Больше воздуха: пейзаж, портрет, натюрморт — разбираем по жанрам русский импрессионизм

В Музее русского импрессионизма до 1 июня проходит выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм», которая представляет это особенное явление во всей полноте. На примере знаковых работ с выставки разбираемся, из чего он состоит, чем отличается от импрессионизма французского и как максимально прочувствовать искусство, нацеленное именно на чувственное восприятие.
Редакция «Правил жизни»
Редакция «Правил жизни»
Больше воздуха: пейзаж, портрет, натюрморт — разбираем по жанрам русский импрессионизм
Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных, Москва

Импрессионизм — направление в искусстве, в котором главным героем становятся свет, воздух и мимолетность момента. В конце XIX — начале XX века под влиянием этого явления оказались художники по всему миру, и отечественные живописцы не стали исключением. Казалось бы, импрессионизм уже изучен и описан со всех сторон, но все равно нет-нет да и возникают вопросы: что делает импрессионизм таким уникальным и как художникам удавалось передавать эту легкость, вибрацию воздуха, будь то в пейзаже, портрете или натюрморте? Попробуем на них ответить на примере работ с выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм» и разобраться, какой жанр можно назвать наиболее импрессионистичным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пейзаж

Разговор об импрессионизме сложно представить без упоминания пейзажа. Импрессионисты первыми вышли за пределы мастерских и начали писать природу и городские сцены прямо под открытым небом. Пленэр кардинально изменил их художественный подход. Этюд, который прежде был лишь подготовительным этапом к более масштабным работам, на рубеже XIX-XX веков становится самостоятельным явлением: теперь он передает мимолетные впечатления, тончайшие цветовые состояния и эмоциональные отклики художника. Появляются полномасштабные картины, созданные на пленэре и сохранившие свежесть непосредственного этюдного наблюдения: например, «Голубой куст» Константина Юона (1908) или «В утренней росе» Игоря Грабаря (1907).

Игорь Грабарь, «В утренней росе», 1907
Игорь Грабарь, «В утренней росе», 1907
Государственный Русский музей

Была у русского импрессионизма и отличительная особенность в этом жанре, не характерная для творчества французских живописцев. Импрессионизм традиционно ассоциируется со светлой, солнечной палитрой, наполненной воздухом и легкостью. Русские же художники часто обращались к более темной и сдержанной гамме. Особое место в этом контексте занимает левитановская палитра с ее дымчатыми, сероватыми оттенками, которые передают меланхоличное настроение русской природы. Эти приемы четко видны в картине одного из учеников Левитана — Петра Петровичева «Стог сена» (1901). Русский импрессионизм, сохраняя основные принципы направления — внимание к свету, воздуху и мгновенному впечатлению, — обогатил его новыми эмоциональными и колористическими нюансами, отражающими национальный характер и эстетику.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Петр Петровичев, «Стог сена», 1901
Петр Петровичев, «Стог сена», 1901
Частное собрание, Москва

Натюрморт

Влияние импрессионизма проникло и в натюрморт. Хотя этот жанр не занял центрального места в творчестве художников, им удалось переосмыслить традиционные подходы к изображению предметов, создав новое визуальное высказывание. Они отказались от темных, глубоких теней, оставив лишь легкие намеки на них, и перестали наделять каждый объект индивидуальным цветом. Пространство в работах становится размытым, едва уловимым, а предметы теряют свою материальность, словно растворяясь в потоке света и воздуха.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В творчестве импрессионистов композиции натюрмортов часто строятся на асимметрии, чтобы избежать статичности и передать ощущение динамики жизни, — таким приемом пользуется Петр Кончаловский, изображая апельсины с лимонами и кувшином («Апельсины», 1908), и Петр Петровичев в «Натюрморте с цветами» (первая половина XX века).

Петр Петровичев, «Натюрморт с цветами»
Петр Петровичев, «Натюрморт с цветами»
Тверская областная картинная галерея
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главным героем становится цвет, а также чувственное восприятие натуры. Неслучайно мотивы с цветами и букетами были так любимы импрессионистами (например, Александр Моравов, «Астры. Уголок в доме Ушаковых в Островно», 1918). Для них в натюрморте важны не столько сами предметы, сколько свет и воздух, которые их окружают.

Среди натюрмортов кисти русских художников можно выделить «Гиацинты» Михаила Шемякина (1912) — любимые цветы художника, «Яблоки» Игоря Грабаря (1905) и необычный натюрморт с селедками Константина Коровина (1916), выполненный в манере «черного импрессионизма». Это уникальное явление, свойственное русским художникам, отличается от традиционной яркой палитры характерным использованием темных, приглушенных оттенков, создающих атмосферу таинственности.

Константин Коровин, «Натюрморт», 1916
Константин Коровин, «Натюрморт», 1916
Ивановский областной художественный музей

Портрет

Импрессионисты в корне меняют представление о портретной живописи, нарушая устоявшиеся академические каноны и подходы. На первый план выходят свободные позы, приватная, даже интимная обстановка, взгляды, обращенные к зрителю: запечатлевание таких моментов придавало то самое отличительное для нового направления je ne sais quoi (дословно — «не знаю что»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Импрессионистические черты особенно ярко проявлялись в изображении повседневных, естественных поз и жестов героев. Например, про портрет Николая Харитонова «Цыганка» 1908 года писали, что он несет в себе и «горячность цыганского темперамента, и зажигательность национального танца» — «вся стихия цветовых пятен» в нем подчинена единому «многозвучному ритму». Этот эффект «танца» создавал тот самый «импрессионизм жеста» — впечатление, будто модель не часами позировала для картины, а живописец, как бы фотографируя ее, поймал нужный момент. Раньше такие позы могли показаться даже неприличными и не принимались в академической среде.

Николай Харитонов, «Цыганка», 1908
Николай Харитонов, «Цыганка», 1908
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко

Такой же эффект мы видим и в портрете Антона Павловича Чехова (1904) кисти Петра Нилуса. В отличие от строгого портрета работы Осипа Браза, знакомого многим по учебникам литературы, образ писателя у Нилуса решен более свободно: Чехов полулежит на диване, общий тон полотна выдержан в серой гамме, а лицо написано мелкими мазками розовых, охристых и голубых оттенков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В портретном жанре отечественные художники умело переплетали новые приемы французского явления с русскими национальными мотивами. Ярким примером такого синтеза на выставке служит «Московский извозчик» (1910) Михаила Шемякина. В свое время это произведение очень хвалил Илья Репин — мастер писал: «Тут все: и колорит, и костюм, и живопись, и тип представляют в искусстве редкое, неподражаемое и чрезвычайно изящное».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Петр Нилус, «Антон Павлович Чехов», 1904
Петр Нилус, «Антон Павлович Чехов», 1904
Государственный музей истории российской литературы им. В. И. Даля

Жанровые сцены

Кульминацией сложного и насыщенного мира русского импрессионизма стали жанровые сцены. Отечественные художники, вдохновляясь французским подходом и приемами импрессионистической живописи, выбирали повседневные, преимущественно легкие и радостные сцены, но акцентировали национальный колорит: чаепития, бытовые занятия крестьянок, базары и ярмарки.

Сцены чаепития пишут и Константин Коровин («За чайным столом», 1888), и Ольга Делла-Вос-Кардовская («На террасе. Чаепитие», 1900-е), и Лукиан Попов («В саду. Чаепитие», 1911). Схваченные обобщенно и с настроением, они выглядят не как законченные произведения, а скорее как этюды или подготовительные наброски для будущего полотна.

Ольга Делла-Вос-Кардовская, «На террасе. Чаепитие», 1900-е
Ольга Делла-Вос-Кардовская, «На террасе. Чаепитие», 1900-е
Частное собрание, Москва
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Излюбленным сюжетом становятся сцены материнства и ухода за детьми, их любит писать и Леонид Пастернак. На картине «Розалия Пастернак с маленьким Борей» (1890) интересны не только характерные для импрессионизма черты (крупный мазок, размытые фигуры, легкий сюжет, необычный ракурс), но и фигура младенца — будущего писателя Бориса Пастернака.

Конечно, русские художники не забывали и о «классических» сюжетах импрессионизма — прогулках в парке, посиделках в кафе и балетных сценах. Роль «русского Эдгара Дега» взяла на себя Зинаида Серебрякова, которая много времени проводила в театре. Ее дочь училась в Петроградском хореографическом училище и выступала на сцене Мариинского театра. Парковые этюды были характерны для творчества Исаака Бродского («Весна в Люксембургском парке», 1910), а праздничные сцены — для Николая Тархова («Карусель на Монмартре», 1902).

Зинаида Серебрякова, «Балетная уборная (балет Петра Чайковского "Лебединое озеро")». Этюд для одноименной картины, 1924
Зинаида Серебрякова, «Балетная уборная (балет Петра Чайковского "Лебединое озеро")». Этюд для одноименной картины, 1924
Государственная Третьяковская галерея