Сергей Бурунов — о чиновниках, Зеленском, личных страхах и о трудном пути к славе
Cергей Минаев: Как ты в актеры пошел? Ты же мечтал стать летчиком?
Сергей Бурунов: Я всю жизнь мечтал стать летчиком. Поступил в летное училище, в военное. Черт меня дернул, мы съездили в Кубинку (там базируется действующий авиаполк. — Правила жизни), а я же романтик. Я мечтал сказать когда-нибудь: «Тамара, принеси нам кофейку», как Жженов в «Экипаже». Чтобы стюардессы, погоны. Я проводил детство у деда с бабкой, а там недалеко аэропорт Домодедово. Я часами стоял и в небо смотрел.
Минаев: Сколько курсов ты проучился?
Бурунов: Два.
Минаев: И увлекся актерской игрой?
Бурунов: Не сразу. Сначала пародировал наших офицеров из училища. Ребята с курса играли в КВН, меня взяли, и мне понравилось. Тебе зрители хлопают, жизнь бурлит, все не по уставу.
Минаев: Это какой год?
Бурунов: 1995-й. Потом я постепенно забил на учебу. Накопились долги по экзаменам. В отпуск я не поехал, написал рапорт об отчислении. Папа прилетел из Москвы (а учился я в Волгограде, в Качинском высшем военном авиационном училище), голос сорвал, как сейчас помню: «Забери рапорт! Ты не понимаешь, что в Москве происходит!»
Минаев: Ты телевизор не смотрел?
Бурунов: Нет. Мы не смотрели, у нас была минутка политинформации.
Минаев: И в 1996-м ты отваливаешь в Москву?
Бурунов: Да, отваливаю и возвращаюсь домой. А папа-то был прав! Тут шаром покати.
Минаев: Чем ты начинаешь заниматься?
Бурунов: Папа устраивает меня к своему однополчанину в какую-то строительную компанию. Меня взяли в управление строительством объектов культурно-бытового значения. Зоопарк они строили. Меня назначают «инженером по кормокухням». Папин однополчанин говорит: «Делать ничего не нужно, просто сиди за столом, будем платить тебе зарплату». Ну я и сидел. А потом начался кошмар. Ко мне подошел какой-то дяденька и говорит: «Где кормокухни? Из-за тебя три верблюда сдохли!» Я сбежал оттуда, потому что понял, что так невозможно, я же ничего в этом не понимаю.
Минаев: Ты еще не поступил на актера в этот момент?
Бурунов: Я слонялся то туда, то сюда. Родители в ярости, домой меня не пускают. Папа с кулаками бросается: «Ты в какое положение меня перед Юрием Борисовичем поставил!»
Минаев: Это мы сейчас смеемся, а тогда была трагедия.
Бурунов: Да. Я не знал, куда идти.
Минаев: Работы у тебя нет, образования нет, верблюды из-за тебя сдохли.
Бурунов: Мне сказали, что там и лошади при смерти по моей вине. Я тогда вспомнил, как однокурсник у меня спрашивал, когда мы в КВН играли: «Может, в артисты пойдешь?» А куда? Я знал, что есть Щукинское училище. Других не знал.
Минаев: И ты пошел поступать.
Бурунов: Я пошел на подготовительные курсы. Мама схватилась за голову. Говорила папе: «Скажи ему что-нибудь, смотри, что он наделал!» Папа впал в кататонию, у мамы слезы, она валокордин как чай пила. Самое страшное, что папа в какой-то момент сказал: «Ладно, хрен с тобой». Он смирился. В Щукинском я каким-то чудом дошел до конкурса, так же, как и в Школе-студии МХАТ, куда тоже пробовал, на курс к Олегу Павловичу Табакову, царствие ему небесное. Я делал все, что мог: пел, танцевал, с глазами срущей кошки читал стихи.
Минаев: Какой был год?
Бурунов: 1997-й. Я в итоге пролетел, но меня взяли в эстрадно-цирковое училище им. Румянцева (Карандаша). Был такой факультет эстрады. Там я видел все. На шпагаты садился, мячиками жонглировал. А в 1998-м снова возвращаюсь в Щукинское и поступаю.
Минаев: В 2002-м ты выпускаешься и сразу попадаешь в «Большую разницу» (пародийное шоу на Первом канале. — Правила жизни)?
Бурунов: Нет, не сразу. Я выпускаюсь с дипломом «Артист драматического театра и кино». Выдали дипломы, мы побухали — и все, ни в один театр нас не взяли.
Минаев: Сколько тебе было? На что ты жил?
Бурунов: 21 год. На что-то жил. Что-то мне мать подкидывала. Я пытался работу найти, ходил, спрашивал. Официантом устраивался, на день-два меня хватало.
Минаев: Вот ты рассказываешь это, а я думаю, тебе же будто кто-то сверху говорил: «Иди в грузчики, бухгалтеры, менеджеры, куда угодно! Но не надо тебе в актеры!» А когда к тебе по-настоящему слава пришла?
Бурунов: «Большая разница» началась в 2007-м, закончилась в 2012-м, а потом случился кризис. Я должен был сниматься у «Квартала-95» (студия, снимавшая юмористические передачи и выросшая из одноименной команды КВН. — Правила жизни) в серьезном проекте. Они меня утвердили, были пробы в Москве.
Минаев: А потом начался конфликт на Украине.
Бурунов: Да. И мне сказали: мы все сокращаем, финансирования нет.
Минаев: В советское время в футболе был такой приз «За волю к победе». Несмотря ни на что ты делал свою работу. Я не знаю, через что ты прошел. Что тебя держало? Это же какой стержень надо иметь. Ты не думал: «Все, пойду мебель собирать»?
Бурунов: Было. Но именно в такие периоды отчаяния нарисовывалась какая-то надежда. И я как-то перебивался.
Минаев: Как перебивался?
Бурунов: В какой-то момент у меня появились заказы по дубляжу. Потом позвали на озвучку. Я даже не спрашивал, сколько заплатят, просто вгрызался в это. Стоял у микрофона днями и ночами. В 2003-м я озвучивал первое полнометражное кино за Мэттью Макконахи, «Как отделаться от парня за 10 дней» — была такая комедия. В 2005-м появился Леонардо ДиКаприо.
Минаев: А в зените славы твои родители тебя увидели?
Бурунов: Когда я в «Большой разнице» играл, мама гордилась. Отец собирает какие-то вырезки из «Комсомольской правды».
Минаев: Этот номер Правила жизни посвящен чиновникам и разным сторонам их жизни. На мой взгляд, образ российского чиновника ты воплотил на экране блестяще. Мне один чиновник сказал: «Люди смотрят "Домашний арест" и говорят: "Какая комедия!" А это же документалка!» Что тебе люди говорят? У тебя есть знакомые чиновники?
Бурунов: После «Полицейского с Рублевки» общаются со мной в основном сотрудники МВД. Не столько общаются даже, сколько почему-то считают коллегой. Гаишники документы не проверяют, честь отдают.
Минаев: То есть после того как ты в одной там рекламе стоял в позе йога и лазал по скалам, тебя будут принимать за инвестора? (Смеется.)
Бурунов: А, ты об этом! (Смеется.) Ну, на самом деле хорошее приложение-то, даже такому чайнику, как я, объяснили, куда лучше деньги вкладывать.
Минаев: То есть люди реально не видят границы между ролью и человеком?
Бурунов: Они говорят: «Товарищ полковник, Владимир Сергеевич (имя персонажа Бурунова в сериале "Полицейский с Рублевки". — Правила жизни), разрешите селфи сделать? Извините, что отвлекаю, понимаю, вы на службе».
Минаев: Давай вернемся к чиновникам. Как ты готовился к «Домашнему аресту»?
Бурунов: Как говорит Гэри Олдман, хороший сценарий не нужно читать, его надо считывать. А у «Ареста» сценарий настолько хорошо написан, что мне оставалось по написанному сыграть.
Минаев: Я со многими чиновниками общался, но до сих пор не могу понять их мотивацию. У них много денег, казалось бы, напиши заявление и уходи на пенсию. Но, как твой герой в «Домашнем аресте», они продолжают планировать какие-то схемы. Зачем? Все заканчивается инфарктом либо тюрьмой.
Бурунов: У Слепакова же есть песня — «Сколько денег нужно».
Минаев: Ты думаешь, все из-за денег?
Бурунов: Деньги меняют людей. Власть и деньги, даже небольшие. А большие деньги — мгновенно!
Минаев: Но у них уже есть большие деньги. Куда еще?
Бурунов: Хочется этого финансового потока еще глоток сделать.
Минаев: Ты думаешь, их держит не власть, а желание украсть?
Бурунов: Власть — это одно. Но у тебя же потребности растут, ты оперируешь другими суммами. У тебя меняется сознание. Они не понимают, как живет обычный человек. У меня была машина в кредит, я снимал квартиру. Взял в банке кредитную карту, чтобы хоть по каким-то долгам расплатиться. Нет денег и все. А как это — нет денег? Ты перестаешь это понимать. У тебя статус. Понимаешь? Статус!
Минаев: Это вечный спор. В чиновники идут люди с червоточиной или они приходят нормальными, а потом становятся говном?
Бурунов: Мне кажется, это какие-то первобытные понятия. Власть дает тебе силу. Это работает на уровне инстинктов. Как в программе про животных на National Geographic. Собственно, и женщины это чувствуют. У тебя есть бабки, значит, у тебя есть сила. На чьей стороне сила, брат? Балабанов уже обо всем рассказал. Есть бабки — есть гарантии. Почему в этой, скажем так, социальной группе так много красивых женщин? Потому что женщина выберет сильнейшего.
Минаев: Ты рассказал про «Квартал-95». Ты с Зеленским был знаком?
Бурунов: Шапочно. Он как-то приехал, мы поздоровались — и все.
Минаев: Ты бы в политику пошел, если бы предложили?
Бурунов: Что ты имеешь в виду?
Минаев: Ну тебе сказали бы: «Серег, сейчас пойдешь в партию, потом в Госдуму».
Бурунов: Мне кормокухонь хватило. Я не хочу в горящий тур в Магадан уехать. Я туда не рвусь, потому что это отдельная наука, в ней надо быть смолоду.
Минаев: Ты считаешь, люди, которые ей занимаются, много в ней понимают?
Бурунов: Это их выбор. Идиотом я не хочу быть. Что я буду там делать? И какое ко мне будет отношение, если мне уже сейчас в комментариях пишут: «Скоморох, клоун»?
Минаев: Ты читаешь комментарии?
Бурунов: Конечно.
Минаев: Ты обижаешься?
Бурунов: Конечно. Ну а как? Я этой профессии посвятил, можно сказать, лучшие годы своей жизни, но я не скоморох и не клоун! Кем я буду в Госдуме? Или какую должность я займу?
Минаев: Я почему спросил, знаешь ли ты Зеленского. Интересно, какая у него была мотивация, когда он решил пойти в президенты.
Бурунов: Не знаю.
Минаев: Он миллионер. У него множество ролей, его любят в стране, а он — в политику.
Бурунов: Если бы все так просто было. Я заметил, у нас все после третьей стопки понимают в политике и в искусстве. И в футболе еще! Я процитирую сейчас своего летчика-инструктора. У меня был период отчаяния, я для души посещал аэроклуб. И однажды заикнулся, не послать ли мне все к черту. Говорю: «Пойду я в летчики, людей буду катать, а потом в авиакомпанию». А он говорит: «Я летаю на этом самолете 35 лет и только сейчас могу с уверенностью сказать, что могу самолет посадить нормально». Говорит, понимаешь, Сережа, в авиации надо быть смолоду.
Минаев: Ты это запомнил?
Бурунов: Конечно. А что в политике? В качестве кого? Я себя не вижу там. Я лучше в своей профессии сделаю что смогу. И я только сейчас начинаю понимать, что я вообще могу сделать. А если выйду, то куда? На минное поле? Политика — это другая наука, ей надо учиться. Это как люди в комментариях, которые учат тебя кино снимать. Ты же не знаешь, как его снимать! Люди не просто так поступают в профессиональные вузы, проходят конкурс, сдают экзамены, и до выпуска доходят далеко не все. Понимаешь, сейчас такое время — случайных людей. Везде.
Минаев: Просто с языка снял.
Бурунов: Кумовство повсюду! Авось и случайные люди. Страшные времена настали! Надо умнеть, надо как-то озадачиться. Задуматься – куда я иду, кто я?
Минаев: Ты себе часто такие вопросы задаешь?
Бурунов: Задаю. Начал задавать. Старею. Что я делаю, куда иду, зачем мне это? Надо же прийти к осознанию в какой-то момент, а не биороботом быть, как в песне «Безумные роботы» Антонова. Прекрасная песня! Знаешь ее?
Минаев: Я вообще люблю творчество Антонова.
Бурунов: Я хочу ему поклониться низко.
Минаев: Ты воцерковленный человек? Ходишь в церковь?
Бурунов: Нет, извините.
Минаев: О смерти часто думаешь?
Бурунов: Думаю.
Минаев: В одном из интервью ты сказал, что ходил к психологу.
Бурунов: Ходил.
Минаев: А зачем? Русские же не ходят к психологам.
Бурунов: Ну в какой-то момент... Я запутался.
Минаев: В какой момент?
Бурунов: Наверное, после смерти мамы. В 2010 году. Когда я столкнулся с нашей медициной, у меня вообще сознание поменялось. Эта смерть многое перевернула. Раньше я о таких вещах не задумывался. До 2010 года был один человек, после — стал другим.
Минаев: Сколько лет маме было?
Бурунов: 63.
Минаев: По тебе так сильно это ударило?
Бурунов: Ударило так, что еле выстоял. Наступил момент, когда нужно было строить какие-то планы, а я понял, что не знаю, что дальше.
Минаев: Ты понял, что оказался один? Чего боялся?
Бурунов: Всего. Я потерял самого главного человека в моей жизни. Наверное, страх одиночества.
Минаев: У тебя была семья на тот момент? Жена?
Бурунов: Нет, я был один.
Минаев: И ты пошел к психологу?
Бурунов: Да. У нас это от невежества. И я не исключение. Бил себя кулаком в грудь, говорил: «Я что, размазня? Я справлюсь, я сильный!» Как выяснилось, в какой-то момент в голове все перегружается. Я пошел просто поговорить, разобраться, почему у меня нет сил, почему мне выть хочется?
Минаев: Сколько времени ты провел в таком состоянии?
Бурунов: Лет шесть-семь точно.
Минаев: У тебя была депрессия?
Бурунов: Мне сказали: «У вас она затяжная». Посттравматическое стрессовое расстройство. Я об этом даже не задумывался.
Минаев: Ты выходил из этого состояния медикаментозно?
Бурунов: И таблетками, и диетами, и разговорами. Потом я сматывался от этих психологов, потому что думал, чушь какую-то несут, и все начиналось заново.
Минаев: То есть ты еще и менял специалистов?
Бурунов: Да. Мне нужна была помощь. Я не знал, как жить дальше.
Минаев: После этого ты возвращался к психологу? Ходишь сейчас на регулярные встречи?
Бурунов: Сейчас просто некогда. Это как зуб — мы идем к стоматологу, когда он уже болит, а просто на профилактику не ходим. Собственно, меня так и воспитывали, мои бабушки и дедушки так жили. Это советские люди. Так и с моей мамой получилось. «К врачу не пойду, когда увезут на скорой, тогда и пойду». А скорую было уже поздно вызывать, вызвали уже труповозку. Так и здесь. «Какой психолог, что вы несете?» Но в один момент начал прислушиваться.
Минаев: У тебя есть знакомые, с которыми ты можешь по душам поговорить?
Бурунов: Ты знаешь, я не очень хороший друг, наверное. Не умею дружить.
Минаев: Почему?
Бурунов: Дружба — это статус отношений, это обязательства, я их не всегда могу исполнить. Я не всегда подхожу к телефону, люди обижаются. Я не всегда могу встретиться, потому что живу на съемочной площадке. Я сразу предупреждаю, когда мне говорят: «Мы друзья». Стоп, говорю, мы не друзья, ты впереди паровоза летишь. Ты меня понимаешь, мне с тобой легко, все. Давай вслух это не произносить, потому что мысль изреченная есть ложь.
Минаев: Кого ты другом называешь?
Бурунов: Стараюсь никого не называть.
Минаев: Не хочешь, чтобы человеку неудобно стало?
Бурунов: Да. Я не раз обжигался об обиды. Я себя жрать начинаю за то, что так поступил. Люди нафантазируют всякого.
Минаев: Что ты веселый скоморох. Придет Бурунов, и будет ржака!
Бурунов: Но не тут-то было.
Минаев: Что бы ты хотел сыграть в ближайшие пару лет, чтобы никто не писал, что ты скоморох?
Бурунов: Сложно сказать. Что-то драматическое, интересное. Я повеселил достаточно достопочтенную публику, надо себя в новом качестве попробовать.
Минаев: Ты можешь сказать, что счастлив?
Бурунов: По большому счету, если глобально, я счастлив.
Минаев: Мне кажется, ты доволен, а не счастлив.
Бурунов: Ну, скорее всего, доволен. Но есть страхи. Очень много страхов, которые мешают.
Минаев: Чего ты боишься?
Бурунов: Это сука под названием «мозг», или патология воспитания. Бабушки с дедушками: «Молчи, терпи!» А сейчас страхи меня пожирают. Страх остаться одному, никому не нужным. Страшно полюбить, поверить кому-то, потому что там (показывает на грудь. — Правила жизни) уже пепелище.
Минаев: Хотел спросить, часто ли тебе врали, но это глупый вопрос.
Бурунов: Врали! Разочаровываться уже нет сил. Я просто не могу уже с этой болью! Понимаешь?
Минаев: Да, я тебя хорошо понимаю. ≠