровень эмпатии или хотя бы стараться пытаться понять других. Но тогда мне просто хотелось собрать группу, просто играть и быть такими, «как там».
— Когда и как ты приняла решение ехать в Москву?
— У меня про это есть классная история. В 12 лет я в первый раз побывала в Москве. Было начало декабря, и мы с папой зашли в «Детский мир» на Лубянке, когда он еще был прекрасный, с зеркальным потолком, каруселью и летающими под потолком на кукурузниках и воздушных шарах зверями. И вот я захожу, поворачиваюсь к папе и говорю: «Я остаюсь здесь жить». Он сказал, что не получится, но я тогда для себя решила, что перееду в Москву, просто потому, что хочу жить в городе, где есть такой магазин.
— В интервью Правила жизни в 2018 году ты говорила, что очень любишь случайности. А были в твоей карьере случайности, которые оказались судьбоносными?
— Про это тоже есть классная история — одна из моих любимых. Однажды я поехала с другом в Лос-Анджелес навестить его маму, и там он предложил мне сыграть несколько бесплатных концертов. Я очень хорошо помню, что в момент выступления в зале почти никого не было, только классная звукорежиссерка, которая помогла мне настроить звук. Мы с ней подружились, и через две недели, когда я уже была в Нью-Йорке, она написала и предложила встретиться. Что мы и сделали. И вот на этой встрече она рассказала, что заходила в гости к своей подруге и посоветовала ей послушать мою музыку. И та захотела взять у меня интервью для The New Yorker. Вот такая случайность: весь тот концерт я думала, чтó я там делаю, а через две недели получила ответ.
— Тебя вдохновляют японская музыка, Владимир Пресняков, Сейлор Мун, Мэри Поппинс. Как из этого набора, не укладывающегося в единый ряд, рождается твое творчество?
— Мне-то кажется, что все вполне укладывается в единый ряд. Музыка 1970-х и 1980-х, итальянская эстрада, колокольчики и прямой бит. И Мэрри Поппинс в этот нарратив хорошо вписывается. Я иногда смотрю и думаю: «Вот откуда у меня любовь к странным костюмам! Вот почему мне нравятся большие цветы!» У меня многое родом из детства. Меня вдохновляют прикольные самодельные штуки, какая-то бутафория, неидеальность. А еще я недавно вернулась с моря, и меня больше всего впечатлило, что люди каждый вечер ходили смотреть закат. Я никогда не чувствовала такого единения: на одном маленьком шарике люди смотрят на другой маленький шарик. В жизни куча всего, и ты вроде все уже видел 500 тысяч раз, есть множество гаджетов и приложений, но вот все равно человек приходит и смотрит закат. Меня такое очень вдохновляет.
— Ты много слушаешь музыки коллег по цеху?
— В последнее время я ничего почти не слушаю. Иногда бывает, что выхожу на улицу, надеваю наушники и ничего не включаю. При этом я могу слушать какой-то трек на репите сотни раз. В 2019 году у меня был период, когда я полгода слушала только Майкла Джексона. А потом оп — и он просто выключился.
— Как сегодня формируется успешность и узнаваемость артиста? Насколько на это влияют сервисы вроде Apple Music?
— Очень важен узнаваемый образ. Если, скажем, его можно очень упрощенно нарисовать — в виде персонажа или мультяшки, — то это оно! Например, Билли Айлиш абсолютно отвечает этому запросу. Так создается бренд артиста, который конвертируется в его успешность. А сервисы вроде Apple Music делают музыку доступной миллионам. Есть очень классная книжка Джона Сибрука, колумниста журнала New Yorker, «Машина песен, фабрика хитов». В ней как раз есть аналитика про стриминговые сервисы и про то, что Стив Джобс предложил покупать онлайн отдельные песни с любого альбома. И это стало наиболее важной часть индустрии.
Apple Music — сервис по подписке, дающий доступ к 70 миллионам треков: как онлайн, так и офлайн. С ним можно открывать для себя новую музыку и читать тексты треков, слушать авторские плейлисты и подключаться к радиостанциям с любимыми ведущими. Музыка доступна с любого устройства Apple.
Подарите iPhone 12 — и он подарит вам три месяца подписки на Apple Music и Apple Arcade, а также годовую подписку на Apple TV+. Погрузитесь в сотни игровых миров, смотрите оригинальные фильмы и сериалы от Apple и слушайте любимые треки где угодно*.
*Только для новых пользователей Apple Music, Apple Arcade и Apple TV+. Бесплатный пробный период распространяется только на сервисы, где у пользователя нет действующей подписки или использованного пробного периода. Подписка продлевается автоматически, отказаться можно в любой момент. Имеются определенные ограничения и другие условия. Эппл Дистрибьюшн Интернэшнл, Холлихилл Индастриал Истейт, Холлихилл, Корк, Ирландия, 470672.
— Ты играешь в группе «ГШ» и занимаешься сольным проектом Kate NV. Как определяешь себя в каждом из них?
— Сейчас я — это просто я в обеих группах. Возможно, я как-то усреднила саму себя. В «ГШ» мы исследуем абсурдность реальности, а в Kate NV я исследую воображаемый мир. И то и другое — аспекты одного человека, просто исследование разных его сторон.
Мастер-класс
Создание плейлистов в Apple Music
Я обычно ориентируюсь на свое настроение и пытаюсь подобрать для плейлиста треки, которые либо между собой сочетаются, либо радикально отличаются. Я человек-неактуальность, поэтому беру мало современной музыки. Я выбираю созвучное мне, и это может быть что-то очень древнее.
Я не добавляю конкретные плейлисты в свою медиатеку, но я обращаю внимание, когда кто-то постит в соцсетях свои ссылки, я их изучаю. Библиотека Apple Music классная, мне она нравится. Когда я еду кататься на велике, постоянно что-то ставлю из нее. А еще удобно, что сервис синхронизируется через iCloud с твоим iTunes и можно слушать свои редкости.
Если бы я составляла трек-лист этого марта, там была бы музыка из Disco Star Wars. Недавно я увидела в сторис видео с домашней вечеринки. В красивой квартире с мезонином на вертушках ставили главную тему из Star Wars, но это было диско. Оказалось, в 1970-е был записан альбом с треками из фильма — очень трушно, с оркестром. Так что я бы сейчас взяла в плейлист музыку из фильмов и аниме.
С Apple Music cлушайте все самое любимое. Онлайн и офлайн. Аккумулятор iPhone 12 позволит 17 часов воспроизводить видео, до 11 часов просматривать видео в режиме стриминга и до 65 часов воспроизводить аудио*.
*Все заявленные характеристики аккумулятора зависят от настроек сети и других факторов; фактическое время работы может не совпадать с указанным.
Подробности: apple.com/ru/batteries
apple.com/ru/iphone/battery.html.
re:Store — крупнейшая в России сеть фирменных магазинов техники Apple и официальный партнер бренда. Но это не просто магазины. re:Store — эксперты в мире Apple. Здесь можно получить квалифицированный совет (продавцы проходят сертификацию Apple), выбрать нужное устройство и научиться (в случае необходимости) им пользоваться. А еще — узнать о возможностях сервисов Apple и подключить их.
Доступен по подписке re:Store | upgrade
Читать также:
основатели студии FIFTYTWO о приставках из детства и русской игре в Apple Arcade
фотограф Константин Чалабов о первых онлайн-съемках
На Кате:
Платье, обувь, UTERQUE; тренч, LESYANEBO; колготки FALKE