Цифровые рыцари любви: что мы увидим на новой выставке Гоши Острецова

Торговый центр BoscoVesna на Новом Арбате регулярно сотрудничает с художниками, устраивая не просто выставки, а тотальное проникновение искусства в пространства этажей, холла и даже фасада. Новый участник серии арт-коллабораций — Гоша Острецов и его узнаваемые картины на стыке эстетики комиксов и стрит-арта. Мы расспросили художника о новой серии, созданной специально для выставки, и предлагаем мини-гид по ней.
Цифровые рыцари любви: что мы увидим на новой выставке Гоши Острецова
Предоставлено пресс-службой BoscoVesna

Арт-сотрудничества — идея для ретейл-пространств не новая, но в Москве реализуется не так часто, и тем интереснее каждый сезон наблюдать за BoscoVesna, который продолжает привлекать современных художников. Ранее свои тотальные инсталляции для торгового центра делали Андрей Люблинский, Ирина Корина, Аристарх Чернышев — каждый художник по-своему переосмысливал пространство, тренды, сезонность и постоянное стремление в будущее, характерные для моды. Теперь эстафету подхватил Гоша Острецов — художник, дизайнер и перформер, много работающий с эстетикой комикса и переосмысливающий массовую культуру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Его проект для BoscoVesna получил название Haut Futur — аллюзия одновременно на высокую моду и футуризм, приобщение роботов (один из излюбленных образов в художественном бестиарии Острецова) к миру кутюрных нарядов. Ключевое произведение проекта — инсталляция в центре универмага высотой четыре этажа, своеобразное прощание с художественными традициями и канонами прошлого ради новых смыслов: в печке-буржуйке импровизированной избы сгорают академические рисунки. При этом исчезновение старого становится импульсом к рождению нового, поэтому инсталляция тематически продолжается масштабной структурой, отсылающей к наследию конструктивизма. А в пространстве этажей выставка разворачивается в более привычных живописных формах — и тут проявляется связь с модой.

Предоставлено пресс-службой BoscoVesna
Предоставлено пресс-службой BoscoVesna

«Крой — это наука и красота пропорций человека, своего рода магия. Ведь одежда — одна из первичных загадок человечества, в Библии об этом сказано прямым текстом», — говорит художник, объясняя свой интерес к тканям, одежде и костюмированным перформансам, над которыми он работал еще с 1980-х годов. Без одежды не обошлось и сейчас: на этот раз Острецов поработал с ней предельно буквально — приклеенные на холст вещи и ткани стали непосредственной основой его картин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гоша Острецов: «В прочтении картины есть несколько уровней. Один из них не видимый, но он должен переживаться в ощущении, через фактуру — это настоящая одежда, приклеенная на холст. То есть я пишу картины поверх одежды. Второй — это девушка из комикса, которая влюблена. Третий — обязательный позолоченный элемент картины, который обозначает, что ни одна высокотехнологическая машина не может обойтись без золота, то есть человечество фундаментально не сделало никакого прогресса. Четвертый — сам робот, которого я создаю из разных ярких цветных элементарных форм, сочетая супрематизм с мультипликационными героями. Пятый — фотореализм, в котором изображена реальная модель одежды из весенне-летних коллекций. Таким образом я фиксирую моду, которая создается на определенный сезон в определенном году в пространстве искусства, и это отвечает за отображение своего времени. Дальше уже зритель может налаживать собственные связи между элементами картины, создавать свою нарративную историю, пользуясь картиной как ребусом».

Этап работы Гоши Острецова
Предоставлено пресс-службой BoscoVesna
Предоставлено пресс-службой BoscoVesna
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из этих многослойных ребусов сложилась серия «Цифровые рыцари любви»: в своей узнаваемой манере Острецов соединил образы будто из комиксов, экспрессию уличного искусства, случайные, на первый взгляд, коллажно вставленные детали. Получилось исследование о влиянии искусственного интеллекта на повседневную жизнь, о поиске границ — между реальностью и цифровым миром, модой и искусством, страстью и зависимостью, ностальгией и стремлением вперед. Картины хаотично расположились на этажах BoscoVesna, и зрителям предстоит поискать их среди новых модных коллекций. Вот что художник рассказал нам о некоторых из них.

Гоша Острецов: «Эта работа посвящена песне советской эстрады — "Только ромашка, знает о том, / Любит ли Сашка, любит ли Сашка / Или полюбит Сашка потом". Ироническое название картины обращено к тому, что электронным устройствам даются собственные имена, как, например, Алиса. В данном случае слово "Саша" амбивалентно для мужчины и для женщины в зависимости от желания пользователя машины».

Гоша Острецов, из серии «Цифровые рыцари любви», 2025
Гоша Острецов, из серии «Цифровые рыцари любви», 2025
Предоставлено пресс-службой BoscoVesna
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гоша Острецов: «В "Уроках информатики" девушка находится в стальных руках преподавателя информатики и смотрит на зрителя, как бы спрашивая: "Доверять ли этому человеку — Android или нет?"».

Гоша Острецов, «Уроки информатики», из серии «Цифровые рыцари любви», 2025
Гоша Острецов, «Уроки информатики», из серии «Цифровые рыцари любви», 2025
Предоставлено пресс-службой BoscoVesna

Гоша Острецов: «"Встреча с милым роботом" — эта работа говорит о чувстве привязанности и ностальгии по материальному предмету».

Гоша Острецов, «Встреча с милым роботом», из серии «Цифровые рыцари любви», 2025
Гоша Острецов, «Встреча с милым роботом», из серии «Цифровые рыцари любви», 2025
Предоставлено пресс-службой BoscoVesna