Как превратить жилой комплекс в эксперимент: рассказывает Алексей Капитанов

Правила жизни узнал у создателя общественных пространств «Корабль Брюсов», «Хлебозавод № 9» и «Красная стрела» о проблемах, с которыми он сталкивался при реализации этих проектов, перспективах их развития и современных трендах городского отдыха.
Как превратить жилой комплекс в эксперимент: рассказывает Алексей Капитанов

Термин «общественные пространства» появился в 1990-е на волне интереса к реабилитации общественных зон в европейских городах. В России представления о подобных местах сильно менялись: в эпоху конструктивизма упор делался на благоустройство дворовых территорий, в сталинский период начали проектировать монументальные архитектурные объекты, в 1990-е роль общественных пространств взяли на себя торговые центры. Этот тренд продлился до конца нулевых, а уже в 2010-е в Москве появились общественные пространства современного типа — и государственные, и частные. Сегодня под этим термином понимаются зоны отдыха с разнообразными видами досуга, одинаково доступные всем горожанам: например, «Хлебозавод № 9», петербургский «Севкабель», Nordhavn в Копенгагене и Markthal в Роттердаме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Корабль «Брюсов» столкнулся с непониманием со стороны городских властей (его убрали с Крымской набережной 30 мая 2017 года по решению Замоскворецкого суда, который установил, что «стоечное судно работает в формате арт-центра на воде и эксплуатируется без договора водопользования». В 2014 году у «Брюсова» были проблемы с Роспотребнадзором, и несколько месяцев арт-центр был закрыт. — Прим. ред.). Какие главные проблемы встают сегодня перед теми, кто создает городские пространства?
Это было не противостоянием Брюсова и властей, а вопросом правового регулирования акватории Москвы-реки. Наша история была резонансной, потому что «Брюсов» глубоко интегрировался в среду объединенных парков Горького и «Музеон», за ней следили люди.

Комплекс «Красная стрела»
Комплекс «Красная стрела»

К тому моменту вопрос с лицензиями и борьбой с водными объектами был открыт уже десять лет. После создания корабля началась новая волна борьбы с ними, под которую мы и попали. Это главный вопрос для тех, кто хочет делать общественные пространства: нужно быть уверенными в долгосрочности законодательной базы. Аренда не позволяет иметь этой уверенности, законы могут изменить условия существования проекта. Покупка — лучшая защита, но это большие инвестиции. Так устроен наш проект «Хлебозавод № 9»: в 2016 году Михаил Малов приобрел здание, в него инвестировали 600 миллионов рублей, которые потратили на проектирование, капитальный ремонт и благоустройство территории. Никто не ждал, что мы завтра начнем получать прибыль. Это позволило сделать «Хлебозавод» классным: чем длиннее стратегия, тем круче пространство. Аренда вынуждает работать в короткую и делать не очень удачные проекты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вы работали с общественными пространствами, которые были устроены отдельно от жилой среды. «Красная стрела» — комплекс, в котором жилая и общественная среды максимально соприкасаются. Это усложняет или упрощает вашу задачу? С какими новыми вызовами вы столкнулись?
Это, безусловно, усложняет задачу. «Красная стрела» — эксперимент, но вполне своевременный. Сегодня недостаточно сделать хорошую архитектуру и напичкать ее инженерными решениями. Само по себе качество среды сильно усложнилось: выросли бытовые потребности, требования к инфраструктуре дома и социально-развлекательной функции.

Мы предлагаем пересмотреть понятие «квартира». Раньше твоим жильем были купленные метры: ты мог поставить цветы в подъезде и положить красивый коврик перед дверью, но этим все заканчивалось. На «Красной стреле» мы предлагаем концепцию, что твое жилье — это весь дом. Поэтому мы придумали общественные крыши, выполняющие роль двора, с красивой мебелью и очагом. Если ты не можешь собрать 100 друзей в квартире, это не значит, что ты не можешь собрать их в своем доме.

Эксплуатируемая крыша «Красной стрелы»
Эксплуатируемая крыша «Красной стрелы»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главный наш вызов на «Красной стреле» — как оставить пространство открытым для всех желающих, но сохранить уют жильцов дома? Ключевые решения: разделение общественных и внутридомовых зон и серьезная система безопасности — 135 камер, два поста охраны, современные видеодомофоны.

Мы заметили, что когда делаешь классное пространство для людей, не ограждаешь его забором и колючей проволокой, они с благодарностью на это реагируют. На «Брюсове» и «Хлебозаводе» мы не сталкивались ни с одним случаем вандализма, как пока и на «Красной стреле».

Городские СМИ регулярно пишут, что москвичи не здороваются друг с другом, не знают, кто живет за стеной. Вы хотели изменить эту ситуацию? Каким образом?

Локальные общественные пространства как раз меняют эту ситуацию. Не думаю, что жители Якиманки знакомятся друг с другом в парке Горького — это скорее происходит в «Яме» или «Горке».

В чем особенности российских общественных пространств, чем их функционал отличается от западных?

Ничем не отличается, кроме того, что Европа уже переживала бум общественных пространств, а мы переживаем его сейчас. В первую очередь это касается скандинавских стран, Голландии и Франции. При этом в Испании или Греции просто нет ничего подобного. В этом смысле опыт, который вырабатывает Москва, зачастую оказывается более удачным и целостным.

Будущие мероприятия «Красной стрелы» рассчитаны только на жителей комплекса или открыты для всех? Как жители дома отреагируют на то, что на территории будут незнакомцы?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы собираемся понаблюдать. Во дворе обычного дома ты тоже видишь незнакомцев, вопрос — кто они и чем заняты на скамеечке возле твоего подъезда.

Последние годы многие решают вопрос «куда идти?», собираясь на домашние вечеринки. Как этот тренд соотносится с растущим количеством общественных пространств?

Как мне кажется, это говорит о демократизации отдыха. В какой-то момент все очень хотели проводить время красиво — в интерьерах, в привозах, в светской хронике. Будто было неловко просто посидеть во дворе на лавочке, потому что лавочки были покосившиеся и с ними ассоциировались определенные образы. А сейчас все стало удобно, в том числе потому, что появились красивые и продуманные общественные пространства. Вечеринки в них — это очень понятная история, которая набирает обороты. Взять хотя бы Правила жизни Weekend, который прошел этим летом на «Хлебозаводе», — это было красиво, просто и классно.

Как вы оцениваете новые общественные пространства, которые создают городские власти не только в Москве, но и в других городах России?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это сильно зависит от проекта. Есть классно продуманные истории, которые важны для города, — например, «Октава» в Туле, парки, которые появились в городах после чемпионата мира по футболу 2018. Лучше всего получается, когда есть коллаборация: привлекают крутых архитекторов, частные компании и государственный ресурс. Тогда каждый отвечает за то, что умеет хорошо, — это и есть залог хорошего проекта.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: