Александр Малой: «Даже если я не буду получать за это деньги, я буду выступать — и, может, даже умру на сцене»
Александр Малой: «Даже если я не буду получать за это деньги, я буду выступать — и, может, даже умру на сцене»
В далеком 2011 году он считался самым юным участником «Comedy Баттл». С тех пор московский комик повзрослел, научился шутить про секс на грани и вкалывать так, как коллегам по юмористическому цеху и не снилось. В интервью Правила жизни Малой рассказал, почему оберегает родителей от своего юмора, с какой стати считает стендаперов лучшими людьми на земле и во имя чего он готов умереть на сцене.
На одном сайте про стендап я прочла такое твое описание: «Богохульник, нахлебник, оптимист, без цели в жизни, алкоголик, бизнесмен, азартный игрок, бандит с окраин Готэма, безудержный весельчак». Что из этого правда?
Нет, это не про меня, и даже если кто-то написал это так про меня, не надо так буквально воспринимать это, конечно. Комедия — это не буквальность.
Насколько то, о чем ты шутишь, соответствует реальности?
Реальности — на 90 %, я думаю. Ну на 80 % точно. Остальное — утрирование и гиперболизация. Шутка — это ведь всегда какой-то парадокс, или несостыковка, или игра на эмоциях.
Тебе когда-нибудь доставалось из-за шуток?
Из зала пару раз кричали, угрожали, но до рукоприкладства не доходило. Это нормально, что кто-то хочет меня побить. Сумасшедших полно на этой земле. В основном на стендап все же ходят адекватные люди. Агрессивные, думаю, не ходят, потому что им будет скучно.
Они могут увидеть в интернете вырванный из контекста отрывок и оскорбиться.
если меня изобьют на улице, я буду респектовать чуваку за проделанный труд по определению моего местонахождения.
И что, они будут ловить меня на улице? Насколько должна быть жизнь, извините, бесцельная, что ты будешь заниматься подобной фигней?
Таких людей довольно много.
Ну если меня изобьют на улице, я буду респектовать чуваку за проделанный труд по определению моего местонахождения.
Три года назад ты говорил, что в Москве сложная публика, реакцию сложно предугадать. Сейчас так же думаешь?
В Москве уже другая публика, глобально — шутки заходят лучше. Везде бывают сложные залы. Конечно, да, в Москве по-прежнему определенная публика. В провинциях все заходит в разы лучше, потому что там сфера развлечений не так сильно развита, как у нас в городе. В столице стендап — это один из способов развлечься, а во многих других городах — единственный.
Меняешь программу в зависимости от города?
Комедия — это универсальный язык, который понятен везде, в любом городе и стране. Мы с Васей Медведевым (комик, участник проекта Правила жизни Stand Up) как-то ходили в Эдинбурге, на фестивале «Фриндж», на выступление ирландского комика. Он говорил на очень плохом английском, но нам все равно было смешно, потому что он классно отыгрывал, выглядел в целом комично, и мы все ржали, хоть и не понимали ни слова. Так что комедию можно донести до всех.
Твой юмор — тоже универсальный?
Я перевожу на английский язык, я выступаю на английском, поэтому да. Какие-то шутки, основанные на стереотипах, конечно, заходят только в России. У нас еще могут смеяться над гомофобными, расистскими и сексистскими шутками. Вывезешь такой материал за границу — они не поймут, для них это оскорбительно. Но я такие шутки не пишу. Стремлюсь к универсальности.
Как твоя мама реагирует на шутки про нее?
Ну... Мои родители не смотрят мои выступления.
Как так?!
Я ограничиваю их от этого. Я прекрасно понимаю, что мои родители за люди — они консервативные, поэтому им это не понравится, уверен на 100 %.
Есть мнение, что самоирония — это защита. Например, Ксения Собчак начала называть себя лошадью, чтобы показать: меня не трогают ваши обзывательства. Что думаешь?
Я думаю, это просто ход. Такой же, например, как отвечать позитивом на агрессию. Такой трюк обычно использую, когда ссоримся с девушкой. Она кричит — я спокойно выслушиваю с улыбкой. В конце спрашиваю: «Хорошо, ты закончила? Будем продолжать любить друг друга раньше».
рубашка, брюки, все Gucci; обувь, Converse x NBA; очки, Andy Wolf
Должен ли у комика быть тяжелый бэкграунд?
Необязательно. Но в основном у комиков он как раз такой — им пришлось нелегко. Взять того же Луи Си Кея: это сейчас он успешный, снимает кино, сериалы, выдает лучший на земле стендап, а ведь жизнь у него была не очень. Но, может быть, я чего-то не знаю.
Ты смеешься, когда видеозаписи Луи Си Кея смотришь?
Я в целом легкий на смех, меня легко рассмешить. И на выступлениях наших ребят в клубах смеюсь.
Тебе в этом году стукнет тридцать лет. Боишься?
Я, честно говоря, уже как-то смирился, что в мозгу происходят определенные изменения и ты внутренне начинаешь задавать себе больше вопросов. Я еще в 25 лет офигел, когда нахлынули вопросы: кто ты, что ты, имеет ли это все смысл, нужен ли ты миру вообще? В 27 было еще серьезнее, так что я уже просто привык.
А внуков родители требуют?
Конечно. Я отмахиваюсь: вот-вот, уже вот-вот.
Что делать людям, которым не смешно от стендапа?
Смотреть что-то другое. Все разные: по-разному воспитаны, по-разному образованны, в разных условиях росли — надо искать себе по вкусу, благо видосов на ютьюбе множество.
Как стендап повлиял на твою жизнь?
Если бы не стендап, я был бы тупорылым обсосом.
Почему?
Мне кажется, я был им... Хм, интересный вопрос. Стендап помог справиться с психологическими травмами, внутренними проблемами.
Ты ходил к психотерапевту?
Нет, мне говорили, что не помешало бы сходить, но мне кажется, я и сам справляюсь. То есть я понимаю какие-то свои минусы, свои запары. Я взрослый парень, мне 29 лет, так что я знаю, что я за человек, я прекрасно понимаю, над чем надо работать.
Ты же так и не окончил ВШЭ? На каком факультете учился?
Я был на экономическом, потом на госмуниципальном управлении, потом на логистике...
У нас еще могут смеяться над гомофобными, расистскими и сексистскими шутками. Вывезешь такой материал за границу — они не поймут, для них это оскорбительно. Но я такие шутки не пишу.
Чего тебя так мотало?
Не хотел вылетать потому что. Для моих родителей было очень важно, чтобы я учился в институте.
А если бы поступал ради себя, на кого б сейчас пошел учиться?
В альтернативной вселенной я бы хотел стать химиком, изучать микромир, искать бессмертие. Или физиком. Мне бы хотелось смотреть на мир глазами ученого, понимать, как все устроено.
Тебе хватает денег от стендапа?
Я отношусь к деньгам так: есть и есть. Пока хватает. Трачу на еду в основном, половину денег стараюсь отдать родителям — приятная забота такая. Еще покупаю себе игры на PlayStation. Одежду не покупаю, потому что не разбираюсь в моде.
Я читала, если ты свободен, то сразу ищешь открытый микрофон. Это так?
Да, чтобы выступать каждый день, чтобы быть в форме.
И тебе каждый день хочется это делать?
Конечно да.
Тебе часто девушки пишут в директ?
Пишут. Бывает, и фотки скидывают. Сейчас меньше, потому что не провоцирую особо. У меня есть девушка, я серьезно отношусь к этому, ценю ее как человека.
Ты доволен жизнью?
Я люблю то, чем я занимаюсь. Даже если я не буду получать за это деньги, то я буду выступать, шутить, писать — и может, даже умру на сцене.
Режиссер — Кирилл Кулагин
Оператор — Артем Замашной
Диджитал-директор — Анастасия Полетаева
Старший редактор — Жанель Куандыкова
Интервью — Татьяна Столяр
Бренд-директор — Анастасия Подольская
Продюсеры — Анастасия Милованова, Инна Жаркова
Администратор на площадке — Дмитрий Житнушкин
Художник по свету — Мика Минасян
Кино осветитель — Илья Марченков
Сценический светооператор — Анна Шкумат
Сценический осветитель — Алексей Савинов
Стейджменеджер — Роман Симачев
Работник сцены — Ростислав Ченчеров
Механики — Денис Дубицкий, Евгений Белозеров
Фокус- пуллер — Александр Привалов
Фотографы — Turkina Faso, Даша Почерк
Ассистенты фотографов — Александр Куликов, Иван Филюшин, Константин Руденко
Стилист — Ольга Чуковская
Ассистент стилиста — Сергей Стифонов
Костюмер театра — Екатерина Феофанова
Макияж и прически — Юлия Точилова, Фариза Родригез
Монтаж — Кирилл Кулагин, Евгений Труфанов
Звукорежиссер — Иван Меркулов
Звукооператор — Митя Крупеня
Звукорежиссер театра — Татьяна Парьева
Музыка: Нина Карлссон — Princess oOf tThe Sheep; Ebb Loops — Untitled; The Thunderbeats — Lazy Afternoon
Цветокоррекция — Дмитрий Литвинов
Редакция Правила жизни выражает благодарность сотрудникам театра Crave и лично Елизавете Павловой за помощь в организации и проведении съемки.
Также благодарим социальную сеть ВКонтакте за поддержку проекта