Цифровые рыцари любви: что мы увидим на новой выставке Гоши Острецова

Арт-сотрудничества — идея для ретейл-пространств не новая, но в Москве реализуется не так часто, и тем интереснее каждый сезон наблюдать за BoscoVesna, который продолжает привлекать современных художников. Ранее свои тотальные инсталляции для торгового центра делали Андрей Люблинский, Ирина Корина, Аристарх Чернышев — каждый художник по-своему переосмысливал пространство, тренды, сезонность и постоянное стремление в будущее, характерные для моды. Теперь эстафету подхватил Гоша Острецов — художник, дизайнер и перформер, много работающий с эстетикой комикса и переосмысливающий массовую культуру.
Его проект для BoscoVesna получил название Haut Futur — аллюзия одновременно на высокую моду и футуризм, приобщение роботов (один из излюбленных образов в художественном бестиарии Острецова) к миру кутюрных нарядов. Ключевое произведение проекта — инсталляция в центре универмага высотой четыре этажа, своеобразное прощание с художественными традициями и канонами прошлого ради новых смыслов: в печке-буржуйке импровизированной избы сгорают академические рисунки. При этом исчезновение старого становится импульсом к рождению нового, поэтому инсталляция тематически продолжается масштабной структурой, отсылающей к наследию конструктивизма. А в пространстве этажей выставка разворачивается в более привычных живописных формах — и тут проявляется связь с модой.


«Крой — это наука и красота пропорций человека, своего рода магия. Ведь одежда — одна из первичных загадок человечества, в Библии об этом сказано прямым текстом», — говорит художник, объясняя свой интерес к тканям, одежде и костюмированным перформансам, над которыми он работал еще с 1980-х годов. Без одежды не обошлось и сейчас: на этот раз Острецов поработал с ней предельно буквально — приклеенные на холст вещи и ткани стали непосредственной основой его картин.
Гоша Острецов: «В прочтении картины есть несколько уровней. Один из них не видимый, но он должен переживаться в ощущении, через фактуру — это настоящая одежда, приклеенная на холст. То есть я пишу картины поверх одежды. Второй — это девушка из комикса, которая влюблена. Третий — обязательный позолоченный элемент картины, который обозначает, что ни одна высокотехнологическая машина не может обойтись без золота, то есть человечество фундаментально не сделало никакого прогресса. Четвертый — сам робот, которого я создаю из разных ярких цветных элементарных форм, сочетая супрематизм с мультипликационными героями. Пятый — фотореализм, в котором изображена реальная модель одежды из весенне-летних коллекций. Таким образом я фиксирую моду, которая создается на определенный сезон в определенном году в пространстве искусства, и это отвечает за отображение своего времени. Дальше уже зритель может налаживать собственные связи между элементами картины, создавать свою нарративную историю, пользуясь картиной как ребусом».


Из этих многослойных ребусов сложилась серия «Цифровые рыцари любви»: в своей узнаваемой манере Острецов соединил образы будто из комиксов, экспрессию уличного искусства, случайные, на первый взгляд, коллажно вставленные детали. Получилось исследование о влиянии искусственного интеллекта на повседневную жизнь, о поиске границ — между реальностью и цифровым миром, модой и искусством, страстью и зависимостью, ностальгией и стремлением вперед. Картины хаотично расположились на этажах BoscoVesna, и зрителям предстоит поискать их среди новых модных коллекций. Вот что художник рассказал нам о некоторых из них.
Гоша Острецов: «Эта работа посвящена песне советской эстрады — "Только ромашка, знает о том, / Любит ли Сашка, любит ли Сашка / Или полюбит Сашка потом". Ироническое название картины обращено к тому, что электронным устройствам даются собственные имена, как, например, Алиса. В данном случае слово "Саша" амбивалентно для мужчины и для женщины в зависимости от желания пользователя машины».

Гоша Острецов: «В "Уроках информатики" девушка находится в стальных руках преподавателя информатики и смотрит на зрителя, как бы спрашивая: "Доверять ли этому человеку — Android или нет?"».

Гоша Острецов: «"Встреча с милым роботом" — эта работа говорит о чувстве привязанности и ностальгии по материальному предмету».
