Киберспорт: как на нем зарабатывать, кто становится киберспортсменами и зачем за ним следить (отвечают эксперты)
Пользуясь случаем, мы решили сделать блиц-ликбез про киберспорт, в котором разбираются далеко не все, кто о нем слышал. В чем разница между геймером и киберспортсменом? Почему в киберспорт идут большие бренды? Как он стал настолько популярным? И с чего начать, чтобы начать в нем разбираться? На наши вопросы отвечали управленцы из киберспорта. Это партнерский материал.
Роман Дворянкин, генеральный менеджер российского киберспортивного проекта Virtus.pro
Как вы начали работать в этой сфере и почему?
Я пришел в киберспорт из классического спорта чуть более двух лет назад — к тому моменту в классическом спорте я проработал уже больше 10 лет (Роман был директором по маркетингу хоккейного клуба «Спартак» (Москва), — Правила жизни). Моя основная задача заключалась в том, чтобы те навыки, которыми я обладал с коммерческой, маркетинговой и бизнес точки зрения в спорте, я перенес в киберспорт. Сейчас уже, конечно, индустрия проделала довольно большой путь, и все больше и больше чисто спортивных практик применяется в киберспорте.
Правда ли, что любой, кто играет в видеоигры, может начать на этом зарабатывать?
Действительно ли любой мальчишка, который играет во дворе в футбол, может начать на этом зарабатывать? Потенциально — да. Киберспорт действительно очень демократичная индустрия с низким порогом входа. Ты можешь стать игроком, и игр при этом много. Ты можешь стать стримером, если ты делаешь уникальный контент и интересен людям. Возможностей достаточно много, но надо быть реалистичным с точки зрения ожиданий.
Как устроена внутренняя иерархия у киберспортсменов?
Все опять-таки очень похоже на классический спорт — и это еще одна из причин, почему, на мой взгляд, киберспорт тоже является спортом. Есть заслуженные ветераны международного уровня, игроки, к которым всегда относятся с большим почтением и уважением. Есть игроки, которые авторитетны пока только на российской сцене. Есть молодые звезды, потенциал которых понятен всем в мире, но которые не всегда могут играть стабильно. Все действительно очень похоже на тот же футбол или хоккей.
В России киберспорт признан официальным видом спорта. Что роднит киберспортсменов и «классических» спортсменов? Чем они отличаются друг от друга?
Мне кажется, что главное сходство — в большей степени, в психологии. То, как игроки настраиваются на игры, то, чем они жертвуют ради того, чтобы достичь самых высоких результатов – это, безусловно, роднит киберспортсменов и «классических» спортсменов. Зачастую подобные вещи становятся их основными занятиями и сильно ограничивают их в общении с родными и близкими. Например, наши игроки проводят по 200 дней в году на турнирах, еще дней 70-80 на тренировочных сборах. Это очень похоже на регулярный сезон в футболе. Отличия заключаются в том, что современные киберспортсмены пока гораздо более демократичны. Нет тех безумных зарплат, как в некоторых видах традиционного спорта у нас в стране. Киберспортсмены в этом плане гораздо более приземленные и это здорово.
Допустим, я хочу разобраться в киберспорте, хотя раньше не имел с ним ничего общего. Что мне почитать и посмотреть, чтобы разобраться?
На мой взгляд, самая понятная киберспортивная дисциплина — это CS: GO. Вам стоит выбрать какой-то хороший турнир высокого уровня, а сделать это не так сложно, потому что крупные турниры хорошо освещаются, — и посмотреть стадию плэй-офф. На таких этапах турнира, как правило, играют лучшие из лучших. CS: GO — достаточно понятная дисциплина, и при этом хорошо чувствуется драйв.
Перечислите 3 своих ключевых достижения, которые, на ваш взгляд, повлияли на развитие киберспорт
Главное — нам удалось создать и сохранить в России команду по Dota 2, которая играет вместе в практически неизменном составе уже больше 2х лет. Это огромный срок по меркам киберспорта. Эта команда не только играет, но и выигрывает: мы закончили прошлый сезон на первом месте регулярного рейтинга, возглавляем его прямо сейчас, одержали победы на пяти мейджорах — самой престижной категории турниров (мейджор — это турнир официальной мировой серии, на котором разыгрывается миллион долларов или больше. По итогам этой серии команды приглашаются на чемпионат мира, — Правила жизни). Второе: мне кажется, нам удалось сделать очень большой шаг в сторону медийности и мейнстримовости того, что мы делаем. Представить еще два года назад, что наши игроки станут лицами таких брендов как Gillette и Head & Shoulders или будут сниматься в рекламе Тинькофф Банка, было сложно, а сейчас это уже реальность. Еще одну цель мы пока не выполнили — это победа на The International, самом престижном турнире по Dota 2. Как только она будет выполнена, я смогу сказать, что появилось и третье главное достижение.
Максим Маслов, генеральный директор Epic Esports Events
Как вы начали работать в этой сфере и почему?
До прихода в киберспорт я 15 лет работал в игровой индустрии — как над игровыми проектами (например, стратегия «Сталинград»), так и над организацией мероприятий (Конференция Разработчиков Игр, выставка «ИгроМир», фестиваль Comic Con Russia). Над ИгроМиром и Comic Con Russia я работал много лет, затем мне поступило предложение от ESforce поработать над гораздо более амбициозными проектами.
Правда ли, что любой, кто играет в видеоигры, может начать на этом зарабатывать?
Я думаю, да: например, можно устроиться тестировщиком видеоигр — там платят за то, что ты играешь в игры и помогаешь править ошибки. Только зарплаты у тестировщиков небольшие. Но зарабатывать серьезные деньги, а тем более на киберспорте, могут только лучшие. Это огромный труд, постоянное стремление быть лучше, тренировки, и, конечно, солидная толика удачи.
Насколько важно организовывать оффлайн-турниры?
Крайне важно. Ведь какими бы ни были популярными турниры в онлайне, дыхание «живой» публики, забитые арены, ревущие фанаты — неотъемлемая часть любого спорта. И киберспорт — не исключение. Представьте спортивный матч, например футбольный, без зрителей. Это уже не спорт и не шоу, и спортсмены, не чувствуя энергию фанатов, не выкладываются на 200% своих возможностей. И пример тому — забитые до отказа трибуны на прошедшем только что турнире MegaFon Winter Clash, когда тысячи людей в едином порыве гнали своих любимцев из команды Na’Vi к победе. И в итоге команда, вышедшая в финальную часть турнира из квалификаций, команда, которая в мировом рейтинге находится ниже всех других участников, обыгрывает по пути к финалу победителей недавнего турнира серии мейджор — команду Virtus.pro — и занимает первое место в группе, а на стадионе сенсационно разносит в пух и прах одну из сильнейших команд мира — PSG.LGD из Китая, которая, на секундочку, серебряный призер чемпионата мира. Было бы это невероятное шоу, привлекшее к трансляции миллионы фанатов по всему миру, возможно без поддержки ревущей от восторга аудитории на стадионе? Не думаю.
Допустим, я хочу разобраться в киберспорте, хотя раньше не имел с ним ничего общего. Что мне почитать и посмотреть, чтобы разобраться?
Если вы играете в соревновательные игры, начал бы с того, что подписался бы на каналы ведущих команд мира в любимой дисциплине — будь то шутер, стратегия или MOBA. Команды выкладывают интервью с игроками, благодаря которым можно проникнуться их историей и ближе познакомиться с теми, кто играет в любимую игру на высочайшем уровне. Отдельные игроки проводят открытые стримы на Twitch или YouTube, где показывают свой скилл в игре — то, как играют профессионалы, не сравнить ни с чем.
К тому же сейчас есть множество профильных сайтов, которые публикуют материалы об истории развития киберспорта, исследования, интервью с игроками и менеджерами. В России крупнейший такой сайт — это Cybersport.ru, можно начать с него.
Наконец, проникнуться атмосферой киберспорта можно, посетив один из LAN-турниров, которые проходят в Москве или других городах. Мы надеемся, что в следующем году вернемся с серией EPICENTER — будем ждать вас там.
Перечислите 3 своих ключевых достижения, которые, на ваш взгляд, повлияли на развитие киберспорта
Я думаю, во-первых, то, что я нашел в России лучших профессионалов по организации турниров, которые сейчас составляют сильнейшую команду на рынке. Во-вторых, это тот факт, что в 2017 году турниры серии EPICENTER стали самыми популярными (по зрительской аудитории) независимыми турнирами в мире (независимыми — значит, организуемыми без участия издателей игр). Наконец, это проведенный в мае 2018 года первый в России мейджор по Dota 2.
Антон Олейник, генеральный продюсер студии RuHub
Как вы начали работать в этой сфере и почему?
Я пришел в киберспорт в 2016 году. В тот момент я работал в организации, занимающейся прямыми трансляциями (стримами), и нам поступил заказ на несколько больших трансляций по игре League of Legends. Киберспорт меня сильно заинтересовал, и я решил связать с ним свою дальнейшую профессиональную жизнь.
Какой контент популярен у киберспортивной аудитории?
Хороший вопрос и очень сложный. Традиционно хорошо смотрят интервью с игроками популярных и медийных команд. Также хорошо заходят фановые форматы — например, когда мы приглашаем в студию несколько интересных личностей, которые могут быть никак не связаны с киберспортом, или когда звезды киберспорта играют в настольные игры, танцуют и поют.
Почему так мало киберспорта на традиционном ТВ?
Я думаю, здесь роль играют как специфика индустрии, так и настроения киберспортивной аудитории. Для начала, киберспортивный контент смотрит по большей части молодежь, которая в нашей стране почти не смотрит телевизор. На это я могу ответить, что для многих телекомпаний на Западе киберспорт становится возможностью привлечь ту самую молодежь, поэтому там мы видим все больше контрактов на проведения трансляций. Возможно, и в России они скоро появятся.
Другая причина связана с тем, что киберспорт с его продолжительностью матчей достаточно сложно показывать на ТВ. Например, игровой день на MegaFon Winter Clash занимал 9 часов. Для линейного эфирного телевидения это чересчур. Можно, конечно, монтировать и впоследствии выдавать сокращенные версии, но это не будут хорошо смотреться, особенно в наш век мобильный устройств, YouTube и VOD. Еще, думаю, тут проблема в том, что есть ограничения по крови и насилию на ТВ, поэтому есть сложности с показом Counter-Strike и PUBG.
Допустим, я хочу разобраться в киберспорте, хотя раньше не имел с ним ничего общего. Что мне почитать и посмотреть, чтобы разобраться?
Я бы начал с записей стримов профессиональных игроков и различных обучающих видео, которые у нас в RuHub, например, делают комментаторы и аналитики. Также не помешает общение с профессионалами.
Перечислите 3 своих ключевых достижения, которые, на ваш взгляд, повлияли на развитие киберспорта
Я бы не говорил пока о конкретных достижениях, но скажу о глобальной цели. Я хочу приблизить уровень российского киберспортивного комментирования и трансляций матчей к уровню глобальных лиг — футбольных, баскетбольных и других. Например, за счет добавления элементов показа из традиционного спорта. Думаю, уже через полгода у нас будут первые результаты.