Василий Медведев: «В юморе есть несколько фундаментальных тем, которые смешат людей, — говно, секс и проблемы с противоположным полом»
ваСИЛИЙ МЕДВЕДЕВ: «В юморе есть несколько фундаментальных тем, которые смешат людей, — говно, секс и проблемы с противоположным полом»
Василия Медведева называют «православным комиком» и главным экспериментатором в российском стендап-сообществе. Диапазон его юмора варьируется от шуток про онанизм, Библию и храмы до детской онкологии — Медведев действительно много экспериментирует, оттачивая свои выступления на открытых микрофонах по несколько раз в день. Правда, про церковь он шутит уже не так часто — сейчас его интересует тема смерти и отношений. В интервью Правила жизни Вася рассказал, как в одном стендапе пошутить одновременно про церковь и говно, почему он не нравится широкой публике и на каких шутках люди уходят с его выступлений.
Ты совсем не ведешь инстаграм. Я смотрела перед интервью: у тебя закрытый аккаунт на 200 человек.
Я даже удалял его в один момент.
Почему?
Мне там не очень интересно. Но все говорят, что надо, поэтому, наверное, в какой-то момент я начну его вести — публиковать афиши и все такое.
А в такой одежде тебе комфортно? (Интервью состоялось на съемке проекта Правила жизни Stand Up в театре Crave, Вася был одет в яркую футболку с принтом и широкие брюки. — Правила жизни.)
(Cмеется.) Да, нормально. Я бы, конечно, не стал ходить в таких штанах, но футболка мне нравится, я бы ее забрал.
А ты уделяешь внимание своему внешнему виду на выступлениях?
Нет, я стараюсь выглядеть максимально просто, чтобы глаз ни за что не цеплялся. Броская одежда отвлекает, это плохо для выступления, поэтому комики часто надевают на сцену однотонные вещи. Я выступаю в одежде, в которой хожу каждый день, поэтому покупаю с расчетом, что это можно надеть на выступление.
Не все люди готовы слышать шутки с позицией. Очень многие напрягаются
В интернете о тебе пишут как о «православном комике». Ты сам дал себе такое определение или тебе приписали?
Скорее, приписали. Я просто вырос в православной культуре и православной семье, я крещеный человек, и, конечно, это как-то на меня повлияло.
Они тебя поддерживают со стендапом?
Да, когда у меня стали выходить эфиры на ТНТ, они начали смотреть, поддерживать и даже хвалить. Но до этого было сложно: отец видел что-то в интернете, и его какие-то вещи сильно напрягали. Это был сложный период отношений.
В чем это проявлялось?
Мой отец — человек старой закалки, ему было непонятно, почему я говорю ужасные вещи со сцены, почему я говорю про Бога, про родителей, зачем вообще так говорить. Ему это было непонятно, и он меня осуждал. Мы с ним до сих пор до конца не обсудили стендап — обходим эту тему в разговорах.
А мама?
Мама поддерживает позицию отца, но не так остро реагирует. Она более понимающая. Но она особо не смотрела мои стендапы — наверное, боится там что-то не то увидеть. Ну и правильно, я считаю. Родителям лучше меня не смотреть.
А ты сам веришь в Бога?
Я никогда ни в чем не уверен. Мне нравится верить в разные вещи.
В какие, например?
Я слышал разные сверхъестественные истории. Однажды повстречал шамана — мне было 16 лет, мы гуляли с девушкой на первом свидании и случайно встретили его у Москвы-реки. Мы с ним долго сидели, пили, курили, он что-то рассказывал про наши жизни и делал предсказания. Интересно, что после разговора мы с девушкой просто разъехались по домам. Как будто это было не свидание, будто мы специально встретились, чтобы пойти к шаману. Мне нравится представлять, что сверхъестественное реально. Мне так интереснее жить.
футболка, Ssanaya Tryapka; брюки, Gucci; ботинки, Moresсhi
У тебя есть стендап о том, как воспитать собственную тещу. Это такой абсурдистский юмор, нагромождение невозможных вещей. Как ты придумываешь такие шутки?
Просто придумываю идею и как-то ее развиваю. Мне нравится искать в обычных вещах непонятную логику.
Ты запоминаешь свои шутки? Я читала, что ты записываешь их и нумеруешь.
Старые шутки не помню. А новые нумерую, да, и записываю в тетрадку.
А сколько у тебя таких тетрадей?
Сложно сказать. Может быть, штук десять. Тетради я тоже нумерую: есть отдельная тетрадь с шутками, с которыми я выступаю, есть тетрадь для шуток, которые находятся в разработке. Идеи и какие-то свои свежие мысли я тоже записываю в отдельную тетрадь.
Ты шутишь на совершенно разные темы. Есть шутки про онанизм, Гарри Поттера, про геев. Как ты сам характеризуешь свой стендап? В каком жанре ты работаешь?
Не знаю, на самом деле. Я просто пытаюсь сделать интересную комедию, которую сам бы хотел смотреть. Стараюсь что-то новое придумать, брать какие-то темы, на которые я бы хотел услышать шутки. Например, в последнее время мне нравилось шутить про животных, а сейчас больше про смерть, отношения и семью.
Ты считаешь, что есть какой-то недостаток шуток про смерть?
Меня просто волнует это сейчас, такой у меня период в жизни. Бывает просто интересная тема — например, я бы хотел послушать шутку про дежавю. Я знаю мало шуток на эту тему. Есть хорошие, но хочется больше, и я сейчас работаю над этим. Если у меня в жизни что-то происходит, я, естественно, тоже про это пишу.
В каком ключе тебя сейчас волнует смерть?
В прошлом году у меня был период, когда были какие-то боли и я загонялся по поводу своего здоровья — у меня были панические атаки и много ездил по врачам. В этом контексте у меня развивались разные фобии. Я был уверен, что умру в ближайшее время. А по поводу отношений: я недавно расстался с девушкой и сейчас меня эта тема очень волнует. Я написал очень негативный блок про семью, про то, что люди слишком оптимистично настроены, когда вступают в семейные отношения. И про то, что я хочу трахаться, но мне не нравится то, что секс превращается в потребность.
Градус эмоционального напряжения в выступлении должен нарастать. После шуток про говно нужно что-то посильнее
Ругаешь институт семьи? Это же главная скрепа нашей страны.
Я не говорю, что семья переоценена. Я считаю, что это важно. Просто меня удивляют люди, которые заводят семью. Я пытаюсь выделить негативные моменты и посмеяться над ними. Но пока люди очень сильно напрягаются — не все готовы слышать шутки с позицией. Люди не готовы воспринимать позицию какого-то незнакомого чувака. Такая проблема есть.
А как заходят шутки про церковь после шуток про говно?
Могут нормально зайти, но я бы поставил сначала про церковь, а потом про говно. Потому что после шуток про говно нужно что-то сильнее, градус эмоционального напряжения должен нарастать.
А ты часто наступаешь на общепринятые позиции?
Стараюсь. Это интересно делать на сцене.
Кто-то же может агрессивно отреагировать. Не боишься таких ситуаций?
Мне неприятны такие моменты, но я не могу этого не делать. Мне тоже должно быть интересно. Мне хочется сказать что-то новое, непривычное, показать людям другую точку зрения. Я люблю такой эффект от стендапа — ты как будто сам немного меняешься после выступления.
Как ты считаешь, ты нравишься людям?
Нет, скорее не нравлюсь. Мне люди не простят что-то жесткое.
Почему ты так считаешь?
Потому что я так выгляжу и такое впечатление произвожу. Им легко против меня настроиться.
А что ты имеешь в виду под «так выгляжу»?
Это психологическая какая-то штука. То, как комик себя ведет, как он выглядит и как он себя преподносит. У людей это вызывает определенную реакцию. У меня есть теория про Сашу Малого — он самый likable комик из всех. Он выходит — и для всех он «малой». У всех есть какой-то друг или знакомый «малой». «Малому» можно вообще всё простить. Он выходит и говорит: «П***!», а все такие: «А, ну вот это малой». Если я скажу «п***», меня спросят: «Ты что вообще такое говоришь?» Но я никогда не был природным комиком, который может легко рассмешить компанию незнакомых людей.
То есть ты не был смешным в школе?
Я был смешным в своей компании, придумывал приколы для друзей, но именно в школе меня смешным не считали, если я не вытворял какую-то глупость — в такие моменты надо мной могли посмеяться.
Ты хочешь быть популярным?
В будущем да, хотел бы. Я бы хотел собирать концерты, залы, театры, ездить в туры не только по России, но и за рубежом. Хотел бы каждый год выпускать новую часовую программу и собирать больше людей, наращивать «свою» аудиторию, потому что на меня по-прежнему ходят новые зрители, которые просто хотят «посмотреть стендап». Я делал сольный концерт в «Гоголе» в прошлом году, и пришло человек семь. Это несерьезно.
Какая публика ходит на большие площадки типа Stand Up Club #1 и StandUp Store? Мне кажется, это люди, которые просто хотят посмеяться и весело провести время.
Чаще всего да. Ну вот в Stand Up Club #1 иногда приходит публика с их YouTube-канала, которой интересно послушать новый материал. Таких людей много на открытых микрофонах, и там как раз очень комфортно выступать.
Какие темы ты считаешь для себя недопустимыми в юморе?
Таких нет.
Если мне нравится шутка и она для меня важна, мне все равно, как отреагируют люди
То есть ты можешь пошутить про мечети и не будешь извиняться?
Я могу извиниться, если я по-настоящему обидел кого-то. Я не пишу обидных шуток и стараюсь не писать спекулятивную комедию.
Естественно, никто не задается целью кого-то специально оскорбить. Но может выйти так, как вышло с Сашей Долгополовым (на Долгополова пожаловались из-за шутки про Иисуса, полиция начала проверку, и комик на некоторое время уехал из страны. — Правила жизни). Не боишься ли ты таких ситуаций?
Я пишу то, что мне нравится писать. Я не хочу думать о каких-то последствиях. И без того шутки писать сложно, а если себя еще ограничивать в темах — то как вообще работать?
Но про власть ты особо не шутишь.
Не шучу — неинтересно просто. Я рассказываю только про интересные мне вещи. Я никогда не верил в какую-то вселенскую справедливость, поэтому я не расстраиваюсь по поводу происходящего. Просто стараюсь быть максимально подальше от этого всего и жить, не думая об этом. Мне так легче.
Ты зарабатываешь достаточно на стендапе, чтобы ничем больше не заниматься?
Да.
Как часто ты выступаешь?
Каждый день по несколько раз.
Это не тяжело физически и морально?
Сложно бывает, да. Но когда входишь в такой ритм, просто привыкаешь. Мне нравится выступать, я работаю над новым материалом. Я занимаюсь тем, что мне нравится.
Мне всегда было интересно: многие комики производят впечатление очень замкнутых и стеснительных людей в жизни, а на сцене как будто меняются. Как это работает вообще?
Я пытаюсь просто повеселиться и хорошо провести время с этими людьми. Мне хочется установить с ними контакт и рассказать им что-то. Что я чувствую? Я уже давно не волнуюсь, когда выхожу на сцену. Некоторое волнение есть, только когда рассказываю новый материал, который мне близок, — я переживаю, как его воспримут.
А что ты делаешь в ситуациях, если материал вообще не работает?
Как правило, у меня нет плана Б. В таких ситуациях я просто дорасскажу то, что мне важно. Если мне нравится шутка и она для меня важна, мне все равно, как отреагируют люди. Конечно, было бы легче, если бы они всё же как-то отреагировали.
С твоих стендапов когда-нибудь уходили люди?
Конечно.
Лучшая комедия — та, что идет вразрез с популистскими мнениями комментаторов в интернете
В какие моменты это происходило?
По-разному. В последний раз, помню, я начал выступление с того, что я хочу трахаться, и две девушки с первого ряда встали и ушли.
Ты это как-то обыграл?
Ну да. Сказал: «Так это и в жизни происходит обычно».
Ты потом эти ситуации анализируешь?
Я понимаю, что не все готовы. Я не осуждаю людей, когда они уходят. Я же на разные темы выступаю — не получается без каких-то пограничных вещей. В этом ничего странного нет. Но я не могу не быть собой. Людям это может быть неприятно.
А как такой «не likeable» комик, как ты, попал на ТНТ?
Не знаю, мне всегда было интересно там поработать, и я просто как-то пересекся удачно с какими-то людьми. Ходил на открытые микрофоны, на технические вечеринки, чтобы попасть в рубрику, но долгое время не было никакого фидбэка. Потом меня просто позвали, и все дальше пошло.
Что ты думаешь про новый интерес к стендапу? Стендаперов же называют «новыми рэперами».
Да, слышал такое. Это прикольно, мне нравится, что стендап в каком-то интересном подъеме. Люди будут активно ходить в ближайшее время точно. Это здорово, значит, мы будем востребованы какое-то время.
Как думаешь, сколько это продлится?
Не знаю. Надеюсь, подольше.
Важны ли тебе деньги?
Да, конечно. Это не цель, но я хотел бы стать богатым в будущем. Чтобы у меня была возможность делать то, что я хочу.
Режиссер — Кирилл Кулагин
Оператор — Артем Замашной
Диджитал-директор — Анастасия Полетаева
Старший редактор — Жанель Куандыкова
Интервью — Жанель Куандыкова
Бренд-директор — Анастасия Подольская
Продюсеры — Анастасия Милованова, Инна Жаркова
Администратор на площадке — Дмитрий Житнушкин
Художник по свету — Мика Минасян
Кино осветитель — Илья Марченков
Сценический светооператор — Анна Шкумат
Сценический осветитель — Алексей Савинов
Стейджменеджер — Роман Симачев
Работник сцены — Ростислав Ченчеров
Механики — Денис Дубицкий, Евгений Белозеров
Фокус- пуллер — Александр Привалов
Фотографы — Turkina Faso, Даша Почерк
Ассистенты фотографов — Александр Куликов, Иван Филюшин, Константин Руденко
Стилист — Ольга Чуковская
Ассистент стилиста — Сергей Стифонов
Костюмер театра — Екатерина Феофанова
Макияж и прически — Юлия Точилова, Фариза Родригез
Монтаж — Кирилл Кулагин, Евгений Труфанов
Звукорежиссер — Иван Меркулов
Звукооператор — Митя Крупеня
Звукорежиссер театра — Татьяна Парьева
Музыка: Нина Карлссон — Princess of the Sheep; Ebb Loops — Untitled; The Thunderbeats — Lazy Afternoon
Цветокоррекция — Дмитрий Литвинов
Редакция Правила жизни выражает благодарность сотрудникам театра Crave и лично Елизавете Павловой за помощь в организации и проведении съемки.
Также благодарим социальную сеть ВКонтакте за поддержку проекта