Алексей Щербаков: «Я злой, хороший, неприятный человек»

Четыре года назад Алексей Щербаков работал монтажником в Московском метрополитене. Сегодня он — один из самых популярных комиков в России, чьи концерты проходят с аншлагом и солдаутом, а интервью у Дудя набирает 16 миллионов просмотров, а также один из ведущих суперуспешного YouTube-шоу «Что было дальше?». В своих шутках он как будто бы отрабатывает все стереотипы о русских мужчинах сразу, при этом его коллеги в один голос утверждают, что у Щербакова нет никакого сценического образа, а секрет его юмора — в искренности. Мы встретились с Алексеем и поговорили о том, изменили ли его деньги, о феминизме и успехе.
{"points»:[{"id»:4,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:6,"properties»:{"x»:0,"y»:-1474,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:5,"properties»:{"duration»:1474,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Circ.easeInOut»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:4,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:6,"properties»:{"x»:0,"y»:-1474,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:5,"properties»:{"duration»:1474,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Circ.easeInOut»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
{"points»:[{"id»:4,"properties»:{"x»:0,"y»:0,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}},{"id»:6,"properties»:{"x»:0,"y»:-1474,"z»:0,"opacity»:1,"scaleX»:1,"scaleY»:1,"rotationX»:0,"rotationY»:0,"rotationZ»:0}}],"steps»:[{"id»:5,"properties»:{"duration»:1474,"delay»:0,"bezier»:[],"ease»:"Circ.easeInOut»,"automatic_duration»:true}}],"transform_origin»:{"x»:0.5,"y»:0.5}}
T

Алексей Щербаков: «Я злой, хороший, неприятный человек»


Четыре года назад Алексей Щербаков работал монтажником в Московском метрополитене. Сегодня он — один из самых популярных комиков в России, чьи концерты проходят с аншлагом и солдаутом, а интервью у Дудя набирает 16 миллионов просмотров, а также один из ведущих суперуспешного YouTube-шоу «Что было дальше?». В своих шутках он как будто бы отрабатывает все стереотипы о русских мужчинах сразу, при этом его коллеги в один голос утверждают, что у Щербакова нет никакого сценического образа, а секрет его юмора — в искренности. Мы встретились с Алексеем и поговорили о том, изменили ли его деньги, о феминизме и успехе.


<iframe src="//vk.com/video_ext.php?oid=-4829&amp;id=456239365&amp;hash=40a54c00f66ba12e&amp;hd=2&amp;autoplay=1" width="960" height="540" frameborder="0" allowfullscreen="allowfullscreen"></iframe>

Я смотрела твой канал, когда готовилась к интервью. Мне очень понравились рекламные интеграции — например, в ролике, где ты разыгрываешь чувака, который хотел продать тебе какие-то билеты из kassir.ru. Там в конце у тебя заглушка, мол, здесь у меня еще реклама — машина и куртка: «Если вы завидуете, это не мое, а если завидуете — мое!» Это правда реклама?


Это точно не реклама, потому что у меня пока что только одна реклама была за все время — интеграция «Мегафона». Перед тем как выложить видеоблог, я гуглю какие-то товары типа мужская туалетная вода — и везде, где есть серьезные брутальные мужчины, я вставляю свое лицо. Желательно побогаче. В рекламе Bvlgari, например, женщина сидела — я вместо нее тоже свое лицо вставил.


Ты читаешь комментарии?


Поначалу читал.


Если тебе пишут хейтеры, как реагируешь?


Когда чуть ли не родителей и детей оскорбляют (такое тоже бывает, и нередко), блокирую сразу, а так абсолютно плевать. Уже привык. Меня ровно 50 % любят, 50 % ненавидят. Что в инстаграме в комментариях, что в ютьюбе, что под выпусками «ВКонтакте», когда там стендапы выкладывали.


Ты помнишь момент, когда понял, что становишься популярным?


Не знаю. Я записал три монолога, когда появился в «Стендапе» на ТНТ. Тогда была борьба за рубрику «Открытый микрофон», борьба за место в составе. В следующем сезоне я снял пять монологов, потом еще раз пять. Тогда уже начали писать в комментариях: «Почему его не берете? Он классный парень, берите, скорее берите!»


Ты рассказывал в интервью Дудю, что когда ты пришел на свой последний кастинг на ТНТ, тебе сказали: «Лёш, сейчас последний раз, проходишь — проходишь, нет — нет». Что у тебя в жизни тогда происходило?


Я работал в метро монтажником по ночам, а днем на стройке. Но не могу сказать, что столкнулся с какими-то трудностями, я не проходил через огонь, воду и медные трубы. Вообще не понимаю, как я прошел кастинг. Мне сказали: «Приходи на "Открытый микрофон". Я пришел, полгода проходит — и я снимаюсь в "Стендапе" на ТНТ. Всё. Первые свои деньги получаю и еду с семьей в Египет. Возвращаюсь осенью. Они говорят: "Ты еще будешь у нас сниматься?" Я говорю: "С удовольствием!" Снял монолог, потом еще пять. Меня приняли в основной состав.


Тебя жена поддерживала в этом? Не все относятся положительно к творческим профессиям.


Она видела положительные примеры — например, когда я в "Баттле" выступал, естественно, ей прикольно было. Советовала что-то. А по поводу двух работ — как тут не поддерживать? Поддерживаешь, потому что деньги нужны. Она сидит с ребенком, я работаю. Не помню, чтобы она хоть когда-то была против. Мне кажется, это даже больше меня парило: я сажусь на электричку (Алексей с семьей живет в Зеленограде. — Правила жизни), еду в Москву шутки шутить, а она дома с детьми сидит. В 23:40 мне надо уже было на смене в метро быть, из метро меня на машине ребята домой подвозили, утром просыпаюсь и еду на стройку.


Ты ей рассказываешь шутки прежде, чем их пошутить?


Нет, не рассказываю, но ей смешно все, что она слышит от меня. На некоторые вещи может сказать, что это грубо.


А на то, что ты про нее говоришь, как она?


Абсолютно нормально реагирует. Было максимум пара перегибов, наверное.


Когда ты понял, что можешь уйти из метро и со стройки, потому что стендап-комедия тебя обеспечивает?


Стройка, во-первых, просто закончилась, во-вторых, там деньги перестали платить — какие-то идиоты подрядчики были, подонки. Наверное, месяца три я выступал в "Открытом микрофоне" каждый вторник. Потом открылся "Стендап Клуб № 1", говорят: "У нас все будут выступать". Я говорю: "Я тоже буду?" Мне: "Ну да". Начались какие-то концертики, по 5–10 тысяч платили. За неделю можно было два-три раза выступить. Тогда и понял, что стройка, которая и так уже на ладан дышит, точно не нужна — хотя бы спать буду. А из метро я не уходил до последнего, ушел, когда меня уже приняли в основной состав "Стендапа" на ТНТ.


Серьезно?


Да. Я недавно в сторис выложил: четыре года назад в этот день я в метро работал на станции, хотя я уже шестой год в стендапе. Мне нравилось в метро. Там мои кореша, у нас была команда — один взрослый мужик (наш товарищ) и три пацана. Мы садились в его "рено логан" и ездили каждый день на новую станцию, трещали обо всем. Но в метро тоже начался нагляк: разворовали деньги в организации, она начала задыхаться, стали задерживать зарплату. Мне так и не выдали последние зарплаты две, наверное, и жена уже говорила, что с деньгами все в порядке, а я на ночь зачем-то уезжаю, с утра сплю. Но мне тяжело это решение далось, потому что шесть лет там проработал, это уже семья была.


Вы общаетесь сейчас?


Да.


У тебя вообще поменялся круг общения, когда ты стал популярным?


Нет, абсолютно все то же самое. На сто процентов.


Скорее всего, у тебя в жизни появились люди, которые хотят с тобой общаться, потому что ты популярный, потому что ты Леша Щербаков.


Может быть, но я с ними не общаюсь, мне они не нужны однозначно. Плюс я живу в Зеленограде, а это черт знает где.


Ты так и не переехал?


Я абсолютно спокойно живу. Меня ничего не волнует, ничего не пугает, я ни за что не переживаю.

А я и не буду переезжать.


Почему?


Не хочу.


По пробкам долго до Москвы добираться.


Да нормально, час. Я всю жизнь так езжу. Общаюсь с теми же людьми, что и всегда, с одноклассниками вот недавно была встреча.


То есть ни деньги, ни популярность вообще никак в твоей голове ничего не поменяли?


Да нет, наверное. Может, уверенность какая-то появилась, что я чего-то добился, что я не пустое место. Знаешь, это даже больше некая гордость — мне никто не помогал, я все сделал сам. Бывает, едешь на машине и думаешь: "Блин, классно, что у меня все нормально! Как это я так: раз — и всех облапошил!" Если какой-то мажор папочкин понтуется на машине, это некрасиво. Если я буду понтоваться, это тоже некрасиво, но я как будто бы имею [моральное] право. Я сам заработал деньги, сам пошел, купил, сам на ней езжу и выпендриваюсь, потому что она моя. Это если я захочу, но я этим тоже не занимаюсь. Вообще я себе ничего не покупаю, даже вещи, в которых я тут сейчас сижу, мне подарили.


Ты часто шутишь про то, что ты скупой. Так и есть?


Конечно. Мне не нравится тратить деньги, я это не люблю.


А что ты с ними делаешь? Копишь, инвестируешь?


Где-то инвестирую, где-то коплю. Но я не пойду новую обувь себе покупать просто так.


А если жена скажет: "Хочу сумку Chanel"?


Значит, идем жене покупать сумку Chanel. В 50 % случаев. А мне просто ничего не надо. Вот мы приходим в магазин, жена говорит: "Давай тебе купим вот это". Я говорю: "Не надо". — "А вот, смотри, штаны". Я говорю: "У меня есть штаны, я же в штанах сейчас стою, ты чего". Я не могу понять, зачем мне это надо. Вот за детей я готов платить, пусть это будет хоть 150 секций, хоть 100 тысяч в месяц пусть. А мне только машины нравятся, причем не обязательно дорогие. На них мне не жалко, и их продать можно всегда. У меня сейчас пять, и я еще штук пять планирую.

По идее, порог жадности давно уже должен был быть пройден. Но тем не менее я вот вчера шел по магазину, увидел, что печенье Wagon Wheels стоит 127 рублей, и такой: "Вы чего вообще!" Я его сто лет не ел, это вкус из моего детства, я уже этот "Перекресток" купить могу, но вы с ума сошли — за такие деньги продавать печенье? Вышел оттуда и до сих пор возмущаюсь. Или вот чипсы Pringles мне очень нравятся, но они тоже стоят как космос, и вот идет какой-то 13-летний *** (ребенок) и ест их. У тебя откуда деньги на них вообще?


Когда ты понял, что ты можешь шутить не только для друзей, но и для посторонних людей? Тебе друзья же в армии или на работе, наверное, говорили, что у тебя хорошее чувство юмора.


Постоянно говорили, еще со школы.


С уроков выгоняли за шутки?


Конечно. Мне тысячу раз прилетало. Я только недавно вспоминал, что когда из армии пришел, поехал в Рязань в деревню к родственникам — и начал от балды травить историю, как я ехал из армии домой, приплетая туда всякие небылицы по ходу дела, что, по сути, и есть стендап. Я просто рассказывал, рассказывал: тут деды какие-то, бомж лежит. Просто начинаю фантазировать, накидывать, где-то добавляю реальный факт — меня не остановить было. Я минут 20 такого плотняка выдал, люди уссывались просто! И даже после всего этого у меня ни единой мысли не закралось, что я чего-то стою, что этим можно зарабатывать.


рубашка, Iceberg; брюки, Zara; сапоги, Off-White; ремень, очки, все собственность стилиста

Ты боишься исписаться?


Да, хотя говорят, что это невозможно. Наверное, это и правда невозможно, но все равно стремно. Сейчас хорошо получается, а дальше что? И каждый раз так: а дальше что? Всегда надо стараться быть в тонусе.


У тебя бóльшая часть шуток — об утрированном, но личном опыте. Есть что-то из личного, о чем ты не будешь шутить?


Запретов нет, просто есть темы, которые мне самому не очень нравятся. Допустим, я никогда не говорю про секс. Даже элементарные шутки типа "секс в браке отличается от секса до брака". Мне просто неинтересно об этом шутить. Или, бывает, выступаешь, говоришь шутку — и тут же придумываешь добивку про тещу, понимаешь, что тогда будет еще смешнее. Но в такие моменты я понимаю: жена расстроится, не буду семью приплетать.


Ты ожидал, что твой рассказ про ваш с женой секс будет такой бомбой? (Щербаков обсуждал это с Дудем. — Правила жизни.) Все издания, даже те, которые про тебя до этого не писали, все вышли с заголовками "Алексей Щербаков сказал, что любит заниматься сексом с женой".


Не ожидал нифига. Никогда не знаешь, что стрельнет. Я просто пришел [к Дудю], мы поговорили, а я еще сидел и думал: "Господи, хоть бы хоть кто-то это посмотрел, хотя бы 100 человек".


Ну ладно, ты не мог не знать, что это посмотрит много народу.


Нет, не знал. Я посмотрел — у Нурлана было 12 или 13 миллионов (комик Нурлан Сабуров приходил в шоу Юрия Дудя до Щербакова. — Правила жизни).


У тебя больше.


Сейчас вроде да, не знаю. Я помню, что мы сравнялись. Так вот, Дудь у меня спросил про жену — я сказал, что сильно ее люблю. А люди сошли с ума из-за того, что, оказывается, можно любить жену.


От меня отлетает, я не впитываю негатив абсолютно, а еще я энергетический вампир. Я обожаю доводить людей и весь их негативный выплеск забираю себе.


Вас с ней звали на парные интервью?


На какое-то интервью звали, но я эти приглашения даже не открываю, не читаю.


Почему?


Да неохота! Я все равно никуда не пойду, зачем мне читать это?


Как ты выбираешь, на какое интервью идти, а на какое нет?


Я никуда и не иду.


Но тут-то ты сидишь.


Это нас попросили.


Твой телефон мне Женя Чебатков дал.


Наверное, он мне и сказал, что это нормальная штука, участвуй, все будут. Один я бы не пошел.


Ты рефлексирующий человек?


Я абсолютно спокойно живу. Меня ничего не волнует, ничего не пугает, я ни за что не переживаю. Вот жена очень кипежная — отвела в садик ребенка и переживает, пока его не заберет. Что-нибудь вычитала, что-нибудь придумала, где-то просто испугалась, что учитель подошел сзади, — и всё, это на весь день. А мне — в одно ухо влетело, в другое вылетело.


Ты всегда такой был?


Наверное, да. Армия это еще больше развила. От меня отлетает, я не впитываю негатив абсолютно, а еще я энергетический вампир. Я обожаю доводить людей и весь их негативный выплеск забираю себе.


То есть когда вы с женой ссоритесь, то ты в итоге в плюсе.


С женой, наверное, нет, потому что я переживаю. Меня раздражает, что я не могу подойти к ней из-за ссоры близко, обнять, и вообще ссоры в семье — ничего хорошего. А вот с кем-нибудь в дороге поцапаться... Тут я себя уже чувствую просто замечательно, довести кого-нибудь до белой горячки очень нравится — это прикольно.


Твой сын пойдет в армию?


Смотря что за армия будет. Посмотрим, как будут обстоять дела: либо ее сделают суперхорошей...


Суперхорошей ее сделают вряд ли. Допустим, она будет либо такая же, либо хуже.


Еще десять лет, мало ли. Может быть, она будет а-ля полувузовской. У меня были замечательные войска, замечательная служба, все было классно. У нас только дедовщина была.


А ты сам дедовщину применял к тем, кто потом пришел?


В легкой степени. Я никого не заставлял каких-то ужасных вещей делать. Дедовщина бывает двух видов: когда морально гасят и когда физически. Выхватить просто по щам — это одно. Кстати, никто никого прям бить-то не бьет, там и неинтересно бить. Интересно задрочить просто. Тебя поставят в упор лежа — и ты будешь стоять, извиваться оттого, что мышцы уже устали. И никогда нормальный боец не попадет под такую горячую руку. Я выхватывал либо вместе со всеми, либо в исключительных случаях. Один раз, например, "Стрепсилс" от горла сосал, а в армии нельзя, чтобы были конфеты.


Даже от горла нельзя?


Вообще ничего нельзя.


Почему нельзя?


Потому что нельзя жевать, нельзя сидеть. Меня командир не стал даже расспрашивать, слегка шлепнул по щеке.


Какой ты отец? Ты пытаешься вложить в сына какие-то понятия о настоящем мужчине?


Стараюсь, но все равно он постригся недавно по-идиотски, чуб какой-то оставил себе. Тима Белорусских вот ему нравится.


А если твой сын, например, придет домой с розовыми волосами?


Получит, значит.


За что?


Потому что это ненормально.


Что ненормального?


Если он играет в рок-группе, то пожалуйста. У меня есть пацаны, я их люблю, они играют в рок-группе (Щербаков иногда играет в панк-рок группе "Sмех" на ударных. — Правила жизни), и гитарист на каждый концерт красит ногти в черный — ну и пожалуйста. А когда просто нравится — ну не знаю.

Тебе говорили, что у тебя шутки про жену сексистские?


Конечно.


Что ты про это думаешь?


Плевать вообще.


я очень неприятный
человек. Хороший,
но очень неприятный.

Что ты в целом думаешь про сексизм, про феминизм?


Чушь полнейшая.


Почему?


Не знаю. Когда женщина обижается, что чувак ей дверь придержал, потому что она сама по себе самостоятельная, — ну дура она, значит. Я не понимаю такого. Я считаю, тут надо оставаться старых взглядов: женщина — слабый пол, но не в том плане, что она немощная, а в том, что ей нужна помощь, нужен мужчина, он должен делать ей приятное. Пусть она работает, конечно, если хочет.


А твоя жена не работает?


Она не хочет, так что с чего бы ей работать. Я ее отправлял, когда у нас была жопа [с деньгами] полная. Я тогда ночью работал в метро, стройки еще не было, поэтому днем я с маленьким сидел, а она ехала работать на железнодорожных путях. Недель пять отработала — и взвыла, расплакалась, говорит: "Я не могу". Я говорю: "Всё, сиди дома, готовь, сиди с Данилой, я разберусь". Я нашел вторую работу на стройке после этого как раз.

В семье мы равноправные. Я из-за этого никогда не изменю, потому что разрешаю ей все, что можно мне. Если бы для меня это было нормально — с бабами какими-то мутить на стороне, я бы и ей не смел слова сказать, типа мы за свободные отношения. Нет, я не изменю никогда, потому что не хочу, чтобы она так сделала.


Но все равно отправная точка — это ты, ты определяешь.


Да, мужик в семье главный. Но и она может делать что угодно. Она гуляет где хочет, у нас же не восточная семья. Я доверяю ей на 100 %, а она мне. Но девушки должны быть женственными, хотеть внимания.


Момент кокетства между мужчиной и женщиной тебе нравится?


Конечно. Так принято. Как в книжках, в сказках раньше было — сюрприз сделать, поухаживать. А эти феминистки с какого-то хера решили бодипозитивить, подмышки не брить и все остальное, говорят, что мужикам нужно только одно. Это уже какое-то расстройство.


Но дело же не в подмышках. Дело в том, что в традиционном варианте есть мужчина и женщина — они пара. А у кого-то нет мужчины, а у кого-то мужчина был и умер, например, а кому-то просто не интересны отношения — и тогда ты остаешься в этом огромном, злом мире и тебе надо как-то выкарабкиваться.


Не знаю. Умер — найди нового. У тебя есть подруги. Почему мужики — козлы? Там уже какое-то мужененавистничество начинается.


Это радикальный феминизм.


Я никакого не понимаю. Также — сексизм. Я же не говорю, что все тупые и недостойны жить. Господи, есть девушка, она слабая. Всё. Как хотите, так и понимайте.


Последний вопрос. Комик должен быть злым?


Да как нравится вообще! Слава Комиссаренко, например, очень приятный комик, замечательный и добрый человек.


А ты добрый или злой человек, как тебе кажется?


Я злой.


Что, ходишь и думаешь про людей всякое говно?


Да, я очень неприятный человек. Хороший, но очень неприятный. Злой — это же не плохой. Я хороший человек, а не плохой, но при этом злой, а не добрый. Я злой, хороший, неприятный человек. Вот так.


Режиссер — Кирилл Кулагин

Оператор — Артем Замашной

Диджитал-директор — Анастасия Полетаева

Старший редактор — Жанель Куандыкова

Интервью — Анастасия Полетаева

Бренд-директор — Анастасия Подольская

Продюсеры — Анастасия Милованова, Инна Жаркова

Администратор на площадке — Дмитрий Житнушкин

Художник по свету — Мика Минасян

Кино осветитель — Илья Марченков

Сценический светооператор — Анна Шкумат

Сценический осветитель — Алексей Савинов

Стейджменеджер — Роман Симачев

Работник сцены — Ростислав Ченчеров

Механики — Денис Дубицкий, Евгений Белозеров

Фокус- пуллер — Александр Привалов


Фотографы — Turkina Faso, Даша Почерк

Ассистенты фотографов — Александр Куликов, Иван Филюшин, Константин Руденко

Стилист — Ольга Чуковская

Ассистент стилиста — Сергей Стифонов

Костюмер театра — Екатерина Феофанова

Макияж и прически — Юлия Точилова, Фариза Родригез

Монтаж — Кирилл Кулагин, Евгений Труфанов

Звукорежиссер — Иван Меркулов

Звукооператор — Митя Крупеня

Звукорежиссер театра — Татьяна Парьева

Музыка: Нина Карлссон — Princess oOf tThe Sheep; Ebb Loops — Untitled; The Thunderbeats — Lazy Afternoon

Цветокоррекция — Дмитрий Литвинов

Редакция Правила жизни выражает благодарность сотрудникам театра Crave и лично Елизавете Павловой за помощь в организации и проведении съемки.

Также благодарим телеканал ТНТ и социальную сеть ВКонтакте за поддержку проекта


{"width»:1290,"column_width»:177,"columns_n»:6,"gutter»:45,"line»:20}
true
960
1290
false
false
false
{"mode»:"page»,"transition_type»:"slide»,"transition_direction»:"horizontal»,"transition_look»:"belt»,"slides_form»:{}}
{"css»:».editor {font-family: EsqDiadema; font-size: 19px; font-weight: 400; line-height: 26px;}"}