Режиссер: Зака Абдрахманова
Что смотреть в выходные: «Папа умер в субботу», «Суспирия», «Мелочи жизни» и «Шоугерл»
«Папа умер в субботу» (2024)
В ролях: Лаура Турсунканова, Самал Еслямова, Шарифбек Закиров и другие

Дебютная драма Заки Абдрахмановой, покорившая всех на прошлогоднем кинофестивале «Маяк», сполна заслуживает красноречивых эпитетов в свой адрес. Это простой, но очень трогательный и психологически точный портрет девушки, вырвавшейся из цепей семейного абьюза. Девушку зовут Айко (Лаура Турсунканова), сейчас ей 30, и живет она в Москве. Когда-то героиня нашла силы уехать от деспота-отца, а теперь приходит весть, что он умер. Айка не общалась с ним много лет, но почему-то все равно решает приехать в родной казахский аул на похороны. Там она встречает вторую папину семью, для которой тот был чуть ли не ангелом во плоти.
Абдрахманова явно вдохновлялась независимым американским кино, в котором авторы склонны рассказывать личные истории с национальным колоритом. Очевидный референс картины «Папа умер в субботу» — «Прощание» Лулу Ванг, где внутрисемейная динамика является не только сюжетообразующим элементом, но также источником юмора, искренности и рефлексии на тему самоидентификации. Несмотря на зиму в кадре и похоронный сеттинг, этот дебют излучает исключительно тепло и свет, что, как известно, проникает даже в самые темные закоулки души.
«Суспирия» / Suspiria (1977)
Режиссер: Дарио Ардженто
В ролях: Джессика Харпер, Стефания Казини, Флавио Буччи и другие

Когда слышим «джалло», тут же вспоминаем Дарио Ардженто. Дарио Ардженто — это в первую очередь, конечно же, «Суспирия». Сама история здесь не так важна: американка Сьюзи (Джессика Харпер) приезжает в Германию учиться в престижной балетной академии, где завелся безжалостный маньяк. Куда интереснее визуальные решения, что использует Ардженто. Вдохновившись классическими диснеевскими мультфильмами и «Волшебником страны Оз», режиссер пишет свое полотно насыщенными красками с яркими оттенками и сюрреалистическими декорациями, позволяя цвету стать отдельным персонажем фильма (все это благодаря технологии Technicolor). Создающий искаженное восприятие реальности визуал подчеркивается гипнотическим саундтреком группы Goblin, превращающим просмотр фильма в джем-сессию ведьминского ковена. Возможность лицезреть такое аудиовизуальное пиршество в 4К-реставрации в российских кинотеатрах появилась впервые. Так что не пропустите.
«Мелочи жизни» / Small Things Like These (2024)
Режиссер: Тим Милантс
В ролях: Киллиан Мерфи, Эмили Уотсон, Айлин Уолш и другие

В ирландском шахтерском городке жил да был угольщик Билл (Киллиан Мерфи). У него были семья и работа, которую он относительно любил. Однажды под Рождество Билл повез фургон угля по обычаю в католический монастырь, но прибыл чуть раньше оговоренного времени. Зайдя в сарай, он обнаружил дрожащую беременную девушку, которую, кажется, заперли там нарочно. Однако настоятельница монастыря сестра Мэри (Эмили Уотсон) подает Биллу эту ситуацию как неудачный розыгрыш и в качестве рождественского подарка кладет ему в конверт денежку — мол, это для жены. Но Биллу не дает покоя полный страха взгляд девчонки из сарая, он понимает, что в этом монастыре творится что-то бесчеловечное, но не знает, что именно и как это выяснить.
«Мелочи жизни» — тягучее, как смола, и атмосферное, как жизнь в портовом городе, кино, пропитанное глубоким чувством беззащитности человека перед высшими силами. В данном случае такими силами выступает институт католической церкви. Однако режиссер Тим Милантс не идет дорогой оскароносного фильма «В центре внимания» и никого не пытается разоблачить. Перед нами история маленького человека и прилежного семьянина, который может с головы до ног испачкаться в угольной саже, но его сердце всегда остается чистым и чутким по отношению к тем, кому нужна помощь. Мерфи великолепно играет чеховского персонажа с вечно думающими глазами. От фильма веет холодом, а от истории, легшей в основу, стынет кровь в жилах. И во всем этом мраке греет лишь мысль о том, что, пока не извелись такие мелочи жизни, как простое человеческое небезразличие, у людей еще есть шанс.
«Шоугерл» / The Last Showgirl (2024)
Режиссер: Джиа Коппола
В ролях: Памела Андерсон, Бренда Сонг, Кирнан Шипка, Дэйв Батиста, Джейми Ли Кертис и другие

Пока дедушка витает в облаках «Мегалополиса», его внучка Джиа Коппола в тот же год выпускает простую как пять копеек, приземленную драму о матерях и дочках. Возрастная танцовщица Шелли (Памела Андерсон) лучшие годы своей жизни посвятила эпатажным танцам в клубах Лас-Вегаса, но теперь ее шоу закрывается. У нее есть две недели, чтобы понять, как действовать дальше. Героиня начинает ходить на пробы, возобновляет общение с дочкой, пытается построить личную жизнь.
Джиа Коппола снимает про людей, которые находятся в постоянном броуновском движении. Они смотрят на мир через розовые очки, наслаждаются моментом и отказываются взрослеть. Это смотрелось органично в двух предыдущих работах режиссера: в нежной оде юности «Пало-Альто» и слегка сумбурной сатире про блогеров «Мейнстрим». Здесь же мы видим героиню, которой идет шестой десяток, а она все так же купается в софитах своего инфантилизма. Для Памелы Андерсон — это, безусловно, большая роль и огромная актерская удача, возможность выплеснуть на экран все то, что у нее накопилось за годы работы в индустрии быстрых развлечений.
Однако «Шоугерл» как фильму не хватает смелости и телесности, которых, например, было предостаточно у Пола Верховена в «Шоугерлз». Вместо этого Коппола метит на территорию новой искренности, снимая свою версию «Рестлера» (для Шелли танцы — как для Рэнди рестлинг, то есть единственный способ самореализации) в стиле «грязной поэзии» фильмов Шона Бэйкера. Все это вторично, хотя выглядит, надо признать, эффектно: помимо Андерсон, сильно стараются оператор Отем Дюральд и актер Дэйв Батиста, который тут внезапно приобрел неотесанную грацию молодого Курта Рассела.