Афера на Багамах: что мы узнали о провальном Fyre Festival из документальных фильмов Netflix и Hulu
Сегодня очевидно, что The Fyre Festival был грандиозной аферой, которая вылилась в настоящую катастрофу. Мероприятие рекламировали так, словно это не музыкальный фестиваль, а элитный курорт с высококлассным обслуживанием, где можно посмотреть на выступления артистов вроде Blink-182, G.O.O.D. Music и Lil Yachty. Гостям была обещана компания богатых и известных людей, вкусная еда, райские пляжи и прекрасные виллы. На деле они оказались в эпицентре хаоса: 27 апреля 2017 года первые посетители Fyre Festival вместо роскошных вилл увидели палатки, оставшиеся после урагана Мэттью, и мокрые матрасы, багаж доставили в двух огромных грузовиках, а многие вещи были и вовсе утеряны. Последней каплей для людей, потративших сотни тысяч долларов, стали сэндвичи с сыром (им обещали авторскую кухню от шеф-поваров). Улететь обратно удалось не всем: часть гостей застряла в аэропорту острова Большой Эксума — их заперли в одном из помещений без еды и воды.
Против организаторов фестиваля, молодого нью-йоркского предпринимателя Билли Макфарленда и рэпера Ja Rule, подали многомиллионные иски. Вскоре Макфарленда арестовали по обвинению в мошенничестве, а в октябре 2018 года приговорили к шести годам тюрьмы.
На вопрос, что же произошло с Fyre Festival и почему он не состоялся, по-разному попытались ответить Netflix и Hulu в своих документальных фильмах. Чтобы разобраться в истории фестиваля, лучше посмотреть оба фильма, а пока — основные тезисы, которые мы извлекли от просмотра.
Одни инфлюенсеры обманули других инфлюсенсеров
Оба фильма акцентируют внимание на том, насколько влиятельными могут быть инфлюенсеры из инстаграма (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) — именно на эту соцсеть сделали ставку организаторы Fyre в продвижении фестиваля. В конце концов сам Fyre Festival был большой рекламой букинг-приложения Fyre App, с помощью которого богатые и успешные могли бы заказывать артистов на вечеринки —например, пригласить Элли Голдинг на свою бар-мицву.
Организаторы заплатили супермодели Кендалл Дженнер $250,000 за рекламу: это был минималистичный пост в виде оранжевого квадрата с тегом аккаунта фестиваля. Одновременно с ней анонсы в своих аккаунты разместили модели и инфлюенсеры рангом поменьше — им обещали множество бонусов, например, бесплатный вход и проживание в виллах. Когда дошло до дела, выяснилось, что отношение со стороны организаторов не ко всем было одинаковым: виллы предоставили единицам, а некоторым и вовсе не досталось никакого жилья. Ирония в том, что даже оказавшись на месте, никто не понимал, что происходит.
Продвижением Fyre Festival занималась компания Jerry Media. Степень их причастности к афере до сих пор не ясна
Маркетинговый ход с публикацией оранжевого квадрата придумала компания Jerry Media — она и занималась продвижением фестиваля в интернете. Вскоре промо-ролики Fyre, на которых модели Белла Хадид, Эмили Ратаковски и Хейли Болдуин веселятся на пляже, появились в инстаграмах (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) десятков инфлюенсеров. В фильме Hulu один из бывших сотрудников Jerry Media Орен Акс утверждает, что в компании знали о проблемах организаторов и тщательно пытались их скрыть. «Как только всплывал какой-нибудь негатив, у нас была установка: найти источник информации и устранить его» , — рассказывает Акс в фильме.
Netflix концентрируется не на действиях маркетологов из Jerry Media, а на действиях людей, которые их наняли, и уделяет больше внимания решениям организаторов (тут нужно отметить, что Jerry Media — один из продюсеров нетфликсовской документалки).
Hulu удалось поговорить с Макфарлендом, но у Netflix больше документальной хроники
Главное преимущество документалки Hulu — интервью с Билли Макфарлендом, которое авторы успели взять незадолго до его ареста. Режиссер фильма-конкурента Netflix Крис Смит утверждает, что Hulu заплатил за него $250 тысяч. В Hulu же это отрицают, но конкретную сумму назвать оказываются. Помимо разговора с Макфарлендом (который в тот момент находился под следствием и по сути ничего толкового не сказал), в фильме «Aфера Fyre» есть интервью с подругой предпринимателя Анастасией Еременко, из которого можно сделать выводы, каким человеком он все-таки был и почему ему все верили.
Зато у Netflix больше архивных кадров — во многом благодаря сотрудничеству с Jerry Media и другими компаниями, которые работали с организаторами Fyre Festival. А архив большой: Марфарленд хотел задокументировать весь процесс подготовки к фестивалю. В фильме Netflix есть даже видео с Маркфарлендом уже после скандала и выхода из тюрьмы под залог.
Больше всех от аферы Марфарленда пострадали багамцы
Фильм Netflix более подробно останавливается на проблемах несчастных багамцев, которые стали жертвами аферы Макфарленда. Местные предприниматели и простые рабочие до сих пор не получили деньги за выполненную работу. По их словам, к организации фестиваля было привлечено практически все трудоспособное население острова Большой Эксума. Одна предпринимательница в фильме рассказала, что ей пришлось расплатиться с рабочими из личных средств, которые она откладывала несколько лет.
То, как организаторы решали вопросы на месте, иллюстрирует история с цистернами с питьевой водой. Они застряли на таможне, после чего Билли Макфарленд позвонил своему подчиненному Эдди Кингу и предложил решить вопрос следующим образом: «Ты главный гей в команде. Ты готов отсосать член, чтобы достать воду?». И, похоже, Кинг был готов пойти даже на это — он съездил на таможню, но на месте выяснилось, что чиновники просто требовали оплаты.
Материал был опубликован на сайте Правила жизни US.