20 главных российских фильмов 2018 года

В этом году российские фильмы ставили рекорды в домашнем прокате и боролись за призы на фестивалях в Роттердаме, Берлине, Каннах, Венеции и Торонто. Правила жизни выбрал 20 отечественных картин 2018 года, которые можно смело посмотреть (или пересмотреть) на праздниках. В списке нет короткометражных и документальных работ — а если бы были, то мы бы выделили «Акварель», «Календарь», «Нашего нового президента» и «Into_нацию Большой Одессы».
20 главных российских фильмов 2018 года
WDSSPR
  • 20. «Облепиховое лето»

Биографический фильмов об Александре Вампилове — сибирском драматурге, без которого у советского театра и кино не было бы «Старшего сына». Как не было бы и «Прошлым летом в Чулимске», «Утиной охоты» (экранизация которой называлась «Отпуском в сентябре») и «Прощания в июне». Байопик легкомысленно трактует многие факты (включая смерть Вампилова), но актерская работа Андрея Мерзликина и сама атмосфера фильма подкупают. Не кино, а чай с сахаром в граненом стакане, выпитый в поезде, мчащем по Кругобайкальской железной дороге.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Централ Партнершип

19. «У ангела ангина»

Новый фильм Оксаны Карас — такой же грустный, смешной, нежный и магически хрупкий, как и предыдущие. Экранизация важной для ленинградцев повести Вадима Шефнера о юности накануне войны. Сценарий, как и в случае с «Отличницей», написал Дмитрий Новоселов, умеющий в одних местах замаскировать трагедию иронией, а в других, наоборот, обнажить нерв. В ролях — Таисия Вилкова, Семен Трескунов, Ирина Пегова, Евгений Цыганов и Юлия Ауг.

18. Сразу три фильма — «Порт», «На районе» и «Место!»

Если из музыкантов лучше всех с молодежью в этом году говорили рэперы, то из фильмов — вот эти: грозные, но при этом ранимые картины о шпане, способной дружить. У каждого — своя интонация. Фильм петербурженки Александры Стреляной «Порт» полагается на готический антураж и шекспировские диалоги. Снятый во Владивостоке «На районе» Ольги Зуевой — на почти рыцарский романтизм. А «Место!» Андрея Вальдберга — на мрачный реализм жизни в округе Чертаново, Москва.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

17. «Двое»

Жанровый дебют с «Кинотавра» — авантюрный фильм о выживании парня и девушки в глубокой тайге. В первой работе Тимофея Жалнина больше всего поражает гармония идеи и исполнения: сценарий написан по всем законам подобного кино, а производственная ценность не уступает и американским фильмам про борьбу с природой. Это тот мейнстрим, о котором мы мечтаем очень давно, но который никак не войдет у нас в систему.


16. «ВМаяковский»

Наш ответ и «Суспирии», и каннскому Годару: предельно абстрактное, скорее монтажное, чем игровое, бесконечно сложное кино о творчестве как о шаманском ритуале и о мистике, стоящей за каждым гением. Группа актеров — Хаматова, Миронов, Колокольников — собираются на читку сценария фильма о Маяковском и оказываются в эпицентре смерча из образов, идей, наблюдений и стихотворений. Самый необычный биографический фильм года.

15. «Царь-птица»

Якутский триумфатор ММКФ-2018: притча о старике и старухе, которые решают на излете жизни сосчитать сумму всех своих грехов. Пронзительные актерские работы и чистый символизм в который раз помогают региональному кино прогреметь на всю страну. Впрочем — ММКФ для якутов давно не предел: некоторые фильмы из республики Саха добирались и до Пусана, и до Берлина, и до Торонто.

14. «Фагот»

Фильм от первого лица, но не боевик, а диковатая эротическая комедия о парне, который притворяется геем, чтобы расстаться с девушкой. Но внезапно в абсурдную легенду начинает верить не только бывшая подружка, но и весь город. Юмор той же интенсивности, что и в «Днюхе», в фильме Бориса Гуца сочетается с редким сентиментальным гуманизмом — и искренней толерантностью в финале.

13. «Я худею»

«Санденсовская» по духу комедия, сумевшая взорвать праздничный прокат в России: смешная, поучительная и прямолинейная, но добрая история о том, что движение — жизнь. Как и в «Движении вверх» (которое вышло в 2017-м году и вошло в прошлогодний рейтинг), сценарий Николай Куликов с точностью архитектора чертит сюжетные арки для всех персонажей — от худеющей примы Саши Бортич до ее отца-беглеца Сергея Шнура, — поэтому после фильма не остается привычного ощущения, что нам что-то недосказали или где-то поспешили. Также в ансамбле — уморительные Евгений Кулик, Ирина Горбачева, Роман Курцын и Анна Котова.

12. «Тренер»

Как выяснилось, «чтобы в России как-то нормально было», хочет не только герой «Духлесса», но и сам Данила Козловский — и в связи с этим самостоятельно продюсирует и снимает кино о спорте, которые лет пять назад в прессе назвали бы «нестыдным». С мастерской операторской работой, убедительной хореографией футбольных матчей, благородным саундтреком и обманчиво простым, но очень эффективным сценарием. Вся эта авантюра — никогда не лишнее доказательство, что удача любит тех, кто самоотверженно работает над собой: благодаря эйфории чемпионата мира «Тренер» вышел на бис летом и после телевизионного показа окончательно превратился в народное кино.

11. «Скиф»

Славянский слэшер в духе «13-го воина» с Бандерасом, «Центуриона» с Фассбендером, «Орла 9-го легиона» с Татумом и других классных историй для юношества. Честь, кровь, воля, азарт, решительная режиссура Рустама Мосафира и упоенная игра Алексея Фаддеева (вот он, кстати, наш Джейсон Момоа, забудьте про Джигурду) и Александра Кузнецова (с которым мы в этом году насчитали около десяти сериалов и фильмов — с чем тоже поздравляем).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Централ Партнершип

10. «Юморист»

Полнометражный режиссерский дебют Михаила Идова — сценариста «Лета» и «Оптимистов». Как и в «Оптимистах», Идов очарован сложными характерами, живущими в сложные времена."Юморист» написан так, как будто завтра из него сделают сериал на AMC или Showtime. Главный герой — советский эстрадный комик. За пределами сцены в его жизни, разумеется, нет ничего смешного: раскованный на людях герой катастрофически несвободен. В главной роли — Алексей Агранович, получивший за нее приз от фестиваля «Движение» в Омске.

9. «Кислота» и «Подбросы»

«Кислота» — действительно сенсационный режиссерский дебют Алексея Горчилина из «Гоголь-центра». С экстраординарными молодыми актерами Александром Кузнецовым, Филиппом Авдеевым и мимолетным Петром Скворцовым оттуда же. Согласиться с тем, что это манифест поколения, — значит признать, что поколение и впрямь не может предложить миру ничего, кроме зарядки от айфона. Но это точно демонстрация его, поколения, творческих способностей — многообещающих и удивительных. И его жажды говорить громко, чисто и смело. Те же слова хочется адресовать и «Подбросам» Ивана И. Твердовского — молодого, но уже признанного и в России, и на фестивалях калибра TIFF режиссера, который, словно Триер, мыслит трилогиями; будто Кроненберг, находит заовораживающее в отталкивающем; и, совсем как Долан, чутко работает с актрисами. В качестве новогоднего обещания поклянемся больше не будем сравнивать Твердовского с другими: «Подбросы» доказали, что его космос вполне уникален.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Читайте также:
  1. Сценарист «Кислоты» Валерий Печейкин — о потерянном поколении двадцатилетних и российском кино
  2. Актер Филипп Авдеев — о «Кислоте» и поколении молодых
  3. Как стать русским Ларсом фон Триером? Отвечает Иван И. Твердовский с новым фильмом «Подбросы»

8. «Довлатов»

Фильм, который воссоздает скорее имидж, чем натуру Сергея Довлатова, но все равно справляется со своей главной задачей: приковать к актуальному как никогда писателю внимание, причем не только россиян, но и сперва гостей кинематографического конгресса в Берлине, а затем и 130 миллионов подписчиков Netflix. Да, цифра утопическая и недостижимая, и реальный Довлатов наверняка нашел бы горькую шутку на этот счет. Но главное — фильмом можно гордиться.

  • Читайте также:
  1. Алексей Герман-младший: «Мы живем во времена, когда равняемся не на великих, а на успешных»
  2. Чистое небо над головой. «Довлатов» в Берлине
  3. Правила жизни Сергея Довлатова

7. «Лето»

Обманувшая все ожидания музыкальная сказка от Кирилла Серебренникова, снятая с нежностью и тактом, а не с ожесточением и сатирой. Цой — мирный воин, Науменко — рыцарь печального образа, Наташа — голос из прекрасного далека, ради которого творят оба рокера. Наш вклад в мировую коллекцию черно-белых фильмов о платонической любви.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Читайте также:
  1. «Лето» навсегда. В Каннах показали новый фильм Кирилла Серебренникова
  2. Катерина Гордеева — о том, как идеи Серебренникова живут и без него

6. «Завод»

Яростью, с которой коптит небо быковский «Завод», мы восхищались еще в репортаже с кинофестиваля в Торонто. Поэтому просто напомним: это напряженный фильм-перестрелка с безупречными психологическими портретами разгневанных мужчин и с обжигающей правдой на устах. Не «Дурак», не «Брат» и не «Я пришел дать вам волю» Шукшина, но что-то близкое. Очень страшное кино.

5. «Сердце мира»

Новый фильм Натальи Мещаниновой — сценариста «Аритмии» и постановщика «Комбината "Надежда". Кино, которое упирается в зрителя теплым мокрым собачьим носом. Попробуй его не погладь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4. «Война Анны»

Большое европейское кино о войне глазами ребенка — с изобретательным киноязыком, с рождественским чудом появления актерского дарования на глазах зрителя (речь о маленькой Марте Козловой) и со сложнейшим символическим рядом. Фильм не мог квалифицироваться на «Оскар», потому что у него не было традиционного проката, но случись чудо, и шансов на победу у него бы оказалось побольше, чем у «Собибора». Интересный факт: режиссер Алексей Федорченко говорит, что среди его источников вдохновения был... Райан Рейнольдс в «Погребенном заживо». Вот так вот.

3. «Человек, который удивил всех»

Сильно опережающий время (зато потихоньку стягивающий расползающееся пространство России) фильм о сибирском мужике с ружьем, который, чтобы побороть смерть, надел женское платье. Подробности — в рецензии с Венецианского кинофестиваля.

2. «Глубокие реки»

Кабардино-балкарская притча о старике и трех сыновьях — двух горных богатырях и одном городском Иуде. Как и фильмы всех учеников Александра Сокурова, этот полон удивительной гармонии: каждый кадр осмыслен, каждая реплика имеет вес, каждый звук еще долго будет носить ветром по кинозалу.

1. «История одного назначения»

Не нужно следить за «Оскарами», чтобы понимать: главный фильм года должен быть политическим. «История одного назначения» — злободневная публицистика в мехах исторической драмы; можно использовать и слово «проповедь», но его и так предостаточно в интервью режиссера. Фильм, полный и жестокости, и сострадания — хотя после прошлогоднего искусственного конфликта «Нелюбви» и «Аритмии» отчего-то принято думать, что наш зритель согласен только на что-то одно. Здесь же — все и сразу.