Разбор финального сезона «Игры престолов»: серия 1
541 день ждали поклонники «Игры престолов» старта финального сезона любимого сериала. И, наконец, дождались. Первая серия восьмого сезона лишь на первый взгляд может показаться неискушенному зрителю излишне неторопливой: на самом деле, авторы за 50 минут задали все основные конфликты сезона, причем сделали это максимально убедительно.
На всякий случай: сейчас мы подробно разберем первую серию восьмого сезона и этот разбор, разумеется, будет включать множество спойлеров. Так что если вы серию еще не посмотрели и боитесь испортить себе удовольствие, дальше этот текст читать категорически не следует.
Стоит отдать должное авторам сериала «Игра престолов» — в первой серии они всеми силами стараются держать интонационный баланс и не дают истории уходить в невыносимый пафос. Именно поэтому первый диалог в серии — это не какая-нибудь проникновенная речь про «сплотиться перед общим врагом», а сцена, в которой Тирион опять троллит бедного Вариса и смеется над тем, что ему везет и он хотя бы на Севере не сможет себе яйца отморозить. Ха-ха. Но шутки шутками, а проблемы, стоящие перед героями сериала, пока выглядят абсолютно неразрешимыми.
Дейенерис будет проблемой для всех. Это, наверное, самое важное, что мы поняли из первой серии. Тирион и Варис (хотя Варис и относится к этой идее со скепсисом) могут сколько угодно надеяться на то, что Семь Королевств получат сразу двух правителей, но пока события развиваются таким образом, что конфликт между Джоном и Матерью Драконов неизбежен. Главным сюрпризом первой серии становится эмоциональное выступление Сэма. Он мог рассказать Джону правду о его рождении десятью разными способами, но он выбирает именно такой, который формирует конфликт: у тебя есть все права на трон, у тебя прав на трон больше, чем у нее, и ты обязан бороться за трон. Понятно, что Сэм говорит эмоционально — он мог как угодно относиться к отцу, но новость о том, что Дейенерис казнила безоружных и сдавшихся пленных, очевидно, потрясла его до глубины души. Весь подтекст речи Сэма сводится к простой мысли: да, я знаю, что иногда правители казнят провинившихся, но иногда они их и милуют. И невысказанной остается главная мысль: а хочешь ли ты, Джон, чтобы королевой Семи Королевств стал человек, не способный прощать и миловать? За это ли ты боролся всю свою жизнь?
На протяжении всей серии Джон Сноу пытается убедить своих родственников и союзников в том, что сейчас, когда Король Ночи близко, не время обсуждать вопросы престолонаследия. Давайте сначала победим армию мертвых, а потом будем разбираться. Но — и в этом особое очарование мира «Игры престолов» — удивительным образом эта вроде бы очевидная мысль не встречает одобрения практически ни у кого. Мертвые, может быть, и близко, но живые не готовы «сплотиться» и бодро идти в бой: они — люди, а не герои пропагандистских фильмов про войну, и им прежде, чем сплотиться, необходимо выяснить отношения. И в ситуации, когда и Санса, и Арья, и Сэм — все предостерегают Джона или даже прямо советуют ему готовиться к конфронтации с Дейенерис, — конфликт их неизбежен. Любовь любовью, а для Джона — и он на протяжении всего сериала показывал это не раз — есть вещи важнее.
Отдельно стоит отметить, что чем ближе мы подбираемся к финалу, тем холоднее и отстраненнее становится Мать Драконов. Это уже не милая девушка из первого сезона, это холодный и расчетливый правитель, гордый и бессердечный. На большинстве промофотографий восьмого сезона визуальный акцент делался на контрасте между Дейенерис — вся в белом и Джоном — весь в черном, но, как мне кажется, точнее было бы поставить Дейенерис рядом с Серсеей. Между ними очевидно больше общего, чем нам казалось раньше. Более того, в первой обе героини одинаково «награждают» своих преданных «слуг», которые помогли им увеличить их армии. Только если за сексом Джона и Дейенерис с недовольной мордой смотрел дракон Дрогон, то Эурона в спальню провожает не менее недовольный взгляд Горы.
Но первая серия не только обостряет новые конфликты: на протяжении семи сезонов мы с вами следили за приключениями десятков разных героев, разбросанных по всем углам Вестероса, и вот, наконец, они практически все собрались в одном месте. Точкой силы первых эпизодов становится Винтерфелл: там собираются все Старки — Санса, Арья и Бран, туда приезжают Джон Сноу и Дейенерис со своей свитой — сиром Давосом, Тирионом, Варисом и Джорахом Мормонтом. В кузнице трудится Джендри — он осваивает новую технику ковки оружия из драконьего стекла. В библиотеке замка сидит Сэмвелл Тарли, а вместе с «величайшей армией, когда либо собиравшейся в Вестеросе» в замок возвращается Пес.
Со стороны Стены к Винтерфеллу движется не только армия Короля Ночи — отряды Ночного дозора и выжившие члены экспедиции за Стену во главе с рыжебородым Тормундом тоже пытаются поскорее добраться до замка Старков. В Винтерфелл же отправляется и Теон Грейджой, спасший из плена Эурона свою сестру Яру.
Второй центр силы серии — Королевская Гавань. Если Север объединяет ощущение воссоединяющейся семьи, то в Королевской Гавани, напротив, царит мрачное одиночество. Серсея в окружении двух своих ближайших соратников — мертвого телохранителя Горы и злого гения Квиберна — принимает Эурона, который доставил в Вестерос обещанных наемников из-за моря. Правда, без слонов. Слоны, к сожалению, к транспортировке оказались не предрасположены. Эурон наконец выклянчивает себе обещанную оплату — ночь с королевой — и глобально чувствует себя королем мира.
Тема долгожданных встреч героев, которые не виделись между собой многие годы, — одна из основных тем эпизода. Пес встречает Арью, которая бросила его умирать. Арья встречает Джендри, с которым они виделись последний раз в третьем сезоне, — и, кажется, у нее наконец-то появится в сериале «любовный интерес» (если Джендри не убьют в грядущей битве). Самая трогательная сцена воссоединения — встреча Арьи и Джона, последний раз они виделись во второй серии первого сезона. А самая могучая в смысле эмоционального заряда сцена — встреча прикованного к инвалидной коляске Брана и Джейме Ланнистера. Сериал очень красиво и симметрично «закругляется», и события, с которых мы начали эту историю, получают необходимые развязки в финале.
Накануне премьеры восьмого сезона одной из тем обсуждения среди поклонников стало беспокойство, что финальный сезон будет весь про войну и в «Игре престолов» больше не будет фирменного откровенного секса. Авторы услышали наши опасения: за секс в первой серии отвечает обаятельный Бронн, который готовится к зомби-апокалипсису в компании сразу трех симпатичных голых девушек. План Серсеи — поручить именно Бронну убийство Джейме и Тириона — одновременно и ужасный, и гениальный. Ведь Бронн — настоящий друг обоим Ланнистерам. С другой стороны, на протяжении семи сезонов нас приучали к мысли, что единственное для Бронна важное обстоятельство — это деньги. Так что, видимо, мы скоро узнаем, какой выбор он сделает в финале. Готов поставить на то, что Бронн возьмет деньги и обманет Серсею. Это было бы логично.
В сцене с Бронном в борделе, кстати, есть смешное «пасхальное яйцо» для поклонников: если вы помните, в прошлом сезоне Арья встретила в лесу группу солдат Ланнистеров, одного из которых играл певец Эд Ширан. Фанатам сериала это камео так не понравилось, что несчастному Ширану пришлось удалить свой твиттер из-за травли. Так вот когда Бронн пытается спокойно потрахаться, а две свободные девушки продолжают обсуждать драконов — они-то как раз и раскрывают дальнейшую судьбу героя Ширана: «Тот рыженький Эд, его спалил дракон, лицо ему сжег, теперь у него нет век на глазах даже».
И, наконец, давайте обсудим одну сцену, требующую некоторых пояснений. Ближе к финалу мы встречаем Тормунда и Берика Дондарриона в странном замке, где они сначала встречают отряд Ночного дозора под предводительством Скорбного Эда, а затем находят труп молодого лорда Неда Амбера — того самого мальчика, который так трогательно стеснялся Дейенерис в начале серии. Здание, которое осматривают наши герои, — это фамильный замок дома Амберов «Последний Очаг». Тело Неда, как говорит Тормунд, — это «послание от Короля Ночи». Символ, выложенный из отрубленных рук на Стене, мы с вами уже видели в сериале неоднократно — это «спираль ходоков». Авторы никогда нам конкретно не объясняли, что именно означает этот символ, но использовали довольно часто: начиная с первого сезона почти во всех столкновениях людей и ходоков где-то была выложена именно эта спираль. Конкретнее всего спираль была представлена в серии, объясняющей происхождение Короля Ночи: в сцене жертвоприношения человека, из которого с помощью магии дети леса сделали ходока. Этот человек был привязан как раз к дереву, стоящему в центре спирали. И одна из теорий на этот счет гласит, что для ходоков спираль — это акт агрессии по отношению к ненавидимым ими детям леса. Дети обрекли их на страдания, сделали их живыми мертвецами, и ходоки мстят им, извращая их священный магический символ: если дети леса в центр спирали помещали дерево — символ жизни, то у ходоков в центре всегда труп. Другая теория — также ничем не подтвержденная — гласит, что символ этот — магический и с его помощью Король Ночи «столбит территорию», то есть он необходим для того, чтобы трупы оживали и присоединялись к его армии.
В общем и целом первый эпизод финального сезона оправдал все фанатские ожидания. Вышел такой сбалансированный коктейль из сентиментальной ностальгии, изощренного насилия, качественных драконов, голых женщин и крутых конфликтов сложнопридуманных героев. О чем еще можно мечтать.