Александра Бортич — о хейтерах, театре и самоиронии
Александра Бортич стоит на крыльце и вполголоса разговаривает с пиарщицей TAG Heuer. «Клевая футболка, — бросает она приветливо, — хотя Эксл Роуз уже не тот», — и неожиданно принимается пародировать движения из кунг-фу, словно не в силах унять бьющую через край энергию.
За эту ребяческую порывистость Бортич полюбили сразу после ее кинодебюта 2014 года — надрывной драмы «Как меня зовут». Тогда она стала для многих лицом нового российского кинематографа.
Потом были «Про любовь», «Викинг», «Шакал» — в общей сложности три десятка картин. Как девушка без высшего актерского образования или связей к 25 годам успела сделать столько? «Я много такого читала в интернете — что у меня есть какой-то продюсер, который меня продвигает», — пожимает плечами Александра. Разумеется, версия, что причиной тому поразительное трудолюбие и талант актрисы, редко попадает в обсуждение, — а между тем это и есть правда. В «Как меня зовут» Саша попала сразу после театральной студии, едва окончив школу, — ее заметила Нигина Сайфуллаева на кастинге в сериал «Девчонки». Роль в артхаусной драме стала ее первым актерским университетом — Александра обретала мастерство в самой работе, а досужие домыслы ее мало заботят — у нее попросту нет времени на это: «Я никогда не анализирую, что обо мне думают другие люди, и в последнее время стараюсь меньше говорить о себе».
Команда поднимается в студию, где Александра подключает свой айфон к колонкам: «Я всегда слушаю музыку — музыкой я настраиваюсь на кадр». С восторгом, слегка сбивчиво от переполняющих ее чувств она рассказывает: «Знаешь, я не ожидала, что попаду на концерт "Металлики". Все началось с того, что я подарила билеты родителям, потом мы с моим парнем и друзья моего парня тоже захотели и купили билеты в фан-зону. Когда вышел Хетфилд — я чуть не заплакала, я не ожидала, что буду так рада их видеть, — а когда они запели Цоя, было охеренно, невероятно круто!» Во время укладки она рассказывает, как в школьные годы преклонялась перед Робертом Плантом из Led Zeppelin.
Сейчас стилисты заканчивают ее очередной образ — киновезды 1960-х; вдобавок к помпезному наряду ей на голову водружают корону с расходящимися лучами, и та сидит как влитая. Александра встает перед камерами и пританцовывает, качая короной под грохочущий из колонок хит Beastie Boys No Sleep Till Brooklyn, затем Саша меняет саундтрек со «Стрыкало» на Black Sabbath. От Александры исходит неукротимая энергия, и работать с ней хорошо.
Бортич стала всенародной любимицей после роли в прошлогоднем семейном блокбастере «Я худею». Ради этой роли она повторила подвиг Шарлиз Терон — набрала вес и преобразилась из изящной, хрупкой старлетки в толстушку. Лишний вес она сбросила сразу после съемок — но в отечественном кино осталась в разряде тяжеловесов.
За «Я худею» последовали другие комедии — в том числе «Холоп», но сейчас Саша взяла перерыв в полнометражных съемках — оглушительный успех ее не оглушил, а позволил стать разборчивее в выборе ролей.
Александра критически всматривается в экран монитора и разглядывает получившиеся фотографии. На ее лице появляется недовольное выражение: «Нет, не то!» Недолго думая, она набрасывает на себя шубу и принимается кружиться перед камерой под трек Florence + The Machine, подпевая во весь голос. Каждый кадр получается идеальным, и вся команда аплодирует общему успеху.
После завершения съемки Саша грациозно плюхается на диван — она готова к интервью. «Мой распорядок дня... Вчера после ночной смены я не спала, весь день добиралась до Москвы и сразу поехала на Ильинку. А сегодня у меня была запланирована тренировка, после которой я снова должна была ехать на Ильинку, но, проснувшись в 7:30 без будильника, я увидела сообщение от агента о сегодняшней съемке. Она полностью вылетела у меня из головы в связи с последними днями — я все отменила и опоздала сегодня всего на 15 минут, и это гениально! Я не очень пунктуальна. Хорошо, что у меня теперь есть модели TAG Heuer на каждый день и под любые наряды, так что иногда успевать все же получается».
Говоря об Ильинке, Саша имеет в виду череду одиночных пикетов в защиту Павла Устинова, за которого вступилось все актерское сообщество. Она начинает объяснять с нарастающим волнением: «Раньше, если я видела, что какой-то трэш происходит, я думала: "Блин, вот отстой, как же это ужасно!" Но мне всегда казалось, что я не тот человек, который может об этом говорить, потому что я не очень разбираюсь в политике, я была не готова, что ли. А сейчас во мне будто открылся ящик Пандоры, который, мне кажется, уже не закроется.
«Это особенный случай, когда актеры объединились и использовали свое влияние, — продолжает она. — Здорово, конечно, но на меня вылилась уйма грязи за эти дни в интернете... но хорошего все равно больше, мне многие люди пишут "спасибо!".
Кажется, что это сочетание ранимости и внутренней силы, которыми Бортич пленяет в каждом фильме, теперь выплеснулось с экрана в реальную жизнь. Фотографии Саши Бортич и других актеров у здания Администрации президента облетели интернет, вскоре прокуратура объявила о планах пересмотра приговора, а через три дня после интервью Следственный комитет заявил о прекращении дела о массовых беспорядках. Мы вряд ли узнаем, насколько на это повлияла популярность Александры Бортич (или других актеров), но в каждом ее слове сквозит неприятие несправедливости — и эта искренность обезоруживает и вселяет в собеседника надежду.
Она доверительно наклоняется и заговорщическим тоном продолжает: «Вообще я поняла, что надо завязывать с полными метрами, на которых "классно" все; междусобойчики, где все восхищаются друг другом, — это не для меня!» От вопроса, действует ли в российском кинематографе кастовая система, в ее глазах загорается холодный синий огонь.
Что неожиданно оказалось Саше Бортич по душе — это театр. Она сыграла в пьесе Мартина Макдонаха, известного всем по фильмам «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» и «Залечь на дно в Брюгге».
О своей роли в спектакле «Однорукий из Спокана» она готова говорить бесконечно: «Мартин Макдонах — он еще и драматург, у него суперкрутые пьесы! Владимир Николаевич Панков — режиссер, у которого я даже не мечтала играть, я была его дикая фанатка — летом прислал мне сообщение: "У меня есть для тебя пьеса. У тебя главная женская роль!" Я просто охренела! Расизм, гомофобия, отрубленные руки, песни и танцы — вот так коротко я могу описать наш спектакль. Этот спектакль Панкова рассчитан на сравнительно широкую аудиторию, но даже с него пару раз зрители уходили. У нас много текста выкинуто и сокращено — потому что там масса песен, танцев и аллегорий. Например, ростовая панда на сцене, которой, естественно, нет в пьесе, она лишь один раз промелькнула в монологе портье — и вот огромная жирная панда на сцене читает ремарки! Очень гротескно!»
С этой непосредственностью и искренностью Бортич, кажется, не расстается никогда: и на интервью у Познера, и на съемочной площадке она предельно серьезна в отношении работы и иронична — к самой себе: «Конечно, мы все любим внимание — глупо это отрицать. Даже Хоакин Феникс, даже наши заслуженные чуваки — не буду называть имен, — они же все выбрали эту профессию. Но мне кажется, нет ничего хуже для актрисы — а тем более для актера, — чем постоянно думать, как они выглядят. Это ужасно. Понятно, что если размажется помада или на меня наденут ужасный костюм, я скажу: "Нет, ребята!" Но если в кадре нужно грязь по лицу размазывать, я не буду распределять ее кисточкой по скуле, чтобы она аккуратненько выглядела. Нет, я зачерпну ее и размажу!» — заключает она и смотрит с запредельной убедительностью.
Саша откидывается на диване и продолжает рассуждать о противоречивости искусства: «Людям неохота напрягаться — потому что всегда легче лежать и деградировать. Раньше я остро реагировала, а сейчас сама полюбила караоке, но в формате "приехать в общий зал и начать орать Beastie Boys". Озорные огоньки в ее бездонных глазах загораются и гаснут — эта юная девушка, которая до сих пор слушает хеви-метал, убеждает каждым своим словом и жестом, что все возможно, когда есть мечта и помыслы чисты. ≠
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: