12 апостолов Правила жизни 2020: Юрий Борисов, актер
12
апостолов
12 апостолов Правила жизни Борисов
Юрий
Борисов
«Я жил в комнате будущей жены в коммуналке на Покровском бульваре. Мне было 22, ей — 24. Мы все время ругались. Я постоянно думал о предназначении человека, смысле жизни — искал ответы в эзотерике и запрещенных веществах. А она пыталась выяснить: "Почему ты так заморочен на себе? Занимаешься бог знает чем, когда мы можем просто быть счастливы".
Жилет Diego M; свитер Pashmere; спортивные брюки Brunello Cucinelli; кроссовки Vic Matie
Со стороны карьера Юрия Борисова выглядит блестяще: отличная учеба в театральном училище им. Щепкина, работа в "Сатириконе", в 17 лет — кинодебют у Андрея Звягинцева в фильме "Елена", сразу отмеченном специальным призом в Каннах. Но вместе c первыми успехами пришла и мучительная рефлексия, которая отравляла жизнь его близким, тогда как зрители видели только бравых героев в исполнении актера. Он ушел из театра, потому что работа на сцене показалась ему "суетой", но в кино и на ТВ получал однообразные роли в исторических картинах — чаще всего играл солдат Великой Отечественной.
Взлет карьеры Борисова пришелся на 2019-й, а точнее, на время выхода "Т-34", в котором Юрий сыграл танкиста: фильм стал одним из самых кассовых в российской истории, а актер наконец отказался от самокопания ради саморазвития: "Я решил два года бить в одну точку, ни на что не отвлекаясь. Теперь у меня расписан весь ближайший год. Я начинаю задумываться, куда двигаться дальше".
Имя артиста сегодня упомянуто в титрах едва ли не всех новых отечественных блокбастеров: "Вторжение", "Аванпост", "Союз спасения", "Калашников". У него не осталось вредных привычек, проблемы в семье решены, он полон энергии — но удастся ли ее реализовать? Когда Борисов заговаривает о работе на площадке, его сосредоточенность сменяется задумчивостью: "Если режиссер не понимает, куда он двигается, это заметно сразу — как в шахматах, когда игрок отдает фигуру случайно. Если режиссер совершает ошибку, то и ты совершаешь ее вместе с ним — и в итоге картина разваливается". Он ставит диагноз всей российской киноиндустрии: "Мне не хватает пространства, чтобы высказаться. Хорошо, если вы мыслите с режиссером одинаково, но такое случается редко".
В феврале на экраны выходит "Калашников", в котором Борисов сыграл изобретателя культового оружия. Актер говорит, что хотел усложнить своего героя, наделить его чертами Андрея Сахарова, одного из создателей первой советской водородной бомбы, который тяготился своим изобретением. Но признается, что это удалось ему лишь отчасти: "Это кино о национальном герое, снятое при участии государства. Людям из правительства не близка идея искать у этого героя комплексы и усложнять его незамутненный, чуть ли не иконописный образ. Но все же, насколько возможно, это было сделано". "К сожалению, в нашей стране снимают много плохого военного кино. Оно качественное, но не ищет новых идей, используя те, по которым снимали еще 50 лет назад. Тогда люди знали, что такое Великая Отечественная война. А сегодня не знают и просто пытаются копировать", — продолжает Борисов.
В конце 2019-го на экраны вышел "Союз спасения" — о восстании декабристов. Критики обвинили фильм в том, что монархия в нем идеализирована, а сами декабристы — инфантильны. Борисов, сыгравший в ленте лейтенанта Антона Арбузова, вспоминает работу с недоумением: "Для меня в этом фильме много непонятного. Если создатели не способны вывести линию главного героя, то и остальное обсуждать нечего".
Сейчас Юрию Борисову двадцать семь, и он один из самых многообещающих молодых актеров в стране. С популярностью пришли новые страхи: Юрий не хочет быть идеальным глянцевым героем. "Как только актер становится слишком коммерческим, он, на мой взгляд, перестает быть интересным. Стабильный, сильный, идущий только вперед герой — это слишком однобоко". В 2019-м актер вырвался из череды положительных кинообразов, сыграв в криминальной драме "Бык" главную роль. И оказался настолько органичен, что фильм взял главный приз на "Кинотавре".
Но во взгляде Борисова все еще заметна неудовлетворенность. "Мне не нравится, что российская индустрия зациклена на формате кино. Есть же много всего другого. Посмотрите на Берлин — сколько там всего нового появляется в анимации, в высоких технологиях. Возможностей для экспериментов — миллиард! Но у нас никто не хочет экспериментировать".
Не намек ли это на возможный уход в смежную профессию? Юрий молчит и задумчиво кивает. ≠
@yura.borisov