Луис Фелипе Ноэ — один из самых влиятельных художников Латинской Америки второй половины XX века. Его называли «поэтом хаоса» — не только за его живописную манеру, но и за философию, в которой хаос становился способом понимания мира. Он был национальным представителем Аргентины на Венецианской биеннале в 2009 году и дважды стал обладателем стипендии Гуггенхайма.
Что стоит знать о Луисе Фелипе Ноэ — одном из ключевых художников Латинской Америки XX века и отце Гаспара Ноэ

Ноэ прошел значительную часть творческого пути самостоятельно, не прибегая к академическим методам обучения. Он считал: «Мне никогда не нужно было, чтобы кто-то объяснял мне современное искусство. Я всегда ощущал его как очевидное отражение мира, в котором я жил».

Он основал художественное движение Otra Figuración(«Другая фигурация») и сыграл ключевую роль в развитии абстрактного и экспрессионистского искусства в регионе. Через свои яркие картины художник стремился выразить хаос и динамику современного мира. Философия движения и творчества его участников лучше всего выражены в словах Ноэ: «Я верю в хаос как в ценность». Их искусство — это взрыв цвета, фрагментированная реальность, напряжение и размышление о сущности человека.
«Хаос — это сама жизнь, и в нем есть много замечательных вещей, потому что в нем есть все, даже хорошее. Дело в том, что мы этого не осознаем, потому что думаем, что это только плохое. Все перемешано. В моменты порядка и спокойствия весь хаос назревает, потому что сцена для хаоса — это время. Хаос — это не концепция; это смутное представление, такое же смутное, как и само время. Нет ничего более загадочного, чем время, и доказательством этого является то, что даже ученые не смогли дать ему определение. А хаос — это опыт времени», — считал Луис Фелипе Ноэ.

Ноэ не только писал картины, но и активно размышлял об искусстве, обществе и роли художника. В 1960-е годы он на время оставил живопись и сосредоточился на теории искусства. В 1965 году Ноэ опубликовал теоретическую работу «Антиэстетика» (Antiestética), в которой отвергал традиционные каноны красоты и гармонии, предлагая вместо этого искусство, которое отражает реальность во всей ее сложности и противоречивости.
В 2002 году Луис Фелипе Ноэ получил премию аргентинской культурной некоммерческой организации Konex как лучший художник десятилетия. Его работы выставлялись в крупнейших музеях и галереях мира — от Нью-Йорка до Парижа, от Мехико до Буэнос-Айреса.


Сын художника режиссер Гаспар Ноэ написал сценарий и снял фильм «Вихрь» (в России ленту выпускало творческое объединение Arthouse) после смерти матери, Норы, страдавшей болезнью Альцгеймера. В одном из интервью режиссер отметил, что его отец проявлял исключительную заботу и самоотверженность в уходе за матерью, даже более, чем персонаж, сыгранный Дарио Ардженто в фильме. Гаспар описал своего отца как «примерного, достойного» человека, чья любовь и терпение были вдохновением для создания фильма.
Отношения художника с сыном всегда были предельно теплыми. В финальных титрах своего полнометражного дебюта «Один против всех» (1998) Гаспар написал: «Моему лучшему другу, Луису Фелипе Ноэ».

Творчество Луиса Фелипе Ноэ не ограничивалось рамками жанра или стиля. Его философия и художественная дерзость продолжают вдохновлять художников и зрителей по всему миру, создавая пространство для размышлений о человеке, времени и обществе.