Пылающее сердце и другие органы: почему новый клип Rammstein вызвал такой скандал

Короли эпатажа опять в деле — новый сингл Deutschland легенд индастриал-метала Rammstein вышел с опозданием почти на десять лет, но задел за живое, кажется, практически всех.

Сначала вышел короткий, но резкий, как плеть, тизер со сценой повешения узников концлагеря, затем — девятиминутный клип, больше похожий на короткометражный фильм ужасов с элементами фантастики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Безвкусная эксплуатация свободы творчества», «непристойно и омерзительно», «использование холокоста в целях рекламы» — вот лишь малая толика обвинений со стороны представителей еврейской общины ФРГ. «Германские рокеры вызвали скандал наци-клипом» — это уже пишет британская Би-би-си в стилистике, неуловимо напоминающей об СССР и временах застоя.

Жестокая ирония судьбы: в своем творчестве Rammstein всегда стремились к максимальному градусу свободы, но именно им постоянно пытаются приклеить ярлык фанатов тоталитаризма и ультраправых радикалов. Дошло до того, что представитель Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин назвал группу «культовой в кругах неонацистов», хоть и счел, что новый клип больше оскорбляет самих немцев, чем евреев.

Есть ли в этих обвинениях хоть капля правды и почему после выхода «Германии» подозрения в тайных симпатиях Rammstein к гитлеризму вспыхнули с новой силой?

Эпатаж, эстетика, экзальтация

С момента основания Rammstein придерживались принципов «трех Э», вынесенных в подзаголовок. Концерты группы хорошо известны и любимы фанатами благодаря невероятной энергетике самых музыкантов, необычным костюмам и обильному применению пиротехнических и световых спецэффектов. Что до эпатажа — чего только стоит выступление бессменного фронтмена группы Тилля Линдеманна в 2016 году в Вене, где он вышел на сцену со спрятанным под одеждой муляжем пояса смертника. Под конец выступления Линдеманн в буквальном смысле взорвался фейерверками.


Такие «мелочи» Rammstein уже давно прощают по умолчанию. В дискографии группы есть песня об изнасиловании девушки родным отцом, аллюзии на буквально все сексуальные отклонения, от некрофилии до садомазохизма, и хит о каннибализме Mein Teil, во время исполнения которого музыканты якобы варили в котле и съедали одного из своих коллег.

Однако чаще всего им припоминают заимствование из хроники нацистской эпохи для съемки клипа Stripped в 1998 году. Редкий случай для Rammstein — песня на английском языке, вернее, кавер на оригинал от поп-кумиров Depeche Mode. В клипе использовались кадры из «Олимпии», пропагандистской работы одной из самых известных женщин Третьего рейха Лени Рифеншталь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так что Горин в чем-то прав — 20 лет назад некоторые праворадикалы считали Rammstein своей группой. Вот только с тех пор музыканты сделали все, чтобы доказать, что их искусство не просто далеко, но и враждебно нацизму. Достаточно вспомнить сингл Links 2 3 4, вдохновленный работами немецкого драматурга и убежденного антифашиста Бертольта Брехта. В новой «Германии» есть еще более откровенный намек.

Кадр из клипа
Кадр из клипа

Сцена с повешением заключенных концлагеря вызвала такой большой скандал, что критики не разглядели нашивки на робах участников группы. На груди у одного из них еврейская звезда, у другого розовая метка гомосексуала, а сам Линдеманн «помечен» красным знаком агитатора-коммуниста. Кажется, музыканты Rammstein буквально кричат: мы не такие, как большинство, и поэтому общество хочет вздернуть нас на виселицу.

О чем клип

Что-то подсказывает, что критики «Дойчланда» либо довольствовались тизером, либо смотрели его на перемотке. Никакой нацистской пропаганды или спекуляции на теме холокоста в нем нет. Есть лишь любовь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Любовь к Родине, пусть и в образе женщины. Причем женщины подчеркнуто неевропейской внешности: тут и троллинг, и легкое издевательство над Германией в облике белокурой и белокожей женщины — так на протяжении двухсот лет ее изображали немецкие националисты.

Образ Германии в клипе
Образ Германии в клипе
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот штрих характеризует все сделанное широкими киномазками полотно «Дойчланда». Да, это патриотизм, но патриотизм не фашиста-курильщика, а здорового человека. Вместить в девять минут всю историю такой страны практически невозможно, зато ключевые точки над i Rammstein расставил четко и окончательно.

Хронологическая последовательность намеренно нарушена и перетасована — законы жанра, — но все сцены связаны с реальными историческими событиями.

Единственная дата дана в начале — 16 год нашей эры. В этом году римские легионеры под командованием военачальника Германика разгромили ополчение древнегерманских племен во главе с легендарным вождем Арминием — в годы роста национального самосознания немцев он станет мужским образом единого государства под именем Герман.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Высокомерна, превосходна,
Захватывай, передавай,
Удивляй, вторгайся,
Германия, Германия превыше всего».

Дата выбрана намеренно. За семь лет до этого бывший римский наемник Арминий предал бывших хозяев и поднял бунт. Когда его воины изрубили на куски бойцов трех римских легионов, вся Римская империя погрузилась в траур — такого поражения самое могущественное государство в древнем мире еще не знало. Эта бойня вошла в историю как битва в Тевтобургском лесу, именно она является отправной точкой национального немецкого мифа.

Тайминг: 0:50

Но Тилля и его команду интересуют только самые мрачные и кровавые страницы истории родной страны — они отказываются переписывать прошлое, вычеркивая все неприятное и не соответствующее современной морали.

Ведь политика — всегда грязь, а война никогда не меняется. И Rammstein не отворачивается от Германии, чье «дыхание так холодно». Средневековый раскол и бесконечные распри между мелкими немецкими княжествами, гонения инквизиции на еретиков, порочная администрация коммунистической ГДР, леворадикальные боевики с коктейлями Молотова — в пересказе музыкантов история Германии превращается в эпичный экшен, полный огня, крови и боли.

Любовь через боль

Монахи отправляют на костер человека — и тут же нацисты устраивают костер из книг, чтобы позже обняться со своими «коллегами» из прошлого. Члены террористической группировки «Фракция Красной Армии» во главе с переодетым в женское платье Линдеманном (видимо, играющим роль Ульрики Майнхоф) палят из всех стволов по спецназу и берут в плен чернокожую Германию. Нет такого позорного пятна в истории Германии, на которое Rammstein не готовы обратить внимание. Поэтому самая скандальная и вызвавшая осуждение сцена в концлагере логически неизбежна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из клипа
Кадр из клипа

Тысячелетний рейх простоял двенадцать коротких лет, но стал абсолютным нулем немецкой истории. Даже исламизм — не настолько запретная и ненавистная идеология, как нацизм, а чудовищные рубцы Второй мировой навсегда врезались в тело Европы.

«Германия, моё сердце пылает.
Хочу любить и проклинать тебя.
Германия, твоё дыхание холодно.
Такая молодая, и всё же такая старая».

Rammstein максимально деликатно и серьезно подходит к этой самой болезненной для немцев теме. В отличие от других эпизодов, здесь нет гротеска, пожирания плоти или эротики, но произносится крайне важная строчка Deutschland über allen («Германия превыше всех») — искажение нацистского клича, взятого из старого гимна: «Германия превыше всего».

Тайминг: 4:02

Очеловечивая эту фразу, поющий ее Линдеманн дает ключ к смыслу песни — любят свою страну не за, а вопреки. На протяжении столетий история Германии больше напоминала кошмарную реку крови, а человеческая жизнь ценилась куда меньше, чем верность мракобесным по современным меркам взглядам. Кульминацией подавления и уничтожения человеческой личности громадой государства стал холокост. Но луч света есть даже в самом темном царстве, вот почему приговоренным к смерти узникам нацистов удается освободиться и расстрелять своих мучителей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из клипа
Кадр из клипа
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конец остается открытым, на Земле остаются дети современной Германии в облике собак, а сама она умирает или погружается в анабиоз, чтобы отправиться в космос — возможно, к началу времен.

Сцена с рожденными Германией щенками тоже у многих вызвала шок. Здесь тоже спрятано «пасхальное яйцо». Судьба немецкой породы леонбергер была крайне непростой: нацисты использовали этих собак для перетаскивания боеприпасов, что привело к их почти полному уничтожению — Вторую мировую войну пережили всего восемь леонбергеров. Однако сейчас они вновь расплодились и разводятся даже в России.

Кадр из клипа
Кадр из клипа

Тайминг: 6:30

Искать и находить мелкие детали, символы и скрытые послания в «Германии» можно очень долго. Пока важно отметить главное: клип так долго сторонившихся любой политики Rammstein затрагивает ряд острых и даже запретных тем, но выходит далеко за рамки любой конкретной идеологии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что до нацизма, то тут он присутствует ровно в таком же качестве, что и в «Семнадцати мгновениях весны» или «Бесславных ублюдках», — в качестве зла, которое необходимо уничтожить.

Резюмируя, хочется поздравить королей эпатажа с переходом в новую весовую категорию. На наших глазах рождается легенда — авторы суперхитов Du Hast и Mein Herz Brennt вновь превзошли самих себя и создали культовое произведение искусства.

Смелая творческая работа воспламеняет не только сердца и заставляет падать чиновников и скучных хранителей общественной морали в обморок, но разве могло быть иначе? Группа, взявшая имя в память о гибели более 80 человек на авиашоу «Рамштайн», уже 25 лет остается одной из самых скандальных и ярких звезд немецкой эстрады, намертво связанной с историей родной страны.