Правила пилотов
Отношение к самолету как к напарнику, три глубоких вдоха перед тем, как принять решение в воздухе, и общение с семьей как ресурс прочности — у летчиков свои правила жизни. От детских мечтаний до мыслей о будущем — в 100 высказываниях пилотов авиакомпании S7 Airlines.
’’
’’
’’
ШТАНГИСТЫ ПОДНИМАЮТ 300 КГ — И СКОЛЬКО СИЛ ОНИ ВКЛАДЫВАЮТ В ЭТОТ ТРИУМФ. А ТЕПЕРЬ ВООБРАЗИТЕ, ЧТО ОЩУЩАЕТ ПИЛОТ, КОТОРЫЙ ВПЕРВЫЕ ПОДНЯЛ В ВОЗДУХ и ПОСАДИЛ МАШИНУ ВЕСОМ 60 ТОНН. ЭТО ЧУВСТВО СО ВРЕМЕНЕМ СЛЕГКА ПРИТУПЛЯЕТСЯ, НО НЕ ПРОХОДИТ И ПОСЛЕ ТЫСЯЧИ ПОЛЕТОВ.
ЗА РУЛЬ Я СЕЛА ПОЗЖЕ, ЧЕМ ЗА ШТУРВАЛ. КОНЕЧНО, ПО СРАВНЕНИЮ С ПИЛОТИРОВАНИЕМ ВОДИТЬ ПРОСТО — НЕТ ЭТОГО ОГРОМНОГО ГРУЗА ОТВЕТСТВЕННОСТИ. ЗАТО В НЕБЕ ТЕБЯ НИКТО НЕ ПОДРЕЗАЕТ
ЛЕТЧИКИ — ЭТО ВЕЧНЫЕ СТУДЕНТЫ. ТОЛЬКО НА ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПОЛЕТА ПЕРЕД КАЖДЫМ РЕЙСОМ УХОДИТ ОКОЛО ЧАСА, НЕ ГОВОРЯ УЖЕ О ПОСТОЯННЫХ ПЕРЕПОДГОТОВКАХ. ЗАТО ЭТО ПОЗВОЛЯЕТ НАМ ДЕРЖАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТОНУС
’’
’’
’’
НА ЗЕМЛЕ ПОСЛЕ РЕЙСА Я ПОЗВОЛЯЮ ДЕТЯМ ЗАГЛЯНУТЬ В КАБИНУ. ВОЗМОЖНО, ЭТО НАШИ БУДУЩИЕ ЛЕТЧИКИ
У ЛЕТЧИКОВ ЕСТЬ СВОИ ПРИМЕТЫ — НАПРИМЕР, ПЕРЕД РЕЙСОМ НЕЛЬЗЯ ПРИШИВАТЬ К КИТЕЛЮ ОТОРВАВШУЮСЯ ПУГОВИЦУ, НО Я НЕ СУЕВЕРЕН. МОЙ РИТУАЛ — ВЫПИТЬ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПОЛЕТА СТАКАН ВОДЫ. В ОТЛИЧИЕ ОТ ПРИМЕТ ОБЕЗВОЖИВАНИЕ В САМОЛЕТЕ — НАУЧНЫЙ ФАКТ.
АВИАЦИЯ — МОЯ РАБОТА И МОЕ ХОББИ, НО ЭТО НЕ МЕШАЕТ ОСТАВАТЬСЯ ЖЕНЩИНОЙ. ПЛАТЬЯ, КАБЛУКИ — ЭТО МОЕ. МНОГИЕ НЕ УЗНАЮТ МЕНЯ ВНЕ РАБОТЫ, ПОТОМУ ЧТО В ЖИЗНИ Я ВЫГЛЯЖУ СОВЕРШЕННО ИНАЧЕ.
Александр Попов
пилот-инструктор S7 Airlines, 39 лет
Страсть к небу у меня врожденная. Родители рассказывали, что впервые я увидел самолет в год — еще не умел говорить «мама, папа», но в тот момент попытался что-то важное сказать. Семья жила на Дальнем Востоке, там везде сопки, и я все время в них убегал: хотел быть поближе к облакам.
В 14 лет я начал прыгать с парашютом и испытал восторг свободного падения. С этого момента представить себя без высоты было уже невозможно.
К тому, где я сейчас, я пришел через военную авиацию. В ВВС я летал очень мало, а мне только этого и хотелось — потому и закончил военную карьеру. Сегодня у меня семь с половиной тысяч часов налета, 11 лет на Airbus, и я абсолютно счастлив.
Я катаюсь на сноуборде, поэтому особенно люблю маршруты над горами. Смотришь из кабины на заснеженные вершины и думаешь: вот бы сейчас там оказаться.
Штангисты поднимают 300 килограммов — и сколько сил они вкладывают в этот триумф. А теперь вообразите, что ощущает пилот, который впервые поднял в воздух — а спустя несколько часов еще и мягко посадил — машину весом 60 тонн. Это чувство со временем слегка притупляется, но не проходит и после тысячи полетов.
Кого-то очаровывает старина — уютные европейские городки с готическими церквями. Меня куда больше поразил Пекин. Хай-тек, небоскребы из стекла и стали, устремленность в будущее — это мое.
Парашютный спорт — я занимаюсь групповой акробатикой, постоянно тренируюсь в аэротрубе — в какой-то мере перекликается с принципами управления самолетом. Парашют — то же крыло, пусть не такое жесткое. А еще это возможность потрогать облака руками. С виду они мягкие и пушистые, а на самом деле мокрые.
Переехав в загородный дом, с удивлением обнаружил, что высыпаюсь всего за три часа. Свежий воздух и тишина делают чудеса — при всей моей любви к технологиям и прогрессу.
У пилотов есть такая шутка: «Куда полетел?» — «Да туда, где есть бетонная полоса две пятьсот». Для нас не важно направление, счастье — просто поднять самолет в небо. Это новая степень свободы.
’’
Штангисты поднимают 300 килограммов — и сколько сил они вкладывают в этот триумф. А теперь вообразите, что ощущает пилот, который впервые поднял в воздух и посадил машину весом 60 тонн. Это чувство со временем слегка притупляется, но не проходит и после тысячи полетов.
Как-то пошел из училища в увольнительную. Покупаем с друзьями мороженое в киоске, мимо проходит девушка — попросила купить ей тоже. Мы вместе уже 22 года.
Прекрасный аэропорт — Инсбрук, трудный, но очень интересный. Там мы крутимся в ущелье — ювелирная работа, для которой нужен специальный допуск.
Ключевое качество для пилота — стрессоустойчивость. Мы находимся в бешеном дефиците времени и в постоянной динамике вместе с самолетом. В любой нестандартной ситуации нужно действовать быстро, четко, грамотно.
Летчики все время говорят об авиации. «Ударенные небом», как я их называю. А в парашютном спорте рядом с тобой может оказаться и учитель, и директор компании, и телеведущий. Общаясь с ними, расширяешь кругозор.
Для снятия напряжения у меня есть отличное хобби — авиамоделирование. Все, что кипит в голове, выходит через руки.
В современном мире сложно опираться на авторитеты — слишком стремительно все меняется. То, что казалось неприемлемым поколению моих родителей, для нас совершенно нормально. Приходится жить своим умом.
Самолеты — это сгустки позитивной энергии. Разумеется, люди летают по разным причинам, но в основном они радостные: в отпуск, увидеть родных и друзей.
Для кого-то сложные условия — стресс, но для меня чем сложнее, тем интереснее.
Мой сын в следующем году поступает в летное училище. Он долго созревал для этого решения, и я совершенно на него не давил. Только старался объяснить, что главное в этой профессии — болеть небом. Иначе не выдержать всех сложностей.
Школьная учительница говорила мне: «Ты все время глазеешь в окошко, так ты ничего не добьешься». По-моему, я ее уделал. Теперь на работе у меня самые замечательные виды из окна.
Елизавета Филина
второй пилот S7 Airlines, 28 лет
Хорошо помню свой первый без инструктора, самостоятельный рейс. Все время оглядывалась: не могла поверить, что в кабине только я и командир.
Я не завидую женственной форме стюардесс — мне нравится носить китель и брюки.
Мужчину не красят мелочность и привычка бросать слова на ветер. Женщину, впрочем, тоже.
Важная черта пилотов — это чувство юмора. Наша работа основана на постоянной концентрации, поэтому очень важно уметь разрядить обстановку.
Большую часть своей жизни я не думала о небе: родители — ихтиологи, сама училась на радиофизика в Петербурге. Мне даже в голову не приходило, что пилотами становятся; казалось, с этим надо родиться. Потом судьба занесла меня в аэроклуб: прыгала с парашютом, пару раз довелось попасть с ребятами в учебно-тренировочные полеты — и все, вот я уже в летном училище под Рязанью.
Деньги — это средство достижения цели, а не цель. Нужно концентрироваться не на деньгах, а на действительно важных задачах.
Музыка важна для меня. Люблю русский рок: «Анимацию», «Сплин», Земфиру, Сурганову, «Агату Кристи», «Ночных снайперов»... Раньше я много играла на гитаре и пела — на университетских посиделках с ребятами — и даже выступала на концертах в летном училище. Честно говоря, уровень игры у меня довольно дворовый, но главное, играть с душой.
’’
За руль я села позже, чем за штурвал. Конечно, по сравнению с пилотированием водить просто — нет этого огромного груза ответственности. Зато в небе тебя никто не подрезает.
На моем курсе в летном училище было 18 девушек. Прежде девушек поступало всего три-четыре. То, что женщины становятся смелее и идут в авиацию, не может не радовать.
Поблажек как девушке-пилоту мне никто не делает. В кабине мы все профессионалы — не важно, старше ты или младше, женщина или мужчина.
Я пилот Airbus — это очень комфортный самолет со своей философией, продуманный, надежный, интересный. Из всех моделей во флоте S7 Airlines, пожалуй, больше всего люблю Airbus A319.
Вечный вопрос о том, совместима ли моя работа с отношениями и семьей, вызывает у меня удивление. Многие люди работают с постоянными командировками.
За руль я села позже, чем за штурвал. Конечно, по сравнению с пилотированием водить просто — нет этого огромного груза ответственности. Зато в небе тебя никто не подрезает.
Пилот не может быть в плохой физической форме. Я постоянно занимаюсь в зале, нашла тренера — мастера спорта по спортивной гимнастике, хочу ее освоить.
Я всегда предпочту спортзал просмотру сериалов или каких-нибудь бессмысленных роликов на YouTube.
В стрессовой ситуации первое, что я делаю, — выдыхаю.
После набора высоты я ощущаю ни с чем не сравнимое чувство спокойствия.
Андрей мабо
старший пилот-инструктор S7 Airlines, 43 года
Сказать, что самое сложное в нашей профессии, невозможно. Летчик — это в принципе сложная профессия, замечательная, интересная, но сложная.
Три глубоких вдоха нужно сделать перед тем, как принять решение в воздухе. Это одно из самых важных правил. Не дергайся, не запускай адреналин в кровь — подыши пару секунд и начинай работать.
Быть инструктором — целая наука. В первом полете я никогда не отчитываю человека за промахи, не перегружаю, не давлю — пусть парень получит максимальное удовольствие, ведь это воспоминание он пронесет с собой через всю жизнь.
Мой дед — летчик сначала военной, а потом и гражданской авиации — воспитал меня и как мужчину, и как пилота. Он посвятил небу всю жизнь: служил на бомбардировщиках в Средней Азии, одним из первых осваивал Ту-154. Дед вложил в меня жизненные ориентиры, и уже с 10 лет я целенаправленно шел к своей профессии.
Все свободное время я провожу с семьей. Как бы я ни был вымотан, общение с женой и детьми — у меня трое — восполняет мои ресурсы.
Авиация — это пространство духа. Тот, кто пришел в нее за материальной выгодой, быстро сдуется. Эту работу нужно искренне любить.
С каким настроением ты приходишь на рейс, таким он и будет. Поэтому я никогда не оставляю дома неразрешенные конфликты.
Летчики — это вечные студенты. Только на изучение и анализ условий полета перед каждым рейсом уходит около часа, не говоря уже о постоянных переподготовках. Зато это позволяет держать интеллектуальный тонус — моему деду-летчику 92, и он до сих пор сохранил завидную ясность ума.
Я остаюсь пилотом 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Даже когда просто гуляю с детьми и вижу, что собирается гроза, начинаю думать: как там наши ребята, кому сейчас сложно заходить на посадку.
’’
Летчики — это вечные студенты. Только на изучение и анализ условий полета перед каждым рейсом уходит около часа, не говоря уже о постоянных переподготовках. Зато это позволяет нам держать интеллектуальный тонус.
Человек — не птица, летать для него неестественно, поэтому легкое чувство бдительности совершенно нормально. Без него есть риск наделать глупых ошибок.
Самым особенным рейсом для меня был полет во Франкфурт 1 октября 2007 года. Пока мы стояли там на обслуживании, я получил СМС от жены, что у нас родился сын. Потом выяснилось, что из роддома она позвонила в эскадрилью, чтобы попросить авиадиспетчеров передать мне эту новость. Сообщение ушло по секторам, и, хотя не догнало меня в воздухе, на обратном пути все диспетчеры поздравляли меня с появлением нового члена семьи.
В детстве мне нравились фильмы о летчиках: «Хроники пикирующего бомбардировщика», «Экипаж». В современном кино, где действие происходит в воздухе, часто упор на зрелищности, и я вижу все ляпы: иногда это смешно, иногда просто глупо.
Порядочность и честность — вот, по-моему, два главных качества пилота. Порядочность — по отношению к людям, с которыми ты работаешь. А честность нужна прежде всего перед самим собой — пилот должен уметь признавать свои ошибки и, главное, учиться на них.
Самолеты — одно из лучших творений рук человека. Я летал и на маленьких спортивных машинах, и на тяжелых транспортных — уважаю их все. Airbus — вообще любовь с первого взгляда. Первый раз, когда я имел с ним дело, казалось, что это корабль инопланетян — настолько он сложен. Чтобы управлять таким самолетом, нужно разогнать мозги до определенной скорости.
Для детей моя работа ассоциируется со сладким. По семейной традиции я всегда привожу им из рейса пакетик с пирожными и конфетами из бортпитания — для себя я сладости ограничиваю, а они радуются.
Надеюсь, наша летная династия продолжится. Моей старшей дочери 16 лет, и она намерена стать пилотессой. Я ее в этом поддерживаю — у нее тяга к небу еще с детства и хорошие задатки.
Помимо воздуха люблю воду. Бассейн помогает поддерживать форму, во время отдыха на море занимаюсь подводной охотой.
Если я не летаю дольше двух недель, начинаю страшно скучать по небу.
Александр Виндермут
ведущий пилот-инструктор S7 Airlines, 32 года
Мое личное правило — все проблемы, все эмоции, не важно, хорошие или плохие, я оставляю на входе в терминал.
В старших классах и в начале студенческой жизни мне хотелось попробовать той жизни, что показана в фильмах «Форсаж»: машины, музыка, ночной город... С возрастом приоритеты сместились в сторону рациональности, и спортивный автомобиль уже не вписывается в мой ритм и образ жизни.
У меня два шестилетних сына и двухлетняя дочка. Первые года полтора воспитывать двойняшек безумно сложно — пока они не научатся взаимодействовать с окружающей средой, — а затем намного легче, чем одного ребенка. Им достаточно друг друга, они всегда вместе: дерутся, играют, учатся. Они поддерживают и мотивируют друг друга: если что-то получается у одного, этого обязательно нужно достичь другому.
Перед рейсом я никогда не прячусь от пассажиров. Раньше часто задавали, да и до сих пор задают вопрос: «Сколько лет командиру?» Когда я, еще совсем молодой, летал с молодым вторым пилотом, придумали шутливый ответ: «Нам на двоих нет и пятидесяти».
Я всегда здороваюсь с самолетом как с напарником: чтобы он не подвел меня, а я не подвел его. Любимчиков нет. Точнее, у меня больше 50 любимчиков — с каждым нашел общий язык, с каждым сработался.
Мое хобби — это моя работа. Мне по-настоящему интересно читать документацию, разрабатывать процедуры, менять что-то к лучшему.
’’
на земле после рейса я позволяю детям заглянуть в кабину. Возможно, это наши будущие летчики.
Мне было около 15 лет, когда мы с родителями полетели за границу европейской авиакомпанией. В какой-то момент я попытался через глазок заглянуть в кабину пилота, и бортпроводница, заметив это, пригласила меня войти. Командир немного знал русский, мы о многом поговорили, и он даже разрешил мне остаться на посадку. Когда я вышел оттуда, моя судьба была предрешена. Сейчас правила гораздо строже, такое невозможно. Но помня об этой истории, на земле после рейса я позволяю детям заглянуть в кабину. Возможно, это наши будущие летчики.
Москва красивая, ухоженная, она выглядит дорого. Но мне не нравится, что это единственный город в России, который может позволить себе так выглядеть.
Беспилотные самолеты — наше недалекое будущее. Да, уйдет эпоха героической профессии летчика, но у меня нет грусти по этому поводу. Технологии позволили людям подняться в воздух, пусть они доведут процесс до логического конца. А нам останется искать себя в новых качествах, а летать — для удовольствия.
Моему отцу было 50 лет, когда он завершил карьеру пилота. Сказал, мол, все, налетался — и открыл новую главу в своей жизни. Мне кажется, так и надо уходить, легко и осознанно, с благодарностью за все.
Как-то мне довелось пообщаться с пожилым американским пилотом. Ему было уже за 80, и всю свою жизнь он перемещался по миру: работал в Африке, в Корее, Японии, Китае — да просто везде. Сколько он видел культур, народов, религий, и это дало ему мудрость и вместе с тем открытость новому опыту. Хотелось бы выстроить в себе такое же отношение к жизни.
Самая большая роскошь для пилота — как можно чаще ночевать дома.
В музыке я всеяден: слушаю джаз, классику, тяжелый рок. Только группа «Руки вверх!» стоит особняком — когда я был мальчишкой, ее слушали все. Возможно, это просто ностальгия.
Сергей Зобнин
командир воздушного судна S7 Airlines, 52 года
У летчиков есть свои приметы — например, перед рейсом нельзя пришивать к кителю оторвавшуюся пуговицу, но я не суеверен. Мой ритуал — выпить перед началом полета стакан воды. В отличие от примет обезвоживание в самолете — научный факт.
Я не из тех, кто любит рассуждать о том, что раньше трава была зеленее: в каждом времени есть хорошее и плохое. Не ностальгирую по прошлому, разве что старых друзей хотелось бы видеть чаще.
Форма обязывает и дисциплинирует. Можно даже сказать, что гражданскую авиацию я предпочел военной, потому что эта форма мне больше по душе.
Ощущения от первого в жизни полета за штурвалом — это был учебно-тренировочный Як-18 — описать сложно. Восторг, гордость, душевный подъем, одним словом — бесподобно.
Мужчина должен обеспечивать семью — чтобы женщина могла не работать, если ей так комфортнее. Для нас с женой было важно, чтобы рядом с детьми всегда была мама.
Не люблю летать пассажиром. В кабине у меня гораздо больше места, чем в пассажирском кресле.
У меня иногда спрашивают, как удалось вырастить таких сыновей. Старший, Александр, тоже пошел в авиацию, летает вторым пилотом в нашей компании. Младший, Роман, — полузащитник и вице-капитан московского «Спартака», член сборной России. А мы просто давали им идти своей дорогой, поддерживая по мере сил.
Живу в 30 километрах от Москвы, но почти в ней не бываю. Жалко времени на дорогу, да и совсем не тянет в шумный город — в свободное время приятнее спокойно погулять на природе с собакой.
’’
У летчиков есть свои приметы — например, перед рейсом нельзя пришивать к кителю оторвавшуюся пуговицу, но я не суеверен. Мой ритуал — выпить перед началом полета стакан воды. В отличие от примет обезвоживание в самолете — научный факт.
Когда я рос, авиация еще не была так развита и вокруг профессии летчика был яркий романтический ореол. Интерес был повсюду: мальчишки рисовали самолеты, собирали самолеты, говорили о самолетах.
Мечты — странная штука. Мечтаешь, например, о домике у моря. А поговоришь с людьми из курортных городов — у них та же жизнь с заботами и рутиной, море видят пару раз в год.
Мои увлечения — это увлечения моих детей. Наверное, на первом месте футбол: сходить на матч, посмотреть интересную игру по телевизору.
В молодости у всех есть амбиции — хочется сложных аэропортов, каких-то свершений. Сейчас мой приоритет в том, чтобы любой рейс, неважно, простой или сложный, прошел максимально гладко и у пассажиров остались лучшие впечатления.
Иногда в отпуске видишь в небе самолет и с некоторой грустью думаешь: на пенсии буду только наблюдать за этим. Ну а с другой стороны, снаружи самолет выглядит красивее, чем кабина пилота изнутри.
Болеть за национальные сборные не очень интересно — это по умолчанию достаточно высокий уровень. Когда-то любимым клубом был английский «Арсенал»: молодые ребята, которые показывали красивый комбинационный футбол.
Даже после 12 тысяч часов налета романтика неба никуда не исчезает. Все так же восхищаешься яркими рассветами и закатами. А серебристые облака, которых не видно с земли, — это вообще одно из самых удивительных зрелищ на свете.
Ларина Евмурзаева
27 лет, второй пилот S7 Airlines
Мой отец всю жизнь посвятил авиации, два старших брата тоже пилоты. Когда папа, вернувшись из командировки, брал меня на руки, я расправляла руки, как крылья у самолета, — и он кружил меня по комнате. Я примеряла папину фуражку, постоянно слышала рассказы о летчиках. Невозможно было не заинтересоваться.
Дай любому человеку выполнить полет за штурвалом — и уже будет не оторвать. Это затягивает.
На работе я всегда улыбаюсь — коллеги говорят, что заряжаю все вокруг позитивом. Я люблю людей.
Я была первой девушкой, которая поступила в Краснокутское летное училище. Изначально меня не хотели принимать: переживали, как я впишусь — в общежитии все было рассчитано только на мужчин. Но потом решили вопрос. На следующий год уже объявили набор «юношей и девушек».
Все почему-то думали, что я поехала поступать в медицинский. Я рассказала обо всем друзьям, только когда получила из училища письмо о зачислении. До сих пор его храню.
Раньше я летала на Як-42. Для того чтобы управлять им, нужна физическая сила. Я всегда справлялась, но в какой-то момент поняла, что пора менять технику и переходить на иномарку. Boeing — интересный самолет, плавный, с мощнейшей гидравликой. Иметь с ним дело гораздо легче.
Были трудные моменты, но ни разу в голову не приходило мысли все бросить. Если что-то действительно нравится, будешь прикладывать все усилия, чтобы заниматься любимым делом.
Я из Грозного. Мои родители современные люди, но мы стараемся хранить и поддерживать традиции нашего народа. Не проходит ни одного дня, чтобы мы с семьей не пообщались.
’’
Авиация — моя работа и мое хобби, но это не мешает оставаться женщиной. Платья, каблуки — это мое. Многие не узнают меня вне работы, потому что в жизни я выгляжу совершенно иначе.
Пассажиром летать скучно, за штурвалом время летит быстрее: постоянно что-то делаешь. Но я много летаю и как пассажир. Полностью доверяю коллегам, потому что знаю, как их готовят.
Чувство, что ты можешь управлять огромным самолетом, — особенное. И каждый день что-то новое: грозы, туман, сложные ситуации. Ты постоянно наготове, думаешь и рассчитываешь на сто шагов вперед.
Главное качество пилота — это уверенность в себе. Ты должен знать, что делаешь, не сомневаться и быть очень ответственным. Для меня это важно в любом человеке — и в мужчине, и в женщине.
Плохое важно только в тот момент, когда оно происходит. А дальше уже твой выбор.
У меня есть цель стать командиром — и я это сделаю. Главное, постоянно развиваться. Со временем хочется осваивать новую технику, но пока получаю огромное удовольствие, пилотируя Boeing 737-800.
В детстве я была типичной девочкой. Играла в куклы, выдавала их замуж. Были, правда, и машинки — водить и сейчас люблю. А вот игрушечных самолетиков не было — в моей жизни они сразу появились настоящие.
Должна быть семья — прожить всю жизнь одна я бы не хотела. Нельзя рассчитывать, что самолеты заменят все. Это важная часть меня, но должно быть что-то еще.
Я стараюсь не зацикливаться на мелочах, иначе можно упустить что-то важное. Кто-то подрезал — через пять минут забудешь об этом. Так зачем вообще уделять этому внимание? Не надо искать причину испортить себе настроение.
Родители у меня спокойные, мудрые и грамотные. Учили нас подходить к любому делу с умом, чтобы, не подумав, не сделать зла.