Еще не конец: разбор финального сезона «Игры престолов», серия 3

Журналист и автор телеграм-канала «Запасаемся попкорном» Иван Филиппов разбирает третью серию финального сезона «Игры престолов», которую снимали 55 ночей.
Еще не конец: разбор финального сезона «Игры престолов», серия 3

Традиционное предупреждение: вы открыли рекап третьей серии восьмого сезона «Игры престолов». Если по какой-то причине вы еще не посмотрели серию, срочно закрывайте текст и не читайте ничего дальше. Мы обсудим все события максимально подробно с рассказом, кто и почему умер, с разбором всех сюрпризов и сюжетных поворотов, и это тот самый случай, когда портить себе удовольствие спойлерами категорически не следует. Итак.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С момента старта восьмого сезона мы готовились к третьей серии: к грандиозной битве Смерти и Жизни, битве объединенных армий Севера под предводительством Джона Сноу и Дейенерис Бурерожденной с армией Короля Ночи. К битве за Винтерфелл. Чего уж греха таить, этой серии мы ждали еще с прошлого года, когда в сети появились слухи о том, что Винтерфелл опять сожгли и что режиссер Мигель Сапочник снимал сражение 55 ночей подряд (это абсолютный телевизионный, да и не телевизионный тоже, рекорд). Мы ждали, и Сапочник наши ожидания оправдал: это была одна из лучших серий сериала, да и, пожалуй, одна из самых напряженных серий в истории сериалов.

Главной темой всех обсуждений и предсказаний, посвященных третьей серии, были смерти главных героев: все ждали, что в битве за Винтерфелл в последний раз увидят очень многих своих любимцев. Мы были уверены, что Джейме Ланнистер и леди Бриенна не переживут эту ночь. Но вышло иначе. И это, признаемся, совсем не плохо. Само понимание того, что в любой момент герой может погибнуть, делало просмотр серии столь невероятно увлекательным. Вот Дейенерис падает с дракона и остается одна — ненадолго одна — на поле боя в окружении мертвяков. Все, ей конец, думает зритель. Потому что от шоураннеров «Игры престолов» этого вполне можно ожидать. Или Джон оказывается один на один с ледяным драконом Короля Ночи: пропал Король Севера, сейчас ему крышка. Этого не произошло, но сам факт, что могло произойти, и сделал битву эмоционально напряженной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но давайте же начнем с подведения итогов. Не пережили ночь и навсегда покинули сериал Теон Грейджой, Скорбный Эдд, сир Джорах Мормонт, леди Лианна Мормонт, Берик Дондаррион и Мелисандра — Красная жрица. Каждый из них этой ночью исполнил свое предназначение, никто из них не умер напрасно или просто так. Теон до последнего охранял Брана, Скорбный Эдд спас от смерти Сэма, «рыцарь вечной френдзоны» Мормонт защитил оказавшуюся беззащитной (хотя и не такой уж и беззащитной) Дейенерис, Мелисандра с помощью бога света зажгла ров вокруг замка и защитила Винтерфелл, леди Лианна убила — ценой собственной жизни — страшного великана, и, наконец, Берик Дондаррион пожертвовал своей последней жизнью, чтобы защитить Арью. Без его жертвы не было бы победы в битве, без его жертвы Король Ночи убил бы Брана.

Есть множество способов снимать грандиозные батальные сцены. Можно начать их с пафосной речи, можно показать героизм и отвагу в глазах идущих на смерть, можно, наконец, напомнить, насколько велики ставки — проигрыш в этой битве означает конец человеческой цивилизации и наступление вечной ночи. Мы же начинаем эту битву вместе с Сэмом, которому очень страшно. Шуточки кончились, он, спотыкаясь, бредет через двор замка навстречу смерти. Тирион берет с собой в крипту самое ценное — мехи с вином. Вот что называется верность своему персонажу: даже в момент наивысшей опасности он отлично помнит свои приоритеты. Но, на самом деле, вино для Тириона лишь попытка усыпить внутренний голос, кричащий ему, что он должен быть на Стене, а не под землей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые 15 минут серии мы вместе с защитниками Винтерфелла даже не видим противника. Это 15 минут тяжелого, практически физически ощущаемого ожидания смерти. Только тьма, холод и страх. Появление Красной жрицы в этой ситуации для преданных поклонников сериала не было удивительным — она была единственной из основных героинь, которая не появлялась в первых двух сериях, и ее возвращение в этом смысле было совершенно предопределено.

И вот Красная жрица зажигает аракхи дотракийских всадников. Внимательным зрителям сразу понятно: эта сцена буквально кричит о страхе бесстрашных дотракийцев. Как мы знаем из первого сезона, они не терпят колдовства и не выносят колдуний — собственно вследствие этого в итоге погиб кхал Дрого (напомним, что дотракийцы сожгли храм и изнасиловали колдунью Мирри Маз Дуур). Здесь же на заснеженном поле они позволяют Красной жрице заколдовать их оружие перед атакой. В русском переводе это не так считывается, но для англоязычных зрителей атака дотракийской конницы — это в чистом виде Charge of the Light Brigade, знаменитое стихотворение Альфреда Теннисона «Атака легкой бригады», где light может быть интерпретировано и как «легкая», и как «конница света»:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Долина в две мили — редут недалече...

Услышав: «По коням, вперед!»,

Долиною смерти, под шквалом картечи,

Отважные скачут шестьсот.

Преддверием ада гремит канонада,

Под жерла орудий подставлены груди —

Но мчатся и мчатся шестьсот...

Это, если задуматься, самая душераздирающая сцена во всей серии: за несколько минут на наших глазах гибнут все дотракийцы. Изумительно выстроенный кадр, когда в абсолютной тишине все оставшееся войско — Безупречные, северяне, одичалые, рыцари Долины — смотрит, как гаснут один за другим огоньки пылающих мечей...

Бессмысленно разбирать битву — с битвой все понятно. Но стоит отдельно отметить невероятный дар постановщика, режиссера Мигеля Сапочника: от танца драконов под луной до прохода Джона по пылающему Винтерфеллу — вся серия снята безупречно. Мы регулярно меняем точки зрения и видим битву от лица всех главных персонажей, что позволяет нам испытать абсолютный максимум эмоций — в первую очередь панику.

Герои даже на поле битвы остаются людьми, а не сказочными богатырями: мы видим всех наших главных героев — и Джона, и Джейме, и Бриенну, и Подрика, и Тормунда в моменты абсолютного отчаяния и паники, когда, кажется, все потеряно. Пес — и это тоже очень важная говорящая деталь — даже в таких экстремальных обстоятельствах не теряет своего страха огня: он не излечивается по мановению волшебной палочки, потому что это важная характеристика его персонажа. Он способен на поступок — преодоление — не ради спасения собственной жизни, а только ради спасения Арьи — первого человека в его жизни, которого он по-настоящему любит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также и Арья не превращается на стенах Винтерфелла в супергероиню. В одну минуту мы видим, как ловко она орудует своим копьем, а в другую она уже испуганная девочка, которая пытается спрятаться. Тот факт, что мы видим обе стороны ее характера — и героическую, и человеческую, — и делает ее финальный подвиг таким убедительным.

Да и появление Арьи в нужный момент не вызывает вопросов, вопреки бесконечным возмущениям фанатов, — как не вызывало вопросов ее появление в замке Близнецы, когда она убила Уолдера Фрея и его сыновей. Сериал уже давно продемонстрировал нам, что Арья — при необходимости — может появляться в нужное время в нужном месте. Особенно если в этот момент вся стража Короля Ночи была занята Теоном, а дракон — Джоном Сноу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть еще несколько любопытных деталей, которые многие упускают из виду. Во-первых, потрясающий разговор Арьи и Сансы на стене замка. Арья дает Сансе клинок из драконьего стекла и объясняет основное правило боя: тыкай в противника острым концом. Это не просто смешная фраза, это дословная цитата из разговора Джона Сноу с Арьей в первом сезоне — еще один элегантный «колбэк», спрятанный в серии. Второй момент — многие фанаты предполагали, что идея спрятаться в Крипте изначально была «так себе», ведь Король Ночи может поднимать мертвых. Но что важно отметить: те мертвяки, которые набросились на спрятавшихся людей, — это ведь несколько поколений Старков... Наконец, из мелочей очень хочется отметить два разговора Сансы с Тирионом, наполненных удивительной нежностью и уважением. Вот ведь кто и правда стал бы (опять) для Тириона идеальной женой; да и с политической точки зрения их союз до сих пор имеет смысл...

Из важных деталей: кинжал, которым Арья убивает в финале Короля Ночи, — это не просто оружие из валирийской стали. Это тот самый кинжал, из-за которого началась Война пяти королей, — клинок, который леди Кейтилин отобрала у наемного убийцы, посланного к Брану. Кейтилин решила, что убийцу подослал Тирион, взяла его в плен — чем все закончилось, мы уже знаем. Всю эту схему придумал Мизинец, надеявшийся в хаосе получить власть. И он же подарил клинок Арье в седьмом сезоне. Лезвие, которое начало войну, ее и закончило. Правда — и это важный нюанс, — не совсем ту войну. Война между Жизнью и Смертью окончена, но теперь ведь надо разобраться с престолом...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как именно теперь выжившие в битве за Винтерфелл будут побеждать Серсею — это большой вопрос. Во-первых, они, как мы помним по второй серии, еще не до конца решили между собой, у кого право на корону: у Джона или у Дейенерис? Во-вторых, неожиданным образом у Серсеи теперь военное преимущество: на ее стороне несколько десятков тысяч отлично вооруженных свежих наемников и огромный флот головорезов. Дейенерис же лишилась практически всех Безупречных и всех дотракийских всадников. Есть драконы, но оба ранены, а войска Севера изрядно потрепаны, да и не факт, что они захотят сейчас, в Зиму, идти в дальний поход. Так что не факт, что мы с вами видели главную битву сезона — кажется, она еще впереди.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: