Как «Черная пантера» разрушила барьеры «Оскара»
Трудно поверить, что подержанные комиксы за четвертак, которые мы отыскивали в дальних углах магазинов, легли в основу самых кассовых фильмов в истории кинематографа. Всего за каких-то десять лет супергеройское кино стало неотъемлемой частью современной культуры. Однако, несмотря на рекордные сборы и положительные отзывы критиков, фильмы о супергероях ни разу не удостаивались высоких наград.
Все изменилось с выходом «Черной пантеры» Райана Куглера, которая стала первым блокбастером по комиксам, номинированным на «Оскар» в главной категории «лучший фильм». Ко всему прочему, это первый фильм в истории Marvel Comic Universe, снятый темнокожим режиссером с преимущественно темнокожим актерским составом. Мы не говорим уже о кассовых сборах от проката.
До «Черной пантеры» ближе всех к главной статуэтке «Оскара» подобрался «Темный рыцарь» Кристофера Нолана — фильм, который совершил культурный переворот и научил супергеройское кино быть серьезным (и воспринимать себя таким образом). История противостояния Бэтмена и Джокера получила восемь номинаций на «Оскар», но преимущественно в технических категориях. Негодование фанатов было настолько громким, что киноакадемия на следующий год увеличила число номинантов в категории «лучший фильм» с пяти до десяти.
Уникальность «Черной пантеры» в том, что мир, придуманный двумя белыми мужчинами — Стэном Ли и Джеком Керби, — на экран воплотил чернокожий режиссер и чернокожие актеры. Конечно, в первую очередь это фильм о супергерое, но в его сюжет заложены важные вопросы колониализма, монархии, сепаратизма, семейных уз и другие актуальные темы.
Комиксы всегда считались второсортным развлекательным продуктом, «жвачкой для мозгов», и это в корне неверно. На самом деле, уже в 1940-50-е годы комиксы были передовым жанром и затрагивали расовый вопрос и такие темы как преступность, феминизм, иммиграция и так далее. В 1954 году психиатр Фредерик Вертам выпустил книгу «Совращение невинных», в которой писал о негативном влиянии комиксов на юное поколение: по его мнению, Чудо-женщина закладывает в девушках неправильную модель поведения, а образе героини он видел лесбийский подтекст и пропаганду БДСМ-практик, а в Бэтмене и Робине — гей-пару. Книга вызвала большой резонанс, повлекший травлю в прессе и публичное сожжение комиксов в разных американских городах. Дело дошло до слушаний в Конгрессе. Чтобы не допустить вмешательства государства, издатели комиксов создали саморегулирующий орган Комикс-Код. Издания, не подходившие под принятые нормы, просто не допускались до прилавков — фактически это была самоцензура (среди запретов: графическое изображение сцен насилия и жестокости, любых сексуальных отклонений, а также сцен садизма, мазохизма; запрещалось изображать представителей власти таким образом, чтобы они вызывали у читателя неуважение; истории любви должны были подчеркивать святость института брака, а добро всегда должно побеждать зло и так далее)
Лишь потому, что истории о супергероях выпускались в конвейерных масштабах на дешевой газетной бумаге, они не считались за настоящее искусство. По иронии, многие признанные художники заимствовали из комиксов. Например, Рой Лихтенштейн, создавший на основе рисунка иллюстратора Ирва Новика знаменитый шедевр поп-арта Whaam!
В кино мы встречаем такое же пренебрежительное отношение. Итак Хоук как-то заметил: «Все говорят: "Логан" — великолепный фильм. Окей, это великолепный супергеройский фильм. Его главный герой — мужчина в обтягивающей одежде, у которого между пальцев — металлические когти. Это не фильм Брессона. Это не Бергман, а все говорят о нем так, как будто он на том же уровне».
Итан Хоук может быть прав в остальном (что супегеройское кино — это большой бизнес, и студиям выгодно повышать его стоимость), но замечание про Бергмана звучит странно. Почему никто не сравнивает с «Седьмой печатью», например, «Начало» или «Прибытие»? Почему номинация на «лучший фильм» для «Аватара» была возможна, а для «Темного рыцаря» — нет?
Впервые на «Оскар» была номинирована анимированная короткометражка о Супермене 1941 года, затем в 1978 году несколько технических статуэток получил фильм «Супермен» (1978). В 1990 году «Бэтмен» Тима Бертона взял награду за лучшие декорации, а в следующем году академики отметили за грим, песню и, опять же, декорации «Дика Трейси» Уоррена Битти. Пробить броню киноакадемии пыталась снятая по мотивам комиксов DC «Оправданная жестокость» Дэвида Кроненберга (две номинации на «Оскар» в категориях лучшая мужская роль второго плана и лучший адаптированный сценарий) и «Американское великолепие» Бермана и Пульчини (номинация «лучший адаптированный сценарий») об авторе комиксов Харви Пекаре. Лучшего результата добился «Темный рыцарь», за роль в котором Хиту Леджеру посмертно был присужден «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана» (у фильма также есть техническая награда за лучший монтаж звука).
Ситуация действительно изменилась в 2017 году, когда «Логан» стал первым фильмом о супергерое, номинированным на «Оскар» в категории «лучший адаптированный сценарий». Так киноакадемики поставили историю о «Людях Икс» в один ряд с такими фильмами как «Зови меня своим именем» Луки Гуаданьино и «Большая игра» Аарона Сорокина, которые номинировались в 2018 году. И хотя «Логан» не получил награды, он доказал, что комиксы содержат ценный материал для адаптации, и проложил путь к премии «Оскар» фильму «Черная Пантера».
Номинация «Черной Пантеры» открывает дверь не только студии Disney, но и будущим проектам Marvel и вообще всем фильмам о супергероях — в том числе и менее кассовым, таким как «Джокер» Тодда Филлипса с Хоакином Фениксом в главной роли.