Художник Борис Праматаров: «Я не борюсь с демонами, а сосуществую»
Вы родились и большую часть жизни прожили в Софии. Как живет молодежь в Болгарии?
Моя юность была полна контрастов: политическая ситуация в Болгарии была очень нестабильной, люди колебались между надеждой и отчаянием, и будущее было очень неопределенным. Были большие различия между старыми социальными нормами и новыми культурами и субкультурами, которые начали появляться. К счастью, мои родители создали такую среду, где культура и искусство были основными элементами нашего образования. Интернет же изменил мои представления о жизни, открыв мир по ту сторону географических границ.
Сейчас вы живете в Бельгии. Вы чувствуете себя как дома?
Я живу в Брюсселе со своей девушкой Софи Унг и черным котом по кличке Кобоку. Дом для меня — это место, где живут моя семья и друзья. Если они переедут на Марс, то Марс станет моим домом.
О чем выставка Desire Сodes, которая сейчас идет в магазине adidas Originals?
На выставке представлены серии работ, которые я сделал за последние годы. Главные темы экспозиции — связь между людьми, желание общаться и взаимодействовать друг с другом, а также социальные маски, которые мы используем каждый день. В своих рисунках я ищу «универсальное человеческое лицо» и пытаюсь понять, как меняются наши отношения.
Как бы вы сами описали свой визуальный стиль?
Я называю это «ассоциативное рисование». Я начинаю работу с одной идеей, но затем даю свободу своему воображению. Чаще всего образы всплывают без рационального объяснения. Например, если я делаю автопортрет, я рисую не свои физические характеристики, а образы, которые возникают, как вспышки, в моем сознании. Они могут быть абстрактными или совершенно не связанными с моим телом или повседневной жизнью. Думаю, из-за этого мои работы выглядят психоделическими.
Ваша дебютная книга комиксов называлась «Мои демоны». Почему?
Книга «Мои демоны» родилась, когда я был в Сеуле. Там, в мегаполисе, я начал много копаться в себе и заново изучать себя. Демоны — это человеческие желания, которые влияют на мое поведение.
А вы боретесь с этими демонами или просто мирно живете?
Я не воспринимаю их как нечто негативное. Они являются частью моей природы, объектом исследования и вдохновения. Я не борюсь с демонами, а сосуществую.
Однажды вы сказали: «В моей голове живет Диктатор, который контролирует мои решения». Что это за Диктатор и в чем его сила?
Диктатор — это человеческая природа, неотделимая от меня; желания и инстинкты, которые контролируют мои решения и ограничивают свободу. Мое искусство — это исследование собственного сознания. Я ищу в глубине себя фундаментальные основы меня как человека и пытаюсь изобразить их на бумаге. Мне кажется, глядя на мои рисунки, другие люди тоже могут найти истоки своих страхов и желаний.
Недавно министр культуры России Владимир Мединский заявил, что комиксы — это глупость. Мол, они предназначены для людей, которые не умеют читать. На ваш взгляд, почему люди относятся к комиксам несерьезно и с насмешкой?
Искусство комиксов в целом требует высокой визуальной культуры. Когда ты их делаешь, надо быть начитанным и хорошо владеть языком. Существует очень много видов комиксов, так что я уверен: даже министр культуры России сможет найти для себя что-то интересное. В Бельгии, например, комиксы — очень уважаемый вид искусства с богатой историей.
Какие три комикса вас впечатлили? И почему?
Первый — Les amours suspendus. Простые рисунки Марион Файоль точно обнажают мир влюбленных людей. Ее метафоры универсальны: каждый найдет смешные и грустные моменты, созвучные личному опыту.
Второй — Het amusement Брехта Эвенса — посвящен исследованиям разных плотских утех. С помощью ярких и невероятно красивых рисунков читатель отправляется в путешествие по миру желаний, удовольствий и страхов.
Еще стоит сказать про You're All Just Jealous of My Jetpack. Это отличный сборник смешных и саркастических историй от карикатуриста Guardian и New York Times Тома Голда.
У меня есть несколько друзей-иллюстраторов — и ни один из них не зарабатывает своим творчеством. В России очень мало платят за рисунки, а бывает, что работы просто берут без указания авторства. Как в этим обстоят дела в Европе?
К сожалению, в Европе ситуация похожая. Большинство моих друзей-иллюстраторов тоже вынуждены работать на другой работе. Часто бывает так, что иллюстрации и произведения искусства создаются после рабочего дня где-нибудь в ресторане. Что касается авторских прав, то с этим все хорошо: есть законы, которые защищают авторское право, и люди их стараются не нарушать.
Ваши иллюстрации публиковались в The New York Times. Скажите, как молодым художникам пробиться к большим журналам?
Я получил письмо от Александры Зигмонд (арт-директор The New York Times), когда еще был студентом художественной академии в Софии. Она предложила сделать для них иллюстрации. Это был удивительный момент! Я не был уверен в себе, но у меня было огромное желание показать свой стиль и творчество другим. Мы очень хорошо сработались.
Вы активно пользуетесь инстаграмом (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), чтобы транслировать свое творчество в массы. Что соцсети значат для художника сейчас? Как они влияют на творчество?
Социальные сети — это большая часть моей творческой карьеры и жизни в целом. Моя реальность формируется людьми, с которыми я знакомлюсь в интернете; также соцсети — это источник вдохновения и образования. Для меня как художника из маленькой страны это очень важно. Например, выставка в Москве случилась благодаря фейсбуку (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Мне написала Лена Иванова из объединения System108 и предложила поработать.
Каноническая рубрика журнала Правила жизни — «Правила жизни». Поделитесь с нашими читателями пятью личными наблюдениями или переживаниями?
Идеология — тюрьма.
Терпение — сила.
Мечтательность — ключ к здоровью.
Культура — любовь.
Иллюзии — страдания.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: