Не только «Анора» и «Дюна»: 7 незаметных фильмов — номинантов на «Оскар», которые стоит посмотреть перед церемонией
«Я все еще здесь» / I’m Still Here (2024)

Режиссер: Уолтер Саллес.
В ролях: Фернанда Торрес, Фернанда Монтенегро, Селтон Мелу и другие.
Номинации: «Лучший фильм», «Лучшая женская роль», «Лучший фильм на иностранном языке».
Пронзительная семейная сага Уолтера Саллеса делится на три ярко выраженных акта. Сначала мы знакомимся с семьей Рубенса Пайвы: с его любящей женой (Фернанда Торрес), пятью детьми и с ним самим, бывшим конгрессменом. За первые полчаса Саллес устанавливает настолько оживленную и увлекательную динамику внутри семьи Пайвы, что дальше все случившиеся с ними события нельзя не воспринимать близко к сердцу. А разворачиваются они в Бразилии в 1971 году, во время диктатуры. Рубенса среди бела дня вызывают на допрос, и с тех пор его никто о нем ничего не знает. Второй акт — деконструкция семьи. Глазами стойкой мамы и ее детей показан урон, который авторитарное правительство наносило простым людям (кино основано на мемуарах сына). А третий акт, самый сильный, — это уже реконструкция семьи в эпоху демократической Бразилии. Момент душевного и социального исцеления целой страны, показанный на пример драматичной судьбы одного семейства.
«Мальчишки из "Никеля"» / Nickel Boys (2024)

Режиссер: РаМелл Росс.
В ролях: Итан Херисс, Давид Диггс, Брэндон Уилсон, Онжаню Эллис и другие.
Номинации: «Лучший фильм», «Лучший адаптированный сценарий».
В аду страшно, но спускаться туда с камерой от первого лица еще страшнее. Дебютный игровой фильм документалиста РаМелла Росса рассказывает о двух чернокожих парнях, оказавшись в 1960-х в закрытой школе для мальчиков под названием «Никель». Как выяснится много лет спустя, там пацанов не только били, но и натурально убивали, закапывая тела на заднем дворе, а родителям потом рассказывали сказки о побеге детей. В основе фильма книга Пулицеровского лауреата Колсона Уайтхеда, основанная на реальных событиях. Режиссер вместе с оператором Джомо Фрэем изобретают собственный киноязык: они не просто сняли фильм от первого лица, а точечно попытались сымитировать нахождение внутри головы героя и человеческое зрение, которое всегда акцентируется на деталях. Таким образом им удалось вычленить те редкие моменты красоты и поэзии из истории, полной ужаса и ночных кошмаров. Самый артистичный и преступно недооцененный номинант на «Оскар-2025».
«Семя священного инжира» / The Seed of the Sacred Fig (2024)

Режиссер: Мохаммад Расулоф.
В ролях: Сохейла Голестани, Мисса Зарех и другие.
Номинации: «Лучший фильм на иностранном языке».
Из соперничающих в одной и той же категории фильмов «Я все еще здесь» и «Семя священного инжира» мог бы получиться отличный дабл-фичер: обе ленты показывают то, что происходит с одной конкретной семьей во время диктатуры. В данном случае местом действия является Иран, а семья уже выступает не столько в роли лакмусовой бумажки времени, сколько метафорой зверской государственной системы. Отец становится высокопоставленным исполнителем воли режима, жена тихо повинуется, а вот старшая дочь постепенно начинает симпатизировать протестующим; младшая же лишь мечтает перекрасить волосы без разрешения матери, что тоже в своем роде бунт против общественных устоев. Дальше — хроника раскола социума через призму четырех некогда любящих друг друга до безумия людей. Мохаммад Расулоф, как никто другой, умеет обернуть острый политический подтекст в изысканную притчу с высокой художественной ценностью.
«Девушка с иглой» / The Girl with the Needle (2024)

Режиссер: Магнус фон Хорн.
В ролях: Виктория Кармен Сони, Трине Дюрхольм и другие.
Номинации: «Лучший фильм на иностранном языке».
В Копенгагене после Первой мировой войны фабричную работницу Каролину преследует одно несчастье за другим. Из-за нехватки денег она вынуждена переселиться из своей просторной квартиры в тесную каморку на чердаке. Ушедший на войну муж, которого она уже похоронила, внезапно возвращается с изуродованным лицом. Она выпроваживает его из дома, потому что за это время успела закрутить перспективный роман с начальником фабрики, который обещал на ней жениться, но, получив по шапке от своей маман, передумал и бросил несчастную девицу с ребенком в животе. Это далеко не весь сюжет впечатляющей монохромной драмы Магнуса фон Хорна, снятой с пиететом к немецкому экспрессионизму и скрытой любовью к детективным историям про серийных убийц. Просмотр «Девушки с иглой» напоминает чтение хорошего исторического романа: каждый кадр наполнен мелкими деталями, грязь и отчаяние послевоенной эпохи переданы не хуже, чем у Ремарка, вдобавок повествование движется плавно и непредсказуемо — на какой минуте вы поймете, что на самом деле смотрите тру-крайм?
«Синг-Синг» / Sing Sing (2023)

Режиссер: Грег Куидар.
В ролях: Колман Доминго, Кларенс Маклин, Пол Рейси и другие.
Номинации: «Лучшая мужская роль», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучшая песня».
Как и в случае с «Мальчишками из "Никеля"», драма «Синг-Синг» из кромешной тьмы тянется к свету. Более того, картина Грега Куидара — одна из самых светлых среди всех номинантов этого года. События, однако, разворачиваются в тюрьме особого режима, где сидит драматург Дивайн Джи (Колман Доминго). Он курирует тюремный театральный кружок, который должен помочь заключенным сбежать в мир искусства. Это реальная практика, применяемая в тюрьме «Синг-Синг». Большинство актеров в фильме — бывшие заключенные и участники этой программы, в частности дебютант Кларенс Маклин, который сыграл самого себя и за этот наградной сезон собрал приличный урожай наград (но академики в итоге не рискнули репутацией и не решились номинировать бывшего арестанта). «Синг-Синг» ― кино поэтичное, эмоциональное, блистательно сыгранное и с мощным терапевтическим эффектом. Спасает от любой хандры.
«Саундтрек к государственному перевороту» / Soundtrack to a Coup d’Etat (2024)

Режиссер: Йохан Гримонпре.
Номинации: «Лучший документальный фильм».
Документальный фильм на два с половиной часа про государственный переворот в Конго? «Да как такое может быть интересно?» — спросите вы. А вот запросто! Если точнее, это кино — целый портрет геополитической картины мира 1960-х годов: тут и протесты джазовых музыкантов на заседании ООН по поводу убийства премьер-министра Конго, и выступления Малкольма Икса, и эскалация Карибского кризиса, и революции в африканских странах, и — самое интересное для нас — визит Хрущева в Америку. Генсек СССР является одним из главных героев этого фильма, собранного из монтажных склеек, архивных кадров, цитат и фотографий (работа, конечно, титаническая). Путешествие в прошлое под джазовый аккомпанемент Луиса Армстронга, Нины Симон и Майлза Дэвиса.
«Поток»/Straume (2024)

Режиссер: Гинтс Зильбалодис.
Номинации: «Лучший анимационный фильм», «Лучший фильм на иностранном языке».
Независимый латвийский мультфильм, снятый на игровом движке и без единой строчки текста (но при этом номинированный в категории «Лучший фильм на иностранном языке»), уже покорил весь мир своей лаконичной интуитивностью в повествовании. Черный кот выживает в постапокалипсисе, в процессе ему встречаются шиба-ину, капибары, лемуры и прочая живность без антропоморфных признаков как, например, в «Зверополисе». Приключения этого кота проходят на руинах человеческой цивилизации — ее режиссер Гинтс Зильбалодис изображает в эклектичной форме, сочетая все культуры сразу: эллинские колонны, африканские хижины, монолитные египетские постройки, деревянные дома со скандинавским орнаментом. Дизайн одновременно кажется знакомым и таким фантастическим. История при этом не нуждается в словах. Благодаря магии анимации, как выяснилось, можно тронуть зрительские сердца, даже когда ни один из твоих героев не умеет говорить.
Другие номинанты на «Оскар-2025», о которых мы писали ранее:
«Боб Дилан: Никому не известный»:https://www.pravilamag.ru/entertainment/742077-nikomu-ne-izvestnyi-kakim-poluchilsya-baiopik-pro-boba-dilana-s-timoti-shalame/