Крестный отец подросткового кино: фильмы Джона Хьюза от худшего к лучшему

В этом феврале празднуем двойной юбилей: 40 лет исполнилось поколенческому шедевру «Клуб "Завтрак"», а 18 февраля 2025 года — ровно 85 лет со дня рождения его режиссера Джона Хьюза. Хьюз считается одним из столпов современного американского кинематографа, он оказал огромное влияние на таких режиссеров, как Ричард Линклейтер, Уэс Андерсон, Кевин Смит и прежде всего Джадд Апатоу. В 1980-х сформировал новый образ подростка в кино — проблемного, но живого человека с набором своих уникальных особенностей, чувств и переживаний. Возможно, никто так чутко, комплексно и красочно не видел мир детей и подростков, как видел Джон Хьюз. В честь юбилея вспоминаем наследие выдающегося автора и расставляем все восемь его режиссерских работ по возрастанию наших предпочтений.
Крестный отец подросткового кино: фильмы Джона Хьюза от худшего к лучшему
Legion-Media

8. «Ох уж эта наука!» / Weird Science (1985)

В ролях: Энтони Майкл Холл, Келли ЛеБрок, Билл Пэкстон и другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск

Для начала важная ремарка: Джон Хьюз за свою карьеру снял только восемь картин — и ни одну из них плохой назвать нельзя. Снимал фильмы он медленнее, чем писал сценарии, поэтому частенько накопившиеся рукописи отдавал другим режиссерам. Иногда это были не лучшие его тексты, иногда они становились большими хитами (как, например, «Бетховен» и тот фильм, что в конце статьи).

Сай-фай-комедия «Ох уж эта наука!» ― один из ярких примеров выдающейся скорописи Хьюза. Сценарий к этому фильму он написал всего за два дня (за что даже угодил в Книгу рекордов Гиннесса), однако отдавать никому не стал и снял его сам. В основе сюжета своеобразный пересказ «Франкенштейна» словами сильно возбужденного подростка: два школьника-неудачника на компьютере создают «идеальную женщину», невероятно привлекательную и подчиняющуюся только им Лизу (Келли ЛеБрок), за счет которой надеются поднять уровень своей крутизны в глазах сверстников.

Естественно, по нынешним меркам мораль картина заметно устарела — хотя бы потому, что буквально является кинематографическим памятником женской объективации. Но с другой стороны, Лиза по ходу фильма обретает независимость, да и актриса Келли ЛеБрок за эту роль получила всеобщее признание — именно тем, как она скомбинировала внешность девушки с обложки Penthouse, натуральную женственность и запрограммированную уверенность в себе. Сам фильм — совершенно безобидная, глуповатая комедия, однако позже на его основе был запущен успешный телесериал «Чудеса науки», ставший неотъемлемой частью ДНК поколения MTV.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

7. «Кудряшка Сью» / Curly Sue (1991)

В ролях: Элисан Портер, Джеймс Белуши, Келли Линч и другие.

Кинопоиск

«Кудряшка Сью» стала последней режиссерской работой Джона Хьюза. По сюжету бездомный аферист (Джеймс Белуши) вместе с маленькой кудрявой девочкой (Элисан Портер) колесят по стране и обманывают обывателей. Однажды они встречают богатую и сердобольную даму из высшего общества (Келли Линч), которая предлагает им кров и шанс на лучшую жизнь. «Кудряшка Сью» ― классика СТС и попросту горячо любимая на постсоветском пространстве семейная сказка, которую, конечно же, можно разбить в пух и прах за ее бесстыдную сентиментальность. Но кому от этого будет польза, если и годы спустя фильм стабильно объединяет семьи у экранов под Новый год?

6. «Дядюшка Бак» / Uncle Buck (1989)

В ролях: Джон Кэнди, Джин Луиза Келли, Габи Хоффманн, Маколей Калкин и другие.

Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Дядюшку Бака» Хьюз снимал по договору со студией Universal, что для независимого режиссера было в новинку, хотя на качестве комедии это никак не сказалось. Как и «Кудряшка Сью», вышедшая двумя годами позже, «Дядюшка Бак» ― это кино, заточенное под семейную аудиторию. После того как Джон Хьюз укоренился в голливудском пантеоне как крестный отец подросткового кино, он попытался слегка отойти от этого жанра и поработать на более универсальную аудиторию. «Бак» этот переход прекрасно иллюстрирует, став своеобразным фильмом-диалогом между взрослыми и детьми.

Главный герой ― это беззаботный, ленивый, крайне добродушный здоровяк Бак (Джон Кэнди), которого родной брат просит посидеть с его детьми, пока тому вместе с женой нужно срочно уехать из города. В воспитании Бак использует житейские методы и вместо строгости предпочитает доброту. Однако не все дети спешат его слушаться, особенно старшая дочка, переживающая возраст потери любых авторитетов. На фильм можно запросто смотреть как на метафору диалога бумеров и зумеров, миллениалов и иксеров, в целом как на метафору диалога поколений. И в зависимости от вашего жизненного опыта будет меняться ваше отношение к самому Баку: для кого-то он наверняка окажется злодеем, а кому-то покажется самым родным человеком на свете. Джон Кэнди в этой роли поистине гениален.

5. «Выходной день Ферриса Бьюллера» / Ferris Bueller’s Day Off (1986)

В ролях: Мэттью Бродерик, Алан Рак, Миа Сара и другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск

Джон Хьюз про героя своего фильма говорил так: «Он либо станет президентом США, либо попадет в тюрьму». Феррис Бьюллер (Мэттью Бродерик) ― непоседливый тинейджер, который в начале фильма притворяется больным, чтобы родители разрешили ему не ходить в школу. Внезапный выходной Феррис решает провести ударно — вместе с подружкой и лучшим другом он отправляется кутить в Чикаго. События картины, как легко догадаться, происходят в течение одного наполненного событиями дня. Особенность повествования тут в том, что Бьюллер постоянно ломает четвертую стену и разговаривает со зрителем. Неудивительно, что отсылками на этот фильм пестрит «Дэдпул» (например, Рейнольдс точь-в-точь повторяет сцену после титров из «Выходного дня Ферриса Бьюллера»). Кроме того, картина послужила вдохновением для Джона Уоттса в создании «Человека-паука: Возвращение домой» (Паркер Тома Холланда — прямой выходец из кинематографа Хьюза). Картина является национальным культурным достоянием США и фильмом, открывшим Мэттью Бродерика. Кстати, кроме Бродерика, Джон Хьюз также запустил карьеры Майкла Китона, Билла Пэкстона, Маколея Калкина и Деми Мур.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4. «Шестнадцать свечей» / Sixteen Candles (1984)

В ролях: Молли Рингуолд, Энтони Майкл Холл, Пол Дули и другие.

Кинопоиск

1980-е в Америке стали расцветом подросткового кино. До этого насущным проблемам молодежи (как найти друзей, если ты носишь каре, или с кем лишиться девственности, чтобы потом не было стыдно) должного внимания не уделяли. Режиссерам было мало интересно снимать об этом фильмы, либо они попросту не могли обойтись без штампов. Это прекрасно понимал Джон Хьюз и мечтал такую несправедливость исправить. Точкой кипения для него стала молодежная комедия «Порки» (1981) Боба Кларка, где подростки были изображены похотливыми отморозками. Тогда в качестве ответной реакции на успех «Порки» Хьюз придумал историю про пятерых подростков из разных социальных слоев, которых заперли на сутки в школе и вынудили друг с другом коммуницировать. Однако Хьюз боялся, что в случае провала такого фильма его режиссерская карьера будет тут же завершена, поэтому выбрал своим дебютом «Шестнадцать свечей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У 16-летней Саманты (Молли Рингуолд) сегодня день рождения, но ни мама, ни папа, ни братья с сестрами, ни бабушки с дедушками про него не вспомнили. Все потому, что у старшей сестры Саманты завтра свадьба и весь дом по этому поводу вверх дном (черновик завязки «Один дома» уже здесь). Дальше, как и у Ферриса Бьюллера, события идут курсом одного дня, где главная интрига даже не в том, вспомнят ли родственники про день рождения Саманты, а в том, обратит ли на нее внимание школьный краш, с которым она мечтает пойти на вечерний бал. Каждый из тинейджеров показан отдельной личностью с набором комплексов и тайных желаний, каждый из них меняется к финальным титрам. Теплое, забавное и уютное кино, которое, конечно, стало лишь разминкой для Джона Хьюза.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

3. «У нее будет ребенок» / She’s Having a Baby (1988)

В ролях: Кевин Бейкон, Элизабет Макговерн, Алек Болдуин и другие.

Кинопоиск

«У нее будет ребенок» ― самый рефлексивный фильм Хьюза, потому что его герои повзрослели, хотя внутри так и остались неуверенными в себе подростками. Джейк (Кевин Бейкон) и Кристи (Элизабет Макговерн) только поженились и взяли ипотеку, чтобы иметь собственный дом. Вскоре их накрывает быт, скапливаются финансовые проблемы, появляются недомолвки — и вот семейное счастье, которое они загадывали под венцом, потихоньку дает трещину. Вдобавок еще родители с обеих сторон наседают: мол, время идет, а внуков все нет.

Вполне вероятно, в сценарий этого фильма Хьюз добавил много личных переживаний и накопленного опыта семейной жизни: в юности он тоже работал рекламным копирайтером, как Джейк, и тоже рано женился, в 20 лет, на своей школьной любви. Поэтому в фильме так много экзистенциальных кризисов, пережитых эмоций, страха от непонимания, что и когда пошло не так, жизненной иронии и, главное, зрелости. Говорите, быть подростком тяжело? А вы попробуйте побыть взрослым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

2. «Самолетом, поездом, машиной» / Planes, Trains & Automobiles (1987)

В ролях: Стив Мартин, Джон Кэнди, Лайла Робинс и другие.

Кинопоиск

В 1987, году после череды подростковых фильмов, Джон Хьюз сменил целевую аудиторию и сделал своих героев значительно старше. Рекламный агент Нил (Стив Мартин) торопится в аэропорт, чтобы успеть домой ко Дню благодарения, но погода вносит свои коррективы — рейс сначала задерживается, а потом не долетает до Чикаго, приземляясь недалеко от Нью-Йорка. В пути Нил знакомится с причудливым коммивояжером Дэлом (Джон Кэнди), который тоже едет в Чикаго.

«Самолетом, поездом, машиной» ― очаровательное роуд-муви, которое держится не только на остроумнейшем сценарии Хьюза, но и на контрасте двух главных героев. Ворчливый Мартин и весельчак Кэнди постоянно спорят, конфликтуют из-за мелочей, попадают в комические ситуации, а зритель только и мечтает, чтобы эта экранная одиссея по задворкам Америки никогда не кончалась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

1. «Клуб "Завтрак"» / The Breakfast Club (1985)

В ролях: Эмилио Эстевес, Молли Рингоулд, Джадд Нельсон, Энтони Майкл Холл, Элли Шиди и другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск

Если у подросткового кино как жанра есть азбука, то это определенно «Клуб "Завтрак"». Джон Хьюз разобрал типичный школьный класс на архетипы и столкнул их лбами. Отличница, спортсмен, хулиган, чудачка и ботан приезжают в субботу в школу отрабатывать наказание. Их запирают в классе и дают задание написать эссе про самих себя. Постепенно, пока ребята сидят и разговаривают друг с другом, перед зрителем вырисовывается общий портрет поколения: мажоры и бедняки, избалованные и недолюбленные, запуганные и открытые, заносчивые и тихие. Каждый подросток из любого десятилетия найдет себя в этом «Клубе». Хьюз создал произведение, которое обречено откликаться во всех поколениях. Костяк актерского состава сформировал так называемый Brat Pack — негласное сообщество актеров, кочующих по фильмам производства Хьюза (об этом даже есть целый документальный фильм Brats (2024). Негласным лидером стал сын Мартина Шина Эмилио Эстевес, также в состав в свое время входили Роберт Дауни — младший, Джеймс Спейдер, Том Круз, Николас Кейдж и Шон Пенн. В 2000-х похожее комьюнити возникло вокруг фильмов Джадда Апатоу (Пол Радд, Стив Карелл, Сет Роген, Джеймс Франко, Эмма Стоун, Джейсон Судейкис и прочие).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Расписывать наследие «Завтрака» можно бесконечно. Практически любой современный американский фильм с подростками в главных ролях берет свое начало в творчестве Хьюза — от «Леди Берд» Греты Гервиг до «Середины 90-х» Джоны Хилла. И конечно же, без «Клуба "Завтрак"» не было бы, например, «Очень странных дел» и «Общества мертвых поэтов».

Бонус: «Один дома» / Home Alone (1990)

Режиссер: Крис Коламбус

В ролях: Маколей Калкин, Джо Пеши, Дэниел Стерн и другие.

Кинопоиск

Самый известный фильм Джона Хьюза снял не Джон Хьюз, а режиссер Крис Коламбус. «Один дома» в представлении не нуждается: это уже бессмертная новогодняя классика, преодолевшая любые языковые барьеры. К 1990-м годам Хьюз заканчивал свою режиссерскую карьеру и все больше писал сценарии. Идея «Один дома» к нему пришла во время съемок «Дядюшки Бака», где ребенок в исполнении Маколея Калкина общался с незнакомой ему няней через щель почтового ящика. Бесконечно артистичный Калкин в том фильме был настолько хорош, что в итоге Хьюз его и взял на роль Кевина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Один дома» ― яркое доказательство того, как же точно на протяжении всей своей карьеры автор понимал детей и их наивное мировоззрение. Джон Хьюз запросто мог поставить себя на место восьмилетнего парня, который радуется большой сырной пицце и впервые в жизни вкусил вседозволенность. Причем речь не только о веселящемся ребенке без присмотра — это хоть и гипертрофированная, но все-таки жизненная история уставших многодетных родителей, которые, представьте, забыли одного из множества своих детей дома. Ну с кем не бывает!