5 игр для тех, кому понравилось «Черное зеркало: Брандашмыг»
В перерыве между четвертым и пятым сезоном команда сериала «Черное зеркало», регулярно пугающая зрителей влиянием технологий на современную жизнь, решилась на небольшой эксперимент. Интерактивный фильм «Брандашмыг», вышедший на Netflix под Новый год, предлагает пользователям стать соучастником истории. Сначала мы можем выбрать, какие хлопья главный герой будет есть на завтрак, чуть позже — закопать ли ему тело или расчленить и расставить кусочки по дому как трофеи. Тот факт, что «Черное зеркало» само становится тем, чем оно все эти годы пугало — новой модной технологией, создатель Чарли Брукер не проигнорировал. Напротив, на рефлексию отношений пользователя и героя, оказавшегося в его власти, тут отводится большая часть экранного времени. В одной из версий герой даже осознает, что его «контролирует нечто по имени Netflix» и напрямую обращается к зрителям за советом, ломая четвертую стену.
Интерактивность «Брандашмыга» размывает жанр, и сложно уже сказать, это все еще кино или уже видеоигра. Сам Чарли Брукер настаивает на том, что это все-таки фильм: «Это ведь вышло не на игровой платформе, а на Netflix». Тем не менее практически все идеи, спрятанные в «Брандашмыге», в видеоиграх последних пятнадцати лет уже считаются избитыми: и про ломание четвертой стены в условиях интерактивности, и про созависимые отношения героев с игроком. Даже сам спор о том, считать ли интерактивную историю фильмом или игрой, давно уже идет вокруг творений Дэвида Кейджа, автора игр Fahrenheit и Heavy Rain. Удобнее считать, что они все же игры — кино у Кейджа получается откровенно слабое, а интерактивность заметно оживляет и ободряет эти истории. Про «Брандашмыг» верно обратное — снят он прекрасно, а вот игра из него получается так себе. И это не про техническую реализацию, а именно про идейную часть, которую в других видеоиграх смогли воплотить куда интереснее. И если «Брандашмыг» вам понравился — имеет смысл попробовать и эти игры, явно ставшие источником вдохновения.
Не бойтесь потерять слишком много времени — ни одна из этих игр не длиннее одного сезона сериала на Netflix.
Конфликт с рассказчиком: The Stanley Parable
- 2013, PC (Windows, OS X, Linux)
Стенли — обычный офисный работник: сидит за компьютером, вбивает циферки, дома жена и дети. Но однажды Стенли посреди рабочего дня заметил, что творится что-то странное: в офисе абсолютно никого нет, ни души. Он проверил в переговорке, в зале для отдыха — там тоже никого. Каждый шаг Стенли в этой истории хорошо поставленным голосом комментирует Рассказчик. Он говорит, где Стенли свернет, куда пойдет и какую кнопку нажмет еще до того, как игрок успеет сам эти действия за Стенли сделать. Если делать все ровно так, как говорит Рассказчик, игра займет всего минут 15, а история будет довольно-таки скучной. Но стоит ослушаться Рассказчика (свернуть не там или нажать не то), тут-то и начинается интересное: оказывается, что именно он и есть главный злодей в игре, а переиграть его невозможно ни в одной из 22 концовок. И единственный способ по-настоящему выиграть — не играть вообще.
Занятно, что голос Рассказчика сильно напоминает то, как Кевин Спейси ломает четвертую стену в «Карточном домике» и обращается к зрителям — интонации практически те же. В третьем сезоне «Домика» (который тоже выходил на Netflix) это даже было обыграно — и журналист показывал The Stanley Parable герою Спейси. Теперь Netflix отсылается к TSP уже второй раз — и та концовка «Брандашмыга», в которой герой осознает себя персонажем игры, явно сделана не без привета ставшей уже культовой игре. Кстати, в этом году выйдет обновленная версия The Stanley Parable, которая будет доступна не только на ПК, но и на современных игровых консолях.
Выбор и его (не)значение: Life Is Strange
- 2015, PC (Windows, OS X, Linux), мобильные платформы (Android, iOS), PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One
17-летняя студентка арт-колледжа Максин (или просто Макс) обнаруживает у себя способность управлять временем: буквально «отматывать» его назад. Как скоро она понимает, дар этот ей достался не просто так — он напрямую связан со штормом, который надвигается на ее студенческий городок Аркадия Бей в Орегоне.
Как и «Брандашмыг», Life Is Strange не просто игра с выбором, а игра про выбор. Трюк с управлением временем только подчеркивает это — пусть у тебя бесконечное число возможностей, но остановится приходится все равно на одной и на ее последствиях. В финале же игра оставляет пользователя перед выбором совсем удручающим, сбежать от которого будет нельзя. Это злит и делает все остальные решения, которые за несколько часов игры вы приняли за Макс, как бы бессмысленными — ведь все равно все в итоге скатывается к двум одинаково жутким вариантам. Но в этом также и урок про «интерактивные истории» — второе слово в этом сочетании все-таки важнее первого, и сколько бы вам ни давали свободы в определении действий персонажей, они все равно остаются персонажами с характерами, которые нельзя никак изменить, и с историей, которой всегда суждено как-то кончится по замыслу автора. Интерактивность и в «Брандашмыге», и в Life Is Strange, по сути, не дает свободы игроку/зрителю, а подчеркивает ее отсутствие; так или иначе, вы в мире автора, и он будет существовать на его условиях. И да, вам позволено решать, как история будет развиваться, но не куда она в итоге придет и о чем она будет.
О чем же тогда Life Is Strange? Уж точно не о путешествиях во времени. Это довольно типичная история взросления; где-то между «Донни Дарко» и «Леди Берд»: каково быть семнадцатилетней девочкой в этом страшном мире взрослых, и как неизбежно происходит болезненный переход в этот мир взрослых.
Передача сложного опыта: Firewatch
- 2016, PC (Windows, OS X, Linux), PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch
Одна из самых удивительных и волшебных способностей искусства — это эмпатия, передача опыта так, что он становится понятен другим. И видеоигры — это на сегодняшний день самый совершенный способ передачи такого опыта, потому что они позволяют буквально оказаться на месте персонажа, почувствовать себя им. «Брандашмыгу» это, честно говоря, не очень удается, но он хотя бы пытается заглянуть в голову главного героя — молодого программиста Стефана Батлера из 1984 года, который так и не смог справиться с утратой матери и найти общий язык с отцом, и проводит дни взаперти у себя в комнате. У персонажа Firewatch похожая история. На дворе 1989 год, зовут его Генри, он уже немолод, но тоже справляется с утратой: у жены диагностировали деменцию, она давно уже перестала его узнавать. В ужасе от лицезрения того, как любимый человек лишается остатков разума, Генри сбегает — и устраивается смотрителем в большом лесном парке. Там он наедине со своими мыслями, только коллега по имени Делайла общается с ним по рации, но и у пустующего большую часть года парка обнаруживаются свои секреты.
Firewatch делает с игроком совершенно невероятную вещь: пара часов, проведенных в игре, действительно ощущаются как полгода в лесу, куда ты сбежал от земных проблем. И что главное — терапевтический эффект от этих нескольких часов такой же, как и от прошедшего в игре полугода. Firewatch не просто передает, каково быть 40-летним бородатым дядькой с умирающей женой, она в целом о том, как справляться с неизбежным, и что убегать от него хоть и полезно для восстановления сил, но в целом бессмысленно.
Вообще, таких эмпатичных игр сегодня довольно много, и Firewatch — лишь одна из самых заметных, наравне с Depression Quest, Gone Home, What Remains of Edith Finch и еще десятка, также заслуживающих внимание.
Интерактивный ужас: P.T.
- 2014, PlayStation 4; 2019, PC (Windows)
Не стоит все-таки забывать, что «Черное зеркало» — это, в первую очередь, страшилки. Интерактивность легко добавляет дополнительного страха при умелом использовании, и в паре вариантов концовок «Брандашмыга» этот эффект достигается, но даже не в четверть той мощи, которой достигли в P.T.
P.T. — это сокращение от «Playable Teaser», то есть это даже не игра, а трейлер игры из серии «Silent Hill», которую вместе разрабатывали один из самых известных игровых аутеров в мире Хидео Кодзима и кинорежиссер Гильермо Дель Торо. Сама игра так и не увидела свет, и не исключено, что это связано с тем, что трейлер получился ну уж слишком страшный.
Сюжет там довольно простой: вы оказываетесь в заброшенном доме, в котором явно происходит что-то паранормальное. Но оно не происходит прямо сразу; вместо монстров в каждом углу вас ждем давящая тишина, атмосфера ужаса без самого ужаса и какие-то вроде мелкие штуки, которые вроде не особо страшны, но выводят из себя. Вот только что тут стояла фотография, а теперь не стоит. А потом вы открываете дверь и оказываетесь в том же коридоре, из которого только что вышли. А потом в одной из комнат оказывается детская коляска, а из нее доносится странный плач. А, да, и если невовремя повернуться, то можно столкнуться лицом к лицу со страшнейшим чудовищем, которое вас моментально убьет — так что даже поворачиваться в какой-то момент становится страшно.
Когда проект Кодзимы и Дель Торо отменили, P.T. удалили из магазина PlayStation Store, и долгое время единственным способом сыграть в нее было приобрести консоль с уже скачанной на ней игрой (и продавали такие консоли за внушительные суммы). Но как раз на днях энтузиасты целиком воспроизвели P.T. на ПК, и у всех снова появилась возможность проверить свои нервы на прочность. Отговаривать от этого не будем, но просим учесть, что были зафиксированы случаи перепуга до такой степени, что игроки с криками убегали от экранов.
Тест на внимательность: Her Story
- 2015, PC (Windows, OS X), мобильные платформы (Android, iOS)
В отличие от остальных перечисленных игр, в Her Story использованы только реальные видеосъемки, и интерактив ограничен только тем, как игроку/зрителю их находить. Это детективная история, которая требует от игрока реальных детективных навыков. Дело: убийство мужчины по имени Саймон в 1994 году. Улики: записи полицейских интервью с его женой, Ханной. Можно посмотреть только 10 из них — и сложиться впечатление, что вы уже знаете, что именно произошло. Но если понять, за что зацепиться, и искать по правильным ключевым словам, то окажется, что история совсем не так проста.
Во многом концовки, которые вы можете получить в «Брандашмыге», зависят от вашей внимательности и понимания того, куда история ведет. На такой же концепции основана и Her Story, но игра с ней обращается куда интереснее и с куда более неожиданными результатами.