Денис Чужой: «В комики часто выходят люди из низших слоев — те, кто хватается за любую возможность»

Комик из Курской области выступает по всей России, рвет твиттер, собирает щедрые просмотры на YouTube и высмеивает обитателей «Одноклассников». В интервью Правила жизни Денис объяснил, почему комиками становятся не от хорошей жизни, поставил диагноз комментаторам из соцсетей и выдал инструкцию по написанию хорошей шутки.
{"points»:[{"id»:4,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:6,"properties»:{"x»:0,"y»:-1474,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:5,"properties»:{"duration»:1474,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Circ.easeInOut»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:4,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:6,"properties»:{"x»:0,"y»:-1474,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:5,"properties»:{"duration»:1474,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Circ.easeInOut»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:4,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:6,"properties»:{"x»:0,"y»:-1474,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:5,"properties»:{"duration»:1474,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Circ.easeInOut»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
T

ДЕНИС ЧУЖОЙ: «В комики часто выходят люди из низших слоев — те, кто хватается за любую возможность»


Комик из Курской области выступает по всей России, рвет твиттер, собирает щедрые просмотры на YouTube и высмеивает обитателей «Одноклассников». В интервью Правила жизни Денис объяснил, почему комиками становятся не от хорошей жизни, поставил диагноз комментаторам из соцсетей и выдал инструкцию по написанию хорошей шутки.

<iframe src="//vk.com/video_ext.php?oid=-4829&amp;id=456239356&amp;hash=4ed5592e71b65615&amp;hd=2&amp;autoplay=1" width="960" height="540" frameborder="0" allowfullscreen="allowfullscreen"></iframe>

Мои бабушка и дедушка живут в Курской области, откуда ты родом, поэтому я в детстве там проводила немало времени. Как считаешь, в чем особенности чувства юмора твоих земляков?

Курская область долго была ссыльным уделом. Соответственно, юмор немного обреченный. Куряне спокойно воспринимают шутки про смерть, в отличие от других жителей России. Вот так с кем-то разговариваешь, бросаешь между делом: «Да, у нас был мужик — и умер» — и на тебя косо смотрят. Или рассказываю московским знакомым, что в Курске несколько лет назад прям во время свадьбы умер тамада — а я над этой историей смеюсь до слез, — меня никто не понимает.

Ты же тоже, кажется, то ли тамадой, то ли ведущим на корпоративах работал?

Ведущим в Курске, было дело. Корпоратив «Теле 2», а через два дня — «Билайна». Я чувствовал себя ужасно, такой обслуживающий персонал. Представь, средний маркетолог курского офиса «Билайн» сидит, развалившись в кресле. Лицо у него при этом такое, будто это он основал «Билайн» или даже придумал мобильную связь вообще. И он мне говорит: «Ну, давай, расскажи что-нибудь из шуток». Я потом, как в фильмах про изнасилование, сидел в горячем душе долго после этого корпоратива.

Вот я разговариваю с тобой и понимаю, что у тебя, в отличие от большинства выросших в Курске, вообще нет акцента, эканья узнаваемого. Как так?

Меня в детстве тетя била по губам за «гэканье». Говорила: «Тебе когда-нибудь пригодится чистая речь, когда станешь образованным человеком и уедешь от нас, поэтому никогда так не говори».

Тебя в Курске узнают? Кто популярнее на родине, ты или Вова XXL (тиктокер-миллионник из Курска, оскорбивший представителей ЛГБТ-сообщества. — Правила жизни)?

Ух, классная компашка, это многое говорит о Курске. Ну, наверное, Вова XXL. Я думаю, даже в топ-десять самых популярных людей города не вхожу. Как-то мы с женой пошли в местный клуб, MC такой выходит и говорит: «А сегодня у нас на вечеринке сам Денис Чужой!» — и гробовая тишина.

По моим ощущениям, люди в Курске словно застряли во времени. Да, там есть интернет, но всему стендапу люди предпочитают КВН по телевизору. Откуда ты такой там взялся?

Ну да, я еще и сам играл в КВН. При этом мне не было смешно, просто на тот момент это был единственный вариант самореализации в комедии, но уже я смотрел стендапы какие-то, пиратские западные переводы. Потом стендап начал потихоньку зарождаться в России, и я организовал открытый микрофон (мероприятие, где с шутками может выступить любой желающий. — Правила жизни) в Курске. Помню, тогда я написал шутки пятерым комикам из десяти, чтобы просто микрофон состоялся. А вскоре меня, слава богу, позвали в Москву. И я уехал.

Если ты счастливый человек, то вряд ли начнешь заниматься комедией. Потому что комедия — это компенсация за то, что ты в какой-то области отстаешь

Кто позвал?

Журнал Maxim. Я в твиттере много шутил, и они это заметили. Моя должность официально называлась «digital-директор», но по факту я был SMM-щиком. Дело было в 2013 или 2014 году.

Какие у тебя амбиции были при переезде? О чем мечтал?

Не было вообще никаких амбиций, просто хотелось переехать в Москву и как-то построить более комфортную жизнь. Я потом уже пробовал писать сериалы Незлобину, какие-то тексты свои протолкнуть в СМИ, подрабатывал копирайтером.

Ты много делаешь для популяризации стендапа в России, статьи пишешь, объясняешь особенности и историю жанра, переводишь выступления. А к чему эта деятельность? Мог бы все изучить сам и быть самым прокачанным по теме.

Если никто не будет понимать стендап, то никто не будет на него ходить. Я для себя этим и занимаюсь, рассказываю своим подписчикам, что есть вот такой жанр, можно приходить на мероприятия и кайфовать. А так мне есть перед кем выступать.

В паблике «Филиал Одноклассников» и шоу «Класс народа» ты высмеиваешь любовь наших граждан к ура-патриотическим и просто упоротым комментариям, странным картинкам. Как знаток камеди-культуры разных стран, скажи, например, пожилые американцы тоже своих внуков гифками с лебедями заваливают?

Ну вот про визуальную сторону не знаю, но комментарии дурацкие в фейсбуке пишут, я часто натыкаюсь.

брюки, пиджак, все Roma Uvarov Design; кеды, Converse x NBA

Вот ни я, ни мои знакомые никогда не пишем чужим людям комменты. Как бы ты охарактеризовал тех, кто пишет?

Это очень своеобразно настроенные люди. В тех же «Одноклассниках», мне кажется, собрана наиболее активная аудитория. Люди очень вовлечены во все новости, эмоционально реагируют, с пол-оборота заводятся. Бывает, что там, где во «ВКонтакте» пять комментариев под новостью, в «Одноклассниках» полторы тысячи может быть: то есть там кто-то поругался в начале — и все, и пошла цепная реакция. В «Одноклассниках» люди без иронии, искренне пишут: «Вот этих надо повесить, а эти — молодцы». Причем это не то чтоб негодяи или злые люди. Заходишь на страницу к этому человеку — он искренне радуется, с детьми, с внуками тусит.

Ты же не замазываешь имена и аватарки комментаторов на скриншотах? Были конфликты с героями?

Когда человек наговаривает на статью себе, я меняю ему фамилию, чтобы из-за меня ни у кого не было проблем. Однажды мне позвонили организаторы мероприятия, где я должен был выступать, и сказали, что приходил какой-то чувак, хотел поговорить по поводу «Класса народа». А так спокойно. В комментариях люди часто пишут: «Самый страшный кошмар — увидеть в новом выпуске свою мать». Сомневаюсь, что если их страх станет реальностью, они станут это выносить в публичное пространство.

А как твои родственники? Понимают юмор?

Они не знают особо, что я им занимаюсь.



Я пишу по методу Стивена Кинга: у него норма — шесть страниц в день, он их пишет, при этом никак себя не оценивает

Как не знают?! Ну вот спрашивают родные: «А чем ты занимаешься, Денис?»

«Да в рекламе», — говорю обычно. У родственников моя деятельность никогда не вызывала никакого одобрения. Когда я учился в пединституте в Курске и играл в КВН в лучшей команде образца 2008 года («Не взяли в ГИТИС». — Правила жизни), мне говорили: «А сессию-то ты сдал? Ну ладно».

Что делать тем, кому не смешно на стендапе?

Ничего. Кому-то не нравятся оливки, кому-то — мелодрамы, кому-то — стендап. Это нормально. Я недавно размышлял, что есть комики, которые говорят: «Я не трогаю политику, не трогаю социалку, я просто ржаку делаю». Штука в том, что если ты «ржакой» занимаешься, то никогда не будешь смешнее, чем видео с поющей хаски.


Ты часто рассказываешь, что ходишь к психотерапевту. Согласен с мнением, что стендап — это как разновидность психотерапии?


Ну да, только ты немного всегда корректируешь историю.


Насколько?

Фактическую часть я мало докручиваю, то есть я просто ее рассказываю, и если она вызывает какой-то интерес в зале, я накидываю на нее шутки, чтобы было смешнее. Но историй, которые я выдумал изначально, — такого нет.

Как ты считаешь, может ли счастливый человек быть комиком?

Мне кажется, такой человек не пойдет в комедию. То есть, например, если ты был несчастен, ушел в комедию, прокачался и стал счастливым — такое можно представить. А если ты счастливый изначально, то вряд ли начнешь этим заниматься. Потому что комедия — это компенсация за то, что ты в какой-то области отстаешь.

Я начал заниматься КВН в институте, потому что понимал, что я не такой красивый, не такой богатый, не такой интересный, а мне все равно хотелось как-то выделиться, получить какое-то внимание. Ну и вообще в комики часто выходят люди из низших слоев — те, кто хватается за любую возможность. Плюс когда ты только начинаешь заниматься комедией, первый год, а то и больше, выступаешь в каких-то дерьмовых крошечных барах. И не получаешь ни финансового, ни эмоционального вознаграждения от происходящего. Люди, у которых есть возможность добыть кайф другим способом — своими финансовыми возможностями, красотой и умом, подумают: «На хрен я терплю это дермо, если я могу гораздо легче стать веселее и счастливее?» — и уходят. А надломленные, странные, некрасивые подумают: «Ну все, наверное, других вариантов нет, поэтому продолжу здесь этим дерьмом заниматься».

Денис, ты сейчас полностью живешь за счет стендапа?

Стендап, плюс чуть-чуть YouTube приносит.


Одногруппники знают, чем ты занимаешься?

Если бы меня года три назад спросили, что со мной будет дальше, я бы, скорее всего, описал жизнь хуже, чем она есть сейчас

Узнали недавно, потому что я в инстаграм выложил афишу большого концерта в ЗИЛе. Они такие: «Чего? А можно мы сходим?» А у меня все билеты были уже проданы, и я смог им намутить места только на ступеньках. И вот выхожу на сцену и вижу, что посреди зала на лестнице сидят мои одногруппники.


А зачем ты пошел учиться на сценариста?

Стендап — это рассказывание историй, поэтому я хочу понимать, что и как. Еще я как-то придумал синопсис для фильма и предложил подруге-продюсеру, говорю: «Есть такая идея», она в ответ: «Класс, напиши, принеси нам». Я сел, написал страницы четыре и понял, что я не понимаю вообще, что делать. Оказалось, что написание истории — это не про талант, не про вдохновение, а про обладание определенными навыками и инструментами. И ты можешь сколько угодно сам читать учебники по сторителлингу, но все равно это не то же самое, как когда преподаватель разбирает твой текст.

Глобально — это чтоб сценарии к фильмам писать?

Во-первых, я бы хотел наконец-то сделать концерт цельной историей, чтобы не облажаться в этом, потому что я уже сделал один концерт — и недоволен. Во-вторых, клево было бы фильмы писать. Потому что всегда, когда смотришь русские комедии, думаешь: «Я могу так же».

А что ты думаешь про русские комедии? «Холопа» смотрел?

«Холоп» классно работает на уровне того, что народ не очень любит богатых, а тут ему дали над богачами поиздеваться. Забавный, но я бы, кажется, смешнее сделал.


Что еще из нашего кино понравилось?



«Папа, сдохни» мне очень понравился. Классный, веселый и такой отрывной — при этом провалился в прокате. Мне нравятся, скорее, какие-то такие русские фильмы — не очень мейнстримные. Для меня образец русской комедии — это «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова.

Ну это такая трагикомедия про Русь, все в таком неприятном свете. Тебе, кстати, прилетало когда-нибудь за то, что ты страну только и критикуешь?


Я и хорошее замечаю. Если с плохим справимся — вообще шикарно будет.


Ты меняешь свою программу, когда в тур ездишь, в зависимости от региона?

Это не имеет смысла, потому что интернет сейчас все уравнял. Пару лет назад — да, какие-то политические шутки не работали в регионах, люди как будто бы боялись, посматривали на выход из зала. А сейчас то, что работает в Москве, работает и в регионах. Нет такого, что публика какая-то принципиально другая. Все в одном информационном поле, все всё понимают.

Можешь рассказать, как ты работаешь над шутками, как пишешь?


Есть формула «сетап — панчлайн». Поначалу так делаешь, потом уже на автомате мозг заполняет пробелы. Я пишу по методу Стивена Кинга: у него норма — шесть страниц в день, он их пишет, при этом никак себя не оценивает. Я же пишу три страницы и потом через какое-то время возвращаюсь к этим заметкам, подчеркиваю карандашом, что из этого похоже на потенциальную шутку, собираю кусок, иду показываю его в баре — ну и все. Дальше запускается процесс, когда плохое уходит, смешное дорабатывается.

Ты активен не только на сцене, но и в ютьюбе, «ВКонтакте», твиттере, у тебя и подкаст имеется. Для какой платформы легче всего придумывать шутки?


Я не разделяю сразу, куда что попадет, а просто пишу, например, концерт. Если вижу, что шутка туда не встает, то сливаю ее в твиттер. Ну да, как отходы производства. Подкасты — вообще никак к ним не готовишься и никак не пишешь. Я не знаю, где там аналитика, поэтому пользуюсь тем, что никакой обратной связи не получаю, и просто болтаю про все.

Тебе по мироощущению люди в какой соцсети ближе?

В твиттере, потому что, наверное, мне везет с подписчиками, нет совсем неадеквата какого-то. Если тебе кто-то что-то странное написал, то этому человеку напихают потом.


А бывает обидно за комментарии в твой адрес?

Сейчас уже нет — я привык. Первые разы что-то могло выбить на полдня из колеи, а сейчас ты понимаешь, что мнение этого человека в целом ничего не значит. Ну то есть почему я должен слушать этого чувака, кто этот чувак такой, чтобы я всерьез воспринимал его мнение?


Что ты делаешь, когда на сцене шутишь, а никто не смеется?

Дальше двигаюсь, причем не анализирую, что и почему. Ты же пробуешь разное, в какие-то крайности пытаешься удариться, не работает — окей, ну все, получил обратную связь. Странно из-за этого расстраиваться. Опять же, реакция из-за частоты выступлений зависит. Я вот недавно проехался по Сибири — там чуваки выступают по два раза в месяц всего, потому что негде. И если кто-то один раз не смеялся — их это ломает.


А у тебя сколько выступлений?


Я стараюсь раза три-четыре в неделю. Но я семейный человек, плюс еще учусь. А есть ребята, которые выступают по четыре раза в день.


Ты дома работаешь? Диван не отвлекает?

Отвлекает, конечно. Пару раз в неделю мы там с Чебатковым (речь идет о комике Евгении Чебаткове. — Правила жизни) встречаемся где-нибудь в кафе. Иногда с Сашей Гришаевым. Садимся часа на два: первый час я читаю кусок, получаю фидбэк. Затем мы просто болтаем на эту тему, в разговоре рождаются шутки.


Мне всегда было интересно, как не надоедает одно и то же повторять вечер за вечером?


Ну если прям одно и то же, то надоедает. Если ты доволен уже материалом, то его лучше просто снять на видео и отдать в прокат, и все.

Как ты считаешь, должен ли зритель уходить с выступления, если ему вообще не нравится?


По негласному этикету лучше уходить между выступлениями. Когда один комик ушел и выходит ведущий, можно делать все, что угодно. Ведущие для этого и нужны. А если сольник? Тут нужно заранее понимать, на кого идешь, посмотреть видео. Хотя вот два раза у меня люди уходили — ну ок, ничего страшного.


У тебя есть какой-то ритуал после важных выступлений? Рюмочку, например, выпить?

Предложенный тобой ритуал — очень плохой. В смысле, это клево, когда редко выступаешь — и каждый раз как праздник. А когда, условно говоря, у тебя восемь дней и восемь концертов, то если ты будешь рюмочку закидывать после каждого концерта, это очень кривая дорожка. Я просто сижу в гримерке полчаса, потом слушаю в наушниках песню моего друга-музыканта и иду довольный по улице.


А райдер имеется?


Я сам себе по райдеру все покупаю в «Пятерочке» и заношу в гримерку.

У тебя сейчас второй тур по России. Какой город больше всего понравился?


Во всех городах жители говорят: «У нас такой город — ну, конечно, грязноватенький, но свой». А в Краснодаре все любят свой город, говорят: «Поехали, мы тебе покажем парк вокруг стадиона, он правда охрененный». Я больше нигде не встречал такой любви к своему городу. Я в какие-то моменты даже думал: «*** [блин], может, я тоже перееду в Краснодар из Москвы?»

Скажи, а как комики себя ведут в обычной жизни? Много юморят?

Юморят те, кто в Сomedy Battle участвует, — они постоянно на тебе проверяют шутки, но это в конце концов начинает бесить.

А ты какой по жизни?

Обычный, никакой, безэмоциональный.

Режиссер — Кирилл Кулагин

Оператор — Артем Замашной

Диджитал-директор — Анастасия Полетаева

Старший редактор — Жанель Куандыкова

Интервью — Татьяна Столяр

Бренд-директор — Анастасия Подольская

Продюсеры — Анастасия Милованова, Инна Жаркова

Администратор на площадке — Дмитрий Житнушкин

Художник по свету — Мика Минасян

Кино осветитель — Илья Марченков

Сценический светооператор — Анна Шкумат

Сценический осветитель — Алексей Савинов

Стейджменеджер — Роман Симачев

Работник сцены — Ростислав Ченчеров

Механики — Денис Дубицкий, Евгений Белозеров

Фокус- пуллер — Александр Привалов


Фотографы — Turkina Faso, Даша Почерк

Ассистенты фотографов — Александр Куликов, Иван Филюшин, Константин Руденко

Стилист — Ольга Чуковская

Ассистент стилиста — Сергей Стифонов

Костюмер театра — Екатерина Феофанова

Макияж и прически — Юлия Точилова, Фариза Родригез

Монтаж — Кирилл Кулагин, Евгений Труфанов

Звукорежиссер — Иван Меркулов

Звукооператор — Митя Крупеня

Звукорежиссер театра — Татьяна Парьева

Музыка: Нина Карлссон — Princess of the Sheep; Ebb Loops — Untitled; The Thunderbeats — Lazy Afternoon

Цветокоррекция — Дмитрий Литвинов

Редакция Правила жизни выражает благодарность сотрудникам театра Crave и лично Елизавете Павловой за помощь в организации и проведении съемки.

Также благодарим социальную сеть ВКонтакте за поддержку проекта


{"width»:1292,"column_width»:177,"columns_n»:6,"gutter»:45,"line»:20}
true
960
1290
false
false
false
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}