Что смотреть в выходные: «Бассейн», «Универсальный язык», «Кончится лето» и «Обезьяна»
«Бассейн» / La piscine (1969)

Режиссер: Жак Дере.
В ролях: Ален Делон, Роми Шнайдер, Морис Роне, Джейн Биркин и другие.
Писатель Жан-Поль (Ален Делон) вальяжно проводит лето в компании своей спутницы Марианны (Роми Шнайдер), купаясь, загорая и придаваясь любовным утехам в комфортном шале на берегу лазурного моря. Идиллию портит приезд незваных гостей — экспрессивного Гарри (Морис Роне), бывшего любовника Марианны, и его юной дочери Пенелопы (Джейн Биркин). Палящее солнце Французской Ривьеры выжигает кадр не так сильно, как покрытое бронзой полуобнаженное тело Делона, который именно в этом фильме оказался на пике своей земной красоты. «Бассейн» Жака Дере — образец медленно разгорающегося саспенса (до конца лета доживут не все), а также субтильной режиссуры сексуального напряжения, от которого и героям, и зрителю трудно дышать. В 2015 году Лука Гуаданьино снял свою версию «Бассейна» и назвал ее «Большим всплеском», где слегка сместил акценты, выкрутил градус сексуальности на максимум и вдоволь наигрался в Хичкока (смотреть рекомендуется обе версии, но сначала — с Делоном).
«Универсальный язык» / Universal Language (2024)

Режиссер: Мэттью Ранкин.
В ролях: Мэттью Ранкин, Пируз Немати, Амир Амири и другие.
Получивший приз зрительских симпатий на прошлогоднем Каннском кинофестивале второй фильм канадца Мэттью Ранкина — одна из самых изобретательных и оригинальных картин, выходящих в российский прокат этой весной. Такое утверждение вас вряд ли удивит, если вы смотрели дебют режиссера — байопик о десятом премьер-министре Канады «Двадцатый век», который снят в разных художественных стилях и с использованием множества повествовательных техник (политический сюрреализм сменяется стилизацией под немое кино или анимацией). Здесь же, в уморительной киноодиссее по вымышленному Виннипегу, все значительно проще и без каких-либо вкраплений авангарда: «Универсальный язык» вторит своему названию и действительно будет понятен всем.
Кино раскрывается не сразу, а фрагментарно, небольшими эпизодами представляя сцены из жизни иранской общины в канадском городе Виннипег, где все говорят на фарси. Дети гадают, как достать из-подо льда крупную банкноту. Сколотивший состояние на продаже индейки магнат теряет своего самого дорогого индюка. Причудливый гид проводит экскурсии по торговому центру. Персонаж по имени Мэттью Ранкин отправляется в путешествие из Монреаля в Виннипег, чтобы повидаться с мамой. Постепенно сюжетные линии пересекаются, герои взаимодействуют друг с другом, мозаика складывается: «Универсальный язык» ― это кино о возвращении домой или, если такое невозможно, об обретении нового дома, который, как известно, не место на карте, а состояние души.
Для каждой сцены Мэттью Ранкин придумывает необычный ракурс. У каждого диалога своя мизансцена и своя визуальная подача, усиливающая комедийный эффект. «Универсальный язык» трудно с чем-либо сравнивать, но таким могло бы быть «Королевство полной луны», очень сильно вдохновленное творчеством Аббаса Киаростами.
«Кончится лето» (2024)

Режиссеры: Владимир Мункуев и Максим Арбугаев.
В ролях: Юра Борисов, Макар Хлебников, Дмитрий Поднозов и другие.
Республика Саха славится своими бриллиантами, в частности бриллиантами российского кинематографа. По скромным меркам якутского кино «Кончится лето» ― это уже фактически авторский блокбастер, который при поддержке Бориса Хлебникова в Якутии сняли два якута c двумя русскими актерами, чьи несомненные таланты, к счастью, пока не поддаются огранке.
Старший брат Кеша (Юра Борисов) возвращается из тюрьмы в маленький алмазодобывающий поселок к отцу и младшему брату Тиме (Макар Хлебников). Тима собирается учиться в Новосибирске, а Кеша планирует вернуться к обычной жизни и закрепиться на новой работе, однако у судьбы другие планы на братьев. Режиссерские обязанности разделили между собой Владимир Мункуев, которого еще со времен «Нууччи» терзают вопросы человеческой жестокости, и документалист Максим Арбугаев, чей наметанный на поиск живописных ракурсов глаз добавил фильму натуралистичности.
«Кончится лето» — это переходящий из тайги в тундру истерн в декорациях звягинцево-балабановской России, где у всех от золотого блеска загораются глазки, а злым ребятам светит только пуля. Страшное и сильное кино, которое надолго отпечатывается в памяти. Во многом за счет двух отличных актерских работ: новоиспеченный оскаровский номинант Борисов еще никогда не играл персонажей с такими пугающими психологическими отклонениями, а Хлебников-младший блистательно справляется с ролью проводника для зрителя туда, где даже самые верные моральные компасы сходят с ума.
«Обезьяна» / The Monkey (2025)

Режиссер: Осгуд Перкинс.
В ролях: Тео Джеймс, Татьяна Маслани, Элайджа Вуд и другие.
Осгуд Перкинс снял до этого четыре фильма, по которым можно было бы составить впечатление о его режиссерском стиле. Человек любит тягучие атмосферные хорроры с медленным повествованием и сверхъестественными мотивами, нередко укорененными в фольклоре. И вот выходит «Обезьяна» — кровавое цирк-шоу про двух близнецов (Тео Джеймс), нашедших проклятую игрушку, убивающую всех без какой-либо логики. Все это написал Стивен Кинг — под впечатлением то ли от «Пункта назначения», то ли от «Убойных каникул». Так или иначе, люди мрут в фильме пачками и самыми нелепыми способами: кого-то затаптывают 67 диких лошадей, кого-то разрывает на куски наэлектризованный бассейн.
Естественно, фильмом ужасов «Обезьяну» не назвать, и остается лишь пожалеть тех, кто шел на сеанс, ожидая артовую мистику в духе «Февраля» или «Прелести, живущей в доме». Перкинс пусть и снял не лучшее кино в своей карьере, но, видно, отдохнул и хорошенько оттянулся, а заодно, возможно, приобрел себе новых фанатов, которые до этого слишком замысловатое творчество Перкинса не жаловали. Впрочем, такие перемены ненадолго: уже в октябре в прокат выйдет следующий фильм режиссера — с Татьяной Маслани и в стиле прежних атмосферных хорроров.