12 апостолов Правила жизни 2021: Маруся Казакова, 33 года
12 апостолов ESQUIRE
2021
# искусство
Маруся Казакова
33 года
Маруся Казакова говорит, что всегда была человеком глобальной культуры — пока не переехала в Нью-Йорк и не почувствовала тягу к корням. Теперь она исследует национальные традиции через моду, превращая старинные ремесленные техники в визуальный язык нового искусства, в котором есть место и кокошникам, и спортивным костюмам Puma.
В декабре прошлого года на севере Бруклина в районе Бедфорд-Стайвесант, где традиционно проживают выходцы из стран Карибского бассейна, Маруся, девушка в кокошнике, открыла студию, на дверях которой написано «JANHKOY New Spirit Village//ДЖАНКОЙ Деревня Нового Духа». Эту улыбчивую уроженку Новокузнецка, окончившую лучшие модные учебные заведения Москвы, Лондона и Нью-Йорка, американский Vogue пару лет назад назвал «надеждой современной моды». В России о Казаковой узнали позже, чем на Западе. Три года назад во дворе столичного Музея декоративно-прикладного искусства состоялась презентация никому не известного бренда JAHNKOY. Его название в переводе с языка крымских татар означает «деревня-душа» или «новая деревня». Показ напоминал то ли карнавальное шествие, то ли демонстрацию: танцоры в расшитых бисером костюмах Puma с орнаментами плясали под древнерусские песнопения и песни Джастина Тимберлейка, размахивали транспарантами с надписями «Человеку нужны корни» и «Возрождайся». В этом шоу — вся Казакова. Раньше подобных ей было принято называть «люди мира». Она выросла на MTV, регги, студенткой изучала мировую культуру. Вдали от России она почувствовала тягу к родине и заинтересовалась национальными промыслами и традициями.
«Так вышло, что вся российская современная культура построена на западной. Получается, мы все ее потребители. Но при этом мы как-то пропускаем ее через себя, перерабатываем, переживаем. Например, рэп — часть афроамериканской культуры, но при этом русский рэп — наш, особенный. Если говорить обо мне — я не просто использую символы и техники других народностей; мода для меня — это искусство, визуальный язык, результат большого исследования и долгого созидательного процесса. JAHNKOY — это в том числе и социальный проект, призванный поддержать развитие и разнообразие культур и народов в контексте модной индустрии. Но при этом вещи, которые я создаю и ношу сама, — отражение моего пути, собственного стиля и мироощущения».
Казакова не только исследует ремесленные техники, но и стремится их развивать — сейчас вещи JAHNKOY делаются вручную в студии в Бруклине, с применением, например, бисероплетения, а в работе над новыми моделями принимают участие африканские и российские мастера. Это нетипичный подход для мира моды, где дизайнеры иногда выдают по шесть коллекций в год, а одежду шьют за копейки на гигантских фабриках в странах третьего мира. Недавно в жизни Казаковой произошли перемены. «Теперь JAHNKOY — это именно модный бренд, который мы развиваем в партнерстве с Буркинди, художником и ювелиром родом из Буркина-Фасо. Мы будем создавать одежду для повседневной жизни, не настолько тяжелую в производстве. Заниматься искусством я тоже продолжу — но уже как Маруся Вадимовна Казакова».
Сейчас Казакова работает над проектом «Возвращенная». Она уже три года не была в России и за это время пересмотрела взгляды на родину. «Раньше я жила глобальной, современной культурой. А сейчас, когда я далеко от дома, меня тянет к корням, к нашей истории». Маруся рисует картины, на которых пишет: «Возрождайся. Освобождайся. Выздоравливай» (это о внутреннем мире), шьет куклы из закупленных в России тканей и мечтает показать свои будущие проекты дома. До пандемии она часто ездила на Брайтон-Бич, сидела в ресторане «Сковородка» и слушала разговоры соотечественников. А затем возвращалась домой с мыслями о загадочной русской душе.
Головной убор, платок, рубашка, юбка, фартук, кроссовки, кольца и браслеты, все собственность героини; телевизоры Xiaomi Mi TV 4S 43″ и Xiaomi Mi TV 4S 55″